Целевой блок |
Тема | Народы и государства доколумбовой Америки. |
Проблема урока | Выяснить уровень развития доколумбовой Америки в сравнении со средневековыми европейскими государствами, какой вклад они внесли в историю человечества. |
Планируемый результат Задачи урока | Предметный: указывают хронологические рамки событий, происходивших в средневековом Китае; читают историческую карту с опорой на легенду; знают особенности развития народов Америки в Средние века; объясняют значение понятий Новый Свет, Старый Свет, майя, ацтеки, инки, Верховный инка; проводят поиск необходимой информации в историческом источнике; знают основные достижения культуры народов Америки, определяют их значение для мировой культуры. Личностный: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям, понимают культурное многообразие мира, причины успеха в учебной деятельности, понимают значение знаний для человека и принимают его. Метапредметный: Регулятивные УУД: определяют совместно с учителем цель и задачи урока и способы их достижения, осуществляют контроль учебной деятельности (самоконтроль и взаимный контроль), дают оценку по результатам деятельности (взаимное оценивание). Коммуникативные УУД: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Познавательные УУД: общеучебные – осуществляют поиск и отбор существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти); логические - строят логическую цепь рассуждений, в письменной форме анализируют объекты. Образовательные: познакомить учащихся с особенностями географического и геополитического положения, основными характеристиками природных условий и ресурсов Америки, с общей характеристикой населения стран Америки. Способствовать развитию: умения работать с разными источниками знаний – учебником, картами, умение анализировать и делать выводы. Воспитывать: внимательность, сосредоточенность, умение работать самостоятельно. |
Инструментальный блок |
Тип урока | урок открытия новых знаний |
УМК Ресурсы: | Учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. Всеобщая история. История средних веков, 6 класс - презентация - раздаточный материал |
Организационно-деятельностный блок |
Основные понятия | Новый Свет, Старый Свет, майя, ацтеки, инки, Верховный инка. |
Метапредметные связи | Литература, география |
Организация пространства | Технология: проблемно-диалогическая модель урока Работа обучающихся: фронтальная, индивидуальная, в парах и группах. |
Основн. этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1 этап Актуализация знаний учащихся Закрепить знания по пройденной теме. Фронтальный опрос Индивид. работа | Какие государства мы уже изучили на уроках истории? Англия, Франция, Испания, Италия, Германия Болгария, Сербия, Византия Китай, Индия, Япония Как можно сгруппировать эти государства? Давайте назовем основные черты европейской и восточной цивилизаций: Сравнение | Европейские гос-ва | Вост. гос-ва | Уст-тво общества: | Сословное | Сословное, кастовое | Религия: | Католицизм | Сосуществование разных религий, общая - будизм | Власть: | независимые государства, объединенных духовной властью Папы римского | деспотическая власть монарха | Хозяйство: | феодальные отношения, основанные на частной собственности | значительная роль общины, правитель являлся верховным собственником земли | - все ли поняли тему пройденных уроков? Чтобы понять, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, предлагаю обратить внимание на экран Что же здесь показаны, и по какому признаку образованы эти овощи? О чем же мы будем разговаривать на этом уроке? Сформулируйте тему урока. Таким образом, есть известное выражение «окно в Европу» благодаря внешней политике Петра I. Сегодня мы с вами откроем окно в Америку. | Группирую государства: Англия, Франция, Испания – сильные централизованные государства, где власть короля абсолютна Италия, Германия – раздробленные государства, где власть принадлежала крупным феодалам или городскому самоуправлению в лице отдельных правителей Болгария, Сербия, Византия – раздробленные государства, которые были захвачены турками-османами и одно из них даже перестало существовать (Византия в 1453 году) Китай, Индия, Япония - Фронтальная работа Работа индивидуально: по рисункам на экране определяют, о каких странах будет идти речь на уроке Определяют признаки: на рисунках овощи –выходцы из Америки Формулируют тему урока «Народы и государства доколумбовой Америки» | Познавательные: Анализировать и обобщать, делать выводы, определять понятия; Коммуникативные: владеют диалогической формой речи Регулятивные: участвуют в диалоге, формулируют ответы, приводят примеры |
2 этап. Мотивация Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Создание проблемной ситуации. (работа в парах) | Вашему вниманию на экране дано высказывание американского археолога 20 века Сильвануса Морли: о чем свидетельствует отрывок из документа? «… главной причиной упадка цивилизации стало истощение почв: они не знали металлов, плуга и использовали подсечно-огневое земледелие, в результате чего превратили свою землю в засушливую степь; так же не знали колесных повозок, домашних животных, гончарного круга, … но за пятнадцать веков до Колумба изобрели точный солнечный календарь, предсказывали солнечное и лунное затмение, создали единственный в Америке развитую иероглифическую письменность» (из научно-популярного сайта - Сильванус Морли, американский археолог нач. 20 века ) Т. О. есть ли противоречие в документах? стоит проблема? Проблема урока: «Выяснить уровень развития доколумбовой Америки в сравнении со средневековыми европейскими государствами, какой вклад они внесли в историю человечества» (проблема в тетрадь) Для того чтобы добиться нашей цели, какой алгоритм действий мы должны выполнить? На доске пишется план урока: Народы и государства доколумбовой Америки. Занимаемая территория и основные занятия. Достижения в науке, культуре. Особенности развития цивилизаций Америки. | Анализируют высказывания, делают выводы: Противоречие в документе: - не знали того, что было у европейцев уже было в быту (плуг, металл и др.) - использовали то, чего еще европейцы не знали (календарь и др.) - особенности развития народов Америки, - на каком уровне развития находились жители Америки в сравнении с европейцами? Предлагают план изучения темы, записывают в тетради | Познавательные: определять понятия Находить информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его Личностные: Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции Регулятивные: Определять цель, проблему урока |
3 Этап. Поиск решения учебной задачи, проблемы (физкультминутка до начала работ в группах) | Для облегчения восприятия большого объема информации учитель предлагает ученикам заполнить таблицу - задание: представить классу характеристику одного из народов Америки в Средние века. Каждая группа изучает пункты параграфа, которые рассказывают об истории определённой цивилизации: Название племени | Занимаемая территория | Занятия | Общественные отношения | Достижения культуры | 1. Ацтеки | 1 гр | 1 гр | 2 гр | 2 гр | 2. Майя | 3 гр | 3 гр | 4 гр | 4 гр | 3. Инки | 5 гр | 5 гр | 6 гр | 6 гр | | Читают текст учебника, заполняют соответствующий раздел пп. 32 Правила работы в группе (!!!!!) 1.выбор руководителя, координатора работы 2.совместная работа 3.координатор анализирует работу каждого в группе (в оценочном бланке) | Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; Регулятивные: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально Коммуникативные: Организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей |
4 этап. Первичное осмысление и закрепление знаний (выступление групп) | Время вышло, заслушиваются ответы групп (обратить внимание на заполнение тех. карт) отметить следующие характерные особенности древних цивилизаций Америки, которые сохранились и в период Средневековья. Всем классом выводят «особенности развития» (Выходят к доске и показывают территории проживания инков, майя, ацтеков Майя: проживали на полуострове Юкатан, Ацтеки: Мексиканское плоскогорье (столица Теночтитлан), Инки: на западе Южной Америки в центральных Андах, раскинулась страна инков Перу – с центром в городе Куско | Отчеты групп (презентация св. страны) вызванные ученики каждой группы рассказывают о своем народе, опираясь на таблицу: - Наша группа, поработав над учебным материалом, пришла к выводу: - ученики говорят о развитии, выделяют достижения, отмечают характерные особенности древних цивилизаций народов Америки, которые сохранились и в период Средневековья | Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; Коммуникативные: Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей |
5 этап. Выражение решения, применение нового знания. Рефлексия. | Ученикам предлагается вспомнить, как была сформулирована проблема в начале урока, какие были высказаны предположения, гипотезы, к каким выводам пришли в итоге? На данном этапе задается обучающимся несколько вопросов: - “Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?”, - “Чьи версии подтвердились?”, - “Как вы оцениваете свою работу?” Понравился ли вам урок, принес ли он вам новые знания, эмоции. Я предлагаю ответить на вопросы что присущие цивилизациям доколумбовой Америки (хлопаем в ладоши, если эта черта была присуща цивилизациям доколумбовой Америки. Сидим молчим, если это было не свойственно цивилизациям доколумбовой Америки) | Учащиеся дополняют предложения. - Сегодня я узнал - Я понял, что - Теперь я могу Выступление координатора группы о работе одноклассников | |
6 этап. Информация о домашнем задании | Три уровня домашнего задания: | Прочитать . § 6, 1. «Удовлетворительно» - рассказ, описание одного народа, племени Африки; 2. «Хорошо» - в чём сходства и различия в развитии народов доколумбовой Америки и Африки; 3. «Отлично» - написать сочинение о путешествии к индейцам доколумбовой Америки или к племенам Африки. | |