План-конспект урока
Ф.И.О. Бабкина О. Д.
Предмет: русский язык
Класс: 11-А
Тип урока: закрепление и систематизация знаний
Тема | Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля |
Цели | Образовательные: повторить структуру сочинения по прочитанному тексту, особенности определения проблемы, типы проблем, виды комментария. Развивающие: развивать умение работать с текстами разных стилей, анализировать тексты, используя метод Интеллект-карт Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову, интерес и уважение к родному языку. |
Формирование УУД | ЛичностныеУУД: положительные нравственные качества; действия нравственно-этического оценивания. Регулятивные УУД: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание; вести диалог, слушать собеседника. Познавательные УУД: самостоятельно формулировать цель урока, определять задачи; составлять алгоритм действий и пользоваться им; использовать метод Интеллект-карт для извлечения информации и структурирования. |
Межпредметные связи | Литература |
Оборудование | Карта урока для ученика, презентация, раздаточный материал, карточки |
Ход урока
№1. Дорогу осилит идущий
(работа с эпиграфом)
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня моими помощниками на уроке будут эксперты – учащиеся, которые имеют высокий уровень знаний по русскому языку (фамилии).
№ 2. Слово учителя: Сегодня мы продолжим наш путь к итоговой аттестации по русскому языку. До экзамена осталось всего 83 дня.
Задание.
Запишите сегодняшнее число и предложение: Я думаю о 83 (прописью) днях, которые подарила мне судьба для подготовки к ГИА.
Проверьте правильность написания. №3
Какие числительные вы использовали?
Просклоняйте числительное 83 (дня).
(Один ученик у доски, остальные работают в тетрадях) Проверяют эксперты
Слово учителя: У вас, ребята, в запасе 83 дня, чтобы подготовиться к экзамену и достойно выдержать его.
Синтаксический разбор предложения (один ученик у доски)
Орфоэпическая разминка:
аэропОрты, бАнты, бухгАлтеров, вероисповЕдание, граждАнство, диспансЕр, жалюзИ, мЕстностей, газопровОд, нефтепровОд, водопровОд, красИвее, мозаИчный оптОвый, прозорлИва, ободрИшься, одолжИт, премировАть
Поменяйтесь листочками с соседом по плечу и проверьте: без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», больше – «2».
Эксперты фиксируют оценки в ведомости.
2) Сообщение темы урока. Постановка цели и задач.
- В каком формате будет проходить экзамен по русскому языку?
- Написание сочинения на основе прочитанного текста.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
№ 5. Тема нашего сегодняшнего урока звучит следующим образом:
Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля (ЗАПИСАТЬ ТЕМУ)
№6. Анализируя формулировку темы, определите, что вы должны узнать на уроке (цель урока), чему научиться (задачи урока) (заполнение ИК1):
№ 7
3) Закрепление и систематизация знаний
№8. Давайте вспомним структуру сочинения:
Общую структуру сочинения можно представить в виде следующей ИК2:
Работа с текстом – это трудоемкий процесс. Наша задача – за конкретными поступками, событиями, размышлениями увидеть то, на что обращает автор особое внимание.
Что же такое проблема текста?
Проблема текста – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения. Вопрос, над которым размышляет автор.
Выявление и формулирование проблемы – это один из важных этапов работы над сочинением, по всем пунктам сочинения вы будете работать только с этой проблемой.
№9. Слово учителя. Проблема - вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может затрагивать разные стороны жизни: внутренний мир человека или жизнь природы, общества и многие другие. Поэтому выделяют различные виды проблем:
- философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);
- социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);
- политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);
- экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);
- нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).
Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом.
№10
Задание
Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствия.
1.В чем опасность политики национализма? | А. Философская |
2. Можно ли избежать социальной несправедливости? | Б. Политическая |
3. В чем смысл человеческой жизни? | В. Экологическая |
4. Нужно ли заботиться об окружающих людях? | Г. Нравственная |
5. Имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природы? | Д. Эстетическая |
6. Какова роль искусства в жизни человека? | Е. Социальная |
№11
Запомните определение типов проблем, они важны при написании комментария.
№ 12. Слово учителя: Определяя проблемы, вы встречаете тексты разных стилей. Назовите их (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный). Но чаще всего вам встречаются тексты публицистического и художественного стилей.
Об особенностях публицистического стиля расскажет ___________________________
Работа с текстом Владимира Алексеевича Солоухина.(1924-1997) Составление алгоритма. ПРИЛОЖЕНИЕ
Текст читает ______________________
У человека самая яркая пора - детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но увы, недоступная больше страна - остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. Например, моя жена в детстве перенесла голод. Они ели тогда какие-то ужасные, черные, как земля, клеклые блины из полусгнившей сырой картошки. И вот теперь, когда за витринами магазинов лежат греческие маслины, копченая рыба, куропатки и даже мясо кальмаров, высшим лакомством для жены остаются эти картофельные оладьи. Они, правда, какие-то немножко не те, несмотря на то, что она готовит их сама. Но это лишь потому, что слишком свежа картошка. Ничего не поделаешь. Воспоминание детства.
Но ведь детство было и у человечества в целом. Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом. Все, от лесного ореха до мяса мамонта, от рыбины до гриба, приходилось добывать самому. В те времена охота, рыболовство, собирание даров леса, в том числе и грибов, было не забавой, не увлечением, не страстью отдельных чудаков, но бытом, повседневностью, жизнью. Точно так же как детство просто человека это не игра в куклы или в солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответственный, ибо именно в детстве формируется характер человека, именно в детстве его постигают всякие неожиданности, способные оборвать, довольно слабенькую в то время, ниточку жизни. То, что страшно яблоневому ростку, не страшно взрослой крепкой яблоне.
Владимир Алексеевич Солоухин - русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».
Алгоритм выявления проблемы в публицистическом тексте
Определить ключевые слова в тексте.
Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт, размышление?
Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова.
№12.
Слово учителя: К какой проблеме обращается В. Солоухин в данном тексте? В чем, по мнению автора, значимость детства для человека?
Слово учителя: Проблему можно записать двумя способами:
В виде вопроса: Какова роль детства в жизни человека? Какова значимость такой поры как детство для человека? | В виде словосочетания: Проблема (чего?) Вопрос (о чем?) |
Учащиеся самостоятельно формулируют проблему.
Следующий этап – это оформление вступления наших сочинений. Для этого мы будем использовать клише. Клише – типовые конструкции, помогающие организовать структуру сочинения. ПРИЛОЖЕНИЕ
5) Первичная проверка понимания
Оформление вступления с использованием клише (приложение № 2)
Слово учителя: Следующий шаг – комментирование проблемы. Комментарий – это замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы. Автор текста передает нам свои мысли, зашифровывая их. Наша задача – показать путь, которым следует автор, раскрывая проблему. И здесь нам тоже помогут клише комментирования проблемы. Для каждого типа текста они свои. ПРИЛОЖЕНИЕ
Продолжим работу с Интеллект-картами: запишем тип проблемы, комментируя выражениями-клише.
№ 13
От каждой группы зачитываются вступление и комментарий
Слово учителя: Сегодня мы с вами работали с текстами публицистическими. Укажите, как в них выражается проблема?
тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;
в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац).
№ 14
Об особенностях художественного стиля расскажет ___________________________
А теперь попробуем определить проблему текста художественного стиля и посмотрим, как она выражается.
Работа с текстом И. Тургенева. Составление Интеллект-карты, алгоритма. ПРИЛОЖЕНИЕ
Два богача
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, - я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить…
- А мы ее… не соленую, - ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
Проанализировать поступки, отношения, речь героев.
Определить, какие существительные называют человеческие качества, присущие героям текста (долг, совесть, доброта, милосердие, жестокость, трусость и т. д.)
Определить, какие прилагательные определяют данные качества.
Сформулировать проблему, используя данную информацию.
№15
Слово учителя: Заявлена ли эта проблема в тексте открыто? - Нет.
Как же она выражается? - через описания, поступки героев, их речь, мысли, поведение и т.д.
О ком пишет Тургенев? Какие поступки описаны в тексте? С какой стороны они характеризуют героев? На чьей стороне симпатии автора?
Слово учителя: Проблему можно записать двумя способами
Формулирование проблемы
1 способ | 2 способ |
В виде вопроса | В сочетания слов Проблема (КОГО? ЧЕГО?) Вопрос (О ЧЕМ?) |
Что такое истинная и ложная любовь? | Проблема истинной и ложной любви Вопрос об истинной и ложной любви |
Дети самостоятельно формулируют проблему.
Оформление вступления с использованием клише (приложение № 2)
№ 16. Комментирование проблемы.
Оформление комментария с использованием клише
Публицистический текст | Художественный текст |
____________________________ обратился к _____________________________ проблеме, которая имеет ________________. значение для каждого человека. Публицист с восхищением пишет о ___________________ _____________________________________________________________________________. Автор отмечает, что___________________ _____________________________________________________________________________. Он считает, что _______________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. | ______________________обратился к ______________________________________проблеме, которая имеет ___________ значение во все времена. Писатель размышляет о_________________________ ___________________________________________________________________________. Автор хвалит_________________________ ___________________________________________________________________________. Но его симпатии _____________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
НЕ ЗАБУДЬТЕ! Избегайте речевых ошибок: ФИО автора – писатель (публицист, ученый т. д) – он – по мнению автора.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Выставление оценок, объяснение домашнего задания.
Написать сочинение по тексту Д. Лихачёва (№ 50) «Что объединяет людей»
Составить интеллект-карту к тексту № 49 - «Человек создан для познания»
(По М. Сергеевой)
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Слово учителя
Вернитесь к целям и задачам урока.
Определите, добились ли вы намеченного.
Поставьте себе плюсы или минусы.
Возвращаемся к эпиграфу.