Тема: Вынесение общего множителя за скобки
Класс: 7Б
Дата: 20.11.2014г
Цели:
Познавательная – рассмотреть понятия разложения многочлена на множители и вынесения общего множителя за скобки, научить применять эти понятия при выполнении упражнений.
Развивающая – развитие мышления, речи, памяти, умение выделить главное, оценивать значения.
Воспитывающая – воспитание общей культуры, активности, самостоятельности, умение общаться.
Тип урока: изучение новых знаний.
Формы работы:
Методы работы:
словесный;
наглядный;
практический.
Технологии:
игровые;
рефлексивные;
здоровьесберегающие;
информационные.
План урока:
Организационный момент;
Постановка цели урока;
Актуализация опорных знаний;
Вводная беседа учителя;
Изучение новой темы;
Работа с учебником;
Самостоятельная работа;
Физкультминутка;
Фронтальная работа;
Подведение итогов урока.
Ход урока:
I. Организационный момент. Слайд 1
II. Постановка цели урока. Слайд 2
Слайд 3
Сегодня на уроке мы рассмотрим понятия разложение многочлена на множители и вынесение общего множителя за скобки, научимся применять эти понятия при выполнении упражнений. А также будем учиться умению общаться друг с другом, развивать мышление, речь, память.
III. Актуализация опорных знаний. Слайд 4
1) Что такое многочлен?
2) Что называется одночленом?
3) Подобные одночлены – это…?
4) Как возвести одночлен в степень?
5) Как найти степень многочлена?
6) Правило сложения многочленов?
7) Правило вычитания многочленов?
8) Правило умножения многочленов?
9) Правило деления многочленов?
IV. Вводная беседа учителя. Слайд 5
1) Рассмотрите картинки и назовите то, что вы видите на ней одним словом.
1. Школа | Ш |
2. Телефон | Т |
3. Игра | И |
4. Фотоаппарат | Ф |
5. Ель | Е |
6. Лось | Л |
7. Степень, множитель, циркуль, конь | Ь |
Из первых букв названных слов получилась фамилия немецкого математика.
Слайд 5
Историческая справка: Михель Штифель (1487-1567), немецкий математик и странствующий проповедник; автор книги “Полная арифметика», он ввёл термин «показатель степени», а также рассматривал свойства многочленов и внес существенный вклад в развитие алгебры.
Слайд 6
Учитель: Когда человек узнает какую – то новую информацию, он воспринимает ее с помощью трех биологических анализаторов: зрительного, слухового и путем соприкосновения. Как это происходит?
Одним людям, чтобы лучше запомнить новую информацию нужно только увидеть. Другим недостаточно увидеть, им надо еще и услышать информацию. Ну а третьим надо увидеть, услышать и еще пощупать, чтобы они убедились в новой информации.
Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
Конфуций.
V. Изучение новой темы.
Учитель: Давайте приступим к изучению новой темы, которая называется: “Вынесение общего множителя за скобки ”.
Я ставлю перед вами задачу: рассмотреть понятие разложения многочлена на множители и правило вынесения общего множителя за скобки.
1) Для начала я предлагаю вам пример на умножение одночлена на многочлен: Слайд 7
2 х ( х2+4 х у – 3)= 2х3+ 8х2 у – 6х
2) Напишем правило умножения одночлена на многочлен в виде схемы. Слайд 7
Учитель: Скажите, пожалуйста, учитывая, что между выражениями стоит знак равенства, я могу написать это свойство в виде: Слайд 7
Какой анализатор здесь воспринимает информацию? (зрительный)
Оказывается, что разложение на множители выражения – это операция, обратная почленному умножению одночлена на многочлен.
Попробуйте сформулировать правило разложения многочлена на множители.
Разложить на множители – значит вынести за скобки общий множитель. Слайд 8
2 х3 + 8 х2 у – 6 х = 2 х ( х2 + 4 ху – 3).
Учитель: Я приведу пример вынесения множителя за скобки в русском языке. В выражении “Взять книгу, взять ручку, взять тетрадь” функцию общего множителя выполняет глагол “взять”, а книга, тетрадь и ручка – это дополнения.
Это же выражение можно сказать по другому “взять книгу, тетрадь и ручку”. Это то же, что 3а + 3в + 3с = 3 (а + в + с). Слайд 8
А в этом примере, какой биологический анализатор работает? (слуховой)
Итак, давайте подведем черту. Что значит вынести общий множитель за скобки? Отвечают учащиеся.
Учитель: Вынесение общего множителя за скобки позволяет некоторые расчеты сделать более простыми, рациональными.
Найдите значение выражения: Слайд 9
2,28*3,57 + 6,43*2,28 = 2,28(3,57 + 6,43)=22,8
VI. Работа с учебником.
Учитель: Выполнить № 132, № 134, № 135 (1-3).
№132
1) 2(а+3) 4) b(a-b) 7) y(y+b) 10) 3x(1+2y+3x)
2) x(6y+1) 5) 3m5(3m3+2) 8) x3(1-2x+3x2) 11) 6xy(2x-3y-5)
3) 4(2m-3n) 6) c(c-1) 9) x4(4x-7)
№134
1) a(x+y+z) 4) (x2+y2)(a+b) 7) x(a+b)-y(a+b)=(a+b)(x-y)
2) x2(x2+x-1) 5) (x-y)(a2-ab+b2) 8) n2(n+12)-1(n+12)=(n+12)(n2-1)
3) –x(a+b+c) 6) x(a+b)+y(a+b)=(a+b)(x+y)
№135
1) mx+2m 2) 2xy-4x 3) 5a3-10b2
VII. Самостоятельная работа. Слайд 10
Вынести за скобки общий множитель.
1. 10 а – 10 в 2. 3 ху – х2 у2 . 3. 5 у2 + 15 у 3 4. авс + а2 в2 с2. 5. 3 а + 9 а в. | 1. 8 а + 8 в. 2. 4 х у + х3 у3. 3. 3 в у – 6 в. 4. х2 у2 z2 + х у z. 5. а2 – а в. |
Учитель: Попрошу вас обменяться и проверить друг друга. Слайд 11
Критерии оценок. Слайд 12
VIII. Физкультминутка.
Учащимся зачитываются высказывания. Если высказывание верно, то учащиеся должны поднять руки вверх, а если неверно, то присесть за парту.
Многочленом называется сумма одночленов (Да).
30 = 3 (Нет).
Наибольшим общим множителем многочлена 20ав+16в2 является 4в (Да).
Наибольшим общим множителем многочлена 8ху+2ху2 является ху (Нет).
23=6 (Нет).
1,25ав*0,8=ав (Да).
22*23=32 (Да).
IX. Фронтальная работа (на внимательность, на усвоение новых правил). Слайд 13
На доске записаны выражения. Найти в этих равенствах ошибки, если они имеются и исправить.
1) 2 х3 – 3 х2 – х =х (2 х2 – 3 х).
2) 2 х + 6 = 2 ( х + 3 ).
3) 8 х + 12 у = 4 (2 х - 3у).
4) а6 – а2 = а2 (а2 – 1).
5) 4 -2а = – 2 (2 – а).
X. Подведение итогов урока.
Учитель: Это был урок – поиск. Мы с вами искали точки соприкосновения друг с другом, учились общаться, а также раскрыли один из методов объяснения и закрепления темы.
Рефлексия. Слайд 14
узнал (а)
всё понял(а)
Я
понял(а), но не всё
затрудняюсь
многое было непонятно
Самооценка за урок «5» «4» «3» Моё настроение
(обведите нужное)
Оценки за урок.
Благодарю всех за урок. Урок окончен.
2