Выполнение внеаудиторных самостоятельных работ по русскому языку и литературе
Автор методической разработки:
преподаватель русского языка и литературы
Савенкова Наталья Николаевна
Цели:
- Показать систему работы по выполнению студентами самостоятельных внеаудиторных заданий по дисциплине «Русский язык и литература».
- Предложить интересные, развивающие формы выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по русскому языку и литературе, способствующие достижению таких учебных целей, как:
- систематизация, расширение и применение полученных знаний;
- совершенствование умения логически мыслить, опознавать, анализировать классифицировать языковые факты.
- повышение уровня практического владения современным русским языком;
- расширение и обогащение активного словарного запаса, необходимого для содержательного повседневного общения;
- повышение уровня общей и речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;
- развитие навыков самостоятельной работы
Руководство самостоятельной работой студентов и её оценка
- Руководство самостоятельной внеаудиторной работой преподаватель осуществляет при выдаче заданий и при их проверке, объясняя студенту, что нужно исправить, что и как можно улучшить в уже готовой работе.
- Некоторые самостоятельные работы студентов прослушиваются на занятиях и анализируются преподавателем, другие только проверяются. Результаты работы оцениваются по 5-ти бальной системе с выставлением оценки в журнал.
Примеры заданий для самостоятельной внеаудиторной работы студентов,
комментарии к ним
и
методические рекомендации
по их выполнению
Составление тестов и карточек
- Составление тестов в форме ЕГЭ, карточек с заданиями, тренирует селективные способности студентов (умение выбрать из множества вариантов, которые есть в Интернете, те, что требуются по конкретной теме).
- Эти задания вырабатывают умение чётко формулировать учебную задачу, а значит, правильно и доступно излагать свои мысли;
- помогают проверить и закрепить имеющиеся знания при составлении листов ответов на тесты или карточки.
Примеры заданий по составлению тематических карточек или тестов
Составить тест по теме «Чередование гласных в корнях слов»
Каждое из заданий теста может содержать 3-4 вопроса (позиции), из которых необходимо выбрать верное (или неверное). Количество заданий в тесте – от 8 до 12. К тесту на дополнительном листе должны прилагаться «ключи» (ответы на заданные вопросы).
При подготовке задания можно использовать материалы основного или любого другого учебного пособия по русскому языку, а также Интернет.
Составить карточку или тест по теме «Правописание окончаний и суффиксов существительных»
Карточка может содержать 8-10 словосочетаний или коротких предложений по теме. В существительных должны быть пропущены окончания или суффиксы. Второй лист задания должен состоять из тех же словосочетаний или предложений, но уже без пропусков морфем. Вставленные суффиксы и окончания надо выделить графически, выбор написаний письменно кратко объяснить. Например, объясняя выбор окончания существительного, надо в скобках после него записать его род, склонение и падеж.
Если обучающийся составляет тест, то каждое из его заданий может содержать 3-4 вопроса (позиции), из которых необходимо выбрать верное (или неверное). Количество заданий в тесте – от 8 до 12. К тесту на дополнительном листе должны прилагаться «ключи».
Пример тематической учебной карточки
- Задание: вставить пропущенные окончания; обосновать свой выбор определением склонений и падежей существительных.
- В волнени… и беспокойств…; в длинной верениц…; удивляться дикост…; побывать в Астрахан…; готовиться к деятельност… в правительств…; без шапк… на темен… и в утреннем халат…; вступил во владени… квартир…; об особенностях выполнени… этого задани… прочти в инструкци…; не думал об опасност…; на территори… заповедник…
Вид самостоятельной работы: трансформация текстов
- Составление обобщающих учебный материал таблиц или схем-алгоритмов (пошаговых технологий рассуждения) требует от обучающихся умения трансформировать тексты из одной формы в другую и быстро понимать информацию, по-разному оформленную. Перед тем как самостоятельно сделать такую работу, студенты обязательно выполняют аналогичные задания на аудиторных занятиях вместе с преподавателем.
Примеры заданий по трансформации текстов: составить графическую схему «Знаки препинания в предложениях с однородными членами (ОЧП) и обобщающими словами при них (основные случаи)»
- Для выполнения задания по теме можно пользоваться материалами основного учебника или информацией любого другого учебного пособия по русскому языку. Необходимо использовать известные графические символы и обязательно приводить по 2-3 примера на каждую из позиций (пунктов) графической схемы.
- Работа выполняется шрифтом Times new Roman и представляется в печатном виде на листах формата А-4 или на том же формате в рукописном варианте, а также в тетрадях для домашних и классных работ по русскому языку.
Оформить в виде графической схемы алгоритм проверки гласных после шипящих и «ц».
- Используя материалы таблицы, оформленной в классной тетради, или информацию из любого пособия по русскому языку составить алгоритм (пошаговую технологию рассуждения) выбора написаний гласных после шипящих и «ц».
Пример выполнения графической схемы-алгоритма
Задания следующего вида тренируют и дисциплинируют мышление, делают выбор написания не интуитивным, а осознанным
Пример: сделать подборку слов по теме «Правописание гласных после шипящих и «ц» в разных частях слова, графически проанализировав написание
- Подборка должна содержать 2-3 слова (примера) по каждой из позиций учебной таблицы, записанной в рабочей тетради по русскому языку. Каждое из выписанных слов надо графически проанализировать и сопроводить пояснениями, обосновав тем самым выбор написания.
- При подготовке работы можно пользоваться материалами упражнений любого учебного пособия по русскому языку.
- Работа набирается 14-м шрифтом Times new Roman через 1.5 интервала и представляется в печатном виде на листах формата А-4. Возможно выполнение работы в тетрадях для домашних и классных работ по русскому языку.
Главная цель написания небольших домашних сочинений или эссе – развитие речи, умения свободно выражать и излагать свои мысли.
- Написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Почему необходимо делать домашнее задание».
- Сочинение может содержать 10-15 предложений. Тезис «Домашнее задание необходимо выполнять» надо подтвердить несколькими аргументами, в конце сделать общий вывод.
- Работа набирается 14-м шрифтом Times new Roman через 1.5 интервала и представляется в печатном виде на листах формата А-4. Возможно выполнение работы в тетрадях для домашних и классных работ по русскому языку.
- Написать эссе на тему «Трудно ли стать хорошим специалистом».
- Эссе представляет собой небольшой рассказ.Надо изложить свои рассуждения и попробовать объяснить свою точку зрения.
- Работа набирается 14-м шрифтом Times new Roman через 1.5 интервала и представляется в печатном виде на листах формата А-4.
Составление учебных кроссвордов
- Учебными целями при самостоятельном составлении кроссвордов могут быть: закрепление имеющихся знаний по конкретной теме, подготовка к итоговым испытаниям по русскому языку, обогащение и активизация лексикона, расширение лингвистического кругозора, выработка умения устанавливать ассоциативные связи, развитие мышления. Эта форма самостоятельной работы, помимо лингвистической эрудиции, требует также проявления творческого начала
- Самостоятельно составленные студентами кроссворды не должны быть очень трудными, но в то же время и не слишком простыми.
- Примерные виды вопросов приводятся преподавателем при объяснении целей и задач работы по составлению тематического кроссворда.
Составить кроссворд по теме «Богатство лексики русского языка».
- В качестве заданий кроссворда могут предлагаться, например, такие: узнайте лингвистический термин по его описанию; замените данные слова их синонимами (антонимами); замените заимствованные слова общеупотребительными русскими аналогами; отгадайте слово, используя архаизмы (историзмы) и т.п..
- Работа, выполняемая на листах формата А-4, должна содержать 4 или 3 страницы (кроме титульного листа). На первой из них дается пустая кроссвордная сетка с номерами вопросов по вертикали и горизонтали, на второй – вопросы по теме кроссворда, на третьей – ответы, на четвёртой (выполняется по желанию студента) – заполненная ответами кроссвордная сетка.
Подготовка докладов и рефератов
- Пример: доклад по теме «Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
- Подбор литературы производится обучающимся самостоятельно по базам данных в системе Интернет и другим источникам.
- Работа набирается 14-м шрифтом Times new Roman через 1.5 интервала, представляется в печатном виде на листах формата А-4.
Заключение
- Важнейшими функциями внеаудиторной самостоятельной работы являются воспитание морально-волевых качеств обучающихся, а также инициативы, активности – качеств, без которых невозможен продуктивный творческий труд, в том числе и профессиональный.
- В.А.Сухомлинский советовал: «Не обрушивайте на ребенка лавину знаний…», так как под ней «…могут быть погребены пытливость и любознательность». Нужно учить молодых учиться, самостоятельно и заинтересованно, проявляя целеустремлённость, настойчивость, получая удовольствие от процесса поиска новой информации и от умения красиво, логично её преподнести.
- Литература:
- Т. В. Шклярова. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!» (пособие для средней школы). - М.: «Грамотей», любое издание
- В. Д. Янченко. Русский язык. ЕГЭ. Тематические тренировочные кроссворды. – М.: РИПОЛ классик, 2009