СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выполнение внеаудиторных самостоятельных работ по русскому языку и литературе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выполнение внеаудиторных самостоятельных работ по русскому языку и литературе»

  Выполнение внеаудиторных самостоятельных  работ по русскому языку и литературе Автор методической разработки: преподаватель русского языка и литературы Савенкова Наталья Николаевна

Выполнение внеаудиторных самостоятельных работ по русскому языку и литературе

Автор методической разработки:

преподаватель русского языка и литературы

Савенкова Наталья Николаевна

Цели: Показать систему работы по выполнению студентами самостоятельных внеаудиторных заданий по дисциплине «Русский язык и литература». Предложить интересные, развивающие формы выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по русскому языку и литературе, способствующие достижению таких учебных целей, как: систематизация, расширение и применение полученных знаний; совершенствование умения логически мыслить, опознавать, анализировать классифицировать языковые факты. повышение уровня практического владения современным русским языком; расширение и обогащение активного словарного запаса, необходимого для содержательного повседневного общения; повышение уровня общей и речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности; развитие навыков самостоятельной работы

Цели:

  • Показать систему работы по выполнению студентами самостоятельных внеаудиторных заданий по дисциплине «Русский язык и литература».
  • Предложить интересные, развивающие формы выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по русскому языку и литературе, способствующие достижению таких учебных целей, как:
  • систематизация, расширение и применение полученных знаний;
  • совершенствование умения логически мыслить, опознавать, анализировать классифицировать языковые факты.
  • повышение уровня практического владения современным русским языком;
  • расширение и обогащение активного словарного запаса, необходимого для содержательного повседневного общения;
  • повышение уровня общей и речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;
  • развитие навыков самостоятельной работы
Руководство самостоятельной  работой студентов и её оценка Руководство самостоятельной внеаудиторной работой преподаватель осуществляет при выдаче заданий и при их проверке, объясняя студенту, что нужно исправить, что и как можно улучшить в уже готовой работе. Некоторые самостоятельные работы студентов прослушиваются на занятиях и анализируются преподавателем, другие только проверяются. Результаты работы оцениваются по 5-ти бальной системе с выставлением оценки в журнал.

Руководство самостоятельной работой студентов и её оценка

  • Руководство самостоятельной внеаудиторной работой преподаватель осуществляет при выдаче заданий и при их проверке, объясняя студенту, что нужно исправить, что и как можно улучшить в уже готовой работе.
  • Некоторые самостоятельные работы студентов прослушиваются на занятиях и анализируются преподавателем, другие только проверяются. Результаты работы оцениваются по 5-ти бальной системе с выставлением оценки в журнал.
Примеры заданий для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, комментарии к ним и  методические рекомендации по их выполнению

Примеры заданий для самостоятельной внеаудиторной работы студентов,

комментарии к ним

и

методические рекомендации

по их выполнению

Составление тестов и карточек Составление тестов в форме ЕГЭ, карточек с заданиями, тренирует селективные способности студентов (умение выбрать из множества вариантов, которые есть в Интернете, те, что требуются по конкретной теме).  Эти задания вырабатывают умение чётко формулировать учебную задачу, а значит, правильно и доступно излагать свои мысли; помогают проверить и закрепить имеющиеся знания при составлении листов ответов на тесты или карточки.

Составление тестов и карточек

  • Составление тестов в форме ЕГЭ, карточек с заданиями, тренирует селективные способности студентов (умение выбрать из множества вариантов, которые есть в Интернете, те, что требуются по конкретной теме).
  • Эти задания вырабатывают умение чётко формулировать учебную задачу, а значит, правильно и доступно излагать свои мысли;
  • помогают проверить и закрепить имеющиеся знания при составлении листов ответов на тесты или карточки.

Примеры заданий по составлению тематических карточек или тестов

Составить тест по теме «Чередование гласных в корнях слов»

Каждое из заданий теста может содержать 3-4 вопроса (позиции), из которых необходимо выбрать верное (или неверное). Количество заданий в тесте – от 8 до 12. К тесту на дополнительном листе должны прилагаться «ключи» (ответы на заданные вопросы).

При подготовке задания можно использовать материалы основного или любого другого учебного пособия по русскому языку, а также Интернет.

Составить карточку или тест по теме «Правописание окончаний и суффиксов существительных»

Карточка может содержать 8-10 словосочетаний или коротких предложений по теме. В существительных должны быть пропущены окончания или суффиксы. Второй лист задания должен состоять из тех же словосочетаний или предложений, но уже без пропусков морфем. Вставленные суффиксы и окончания надо выделить графически, выбор написаний письменно кратко объяснить. Например, объясняя выбор окончания существительного, надо в скобках после него записать его род, склонение и падеж.

Если обучающийся составляет тест, то каждое из его заданий может содержать 3-4 вопроса (позиции), из которых необходимо выбрать верное (или неверное). Количество заданий в тесте – от 8 до 12. К тесту на дополнительном листе должны прилагаться «ключи».

Пример тематической учебной карточки Задание: вставить пропущенные окончания; обосновать свой выбор определением склонений и падежей существительных. В волнени… и беспокойств…; в длинной верениц…; удивляться дикост…; побывать в Астрахан…; готовиться к деятельност… в правительств…; без шапк… на темен… и в утреннем халат…; вступил во владени… квартир…; об особенностях выполнени… этого задани… прочти в инструкци…; не думал об опасност…; на территори… заповедник…

Пример тематической учебной карточки

  • Задание: вставить пропущенные окончания; обосновать свой выбор определением склонений и падежей существительных.
  • В волнени… и беспокойств…; в длинной верениц…; удивляться дикост…; побывать в Астрахан…; готовиться к деятельност… в правительств…; без шапк… на темен… и в утреннем халат…; вступил во владени… квартир…; об особенностях выполнени… этого задани… прочти в инструкци…; не думал об опасност…; на территори… заповедник…
Вид самостоятельной работы:  трансформация текстов Составление обобщающих учебный материал таблиц или схем-алгоритмов (пошаговых технологий рассуждения) требует от обучающихся умения трансформировать тексты из одной формы в другую и быстро понимать информацию, по-разному оформленную. Перед тем как самостоятельно сделать такую работу, студенты обязательно выполняют аналогичные задания на аудиторных занятиях вместе с преподавателем.

Вид самостоятельной работы: трансформация текстов

  • Составление обобщающих учебный материал таблиц или схем-алгоритмов (пошаговых технологий рассуждения) требует от обучающихся умения трансформировать тексты из одной формы в другую и быстро понимать информацию, по-разному оформленную. Перед тем как самостоятельно сделать такую работу, студенты обязательно выполняют аналогичные задания на аудиторных занятиях вместе с преподавателем.
 Примеры заданий по трансформации текстов: составить графическую схему «Знаки препинания в предложениях с однородными членами (ОЧП) и обобщающими словами при них (основные случаи)» Для выполнения задания по теме можно пользоваться материалами основного учебника или информацией любого другого учебного пособия по русскому языку. Необходимо использовать известные графические символы и обязательно приводить по 2-3 примера на каждую из позиций (пунктов) графической схемы. Работа выполняется шрифтом Times new Roman и представляется в печатном виде на листах формата А-4 или на том же формате в рукописном варианте, а также в тетрадях для домашних и классных работ по русскому языку.

Примеры заданий по трансформации текстов: составить графическую схему «Знаки препинания в предложениях с однородными членами (ОЧП) и обобщающими словами при них (основные случаи)»

  • Для выполнения задания по теме можно пользоваться материалами основного учебника или информацией любого другого учебного пособия по русскому языку. Необходимо использовать известные графические символы и обязательно приводить по 2-3 примера на каждую из позиций (пунктов) графической схемы.
  • Работа выполняется шрифтом Times new Roman и представляется в печатном виде на листах формата А-4 или на том же формате в рукописном варианте, а также в тетрадях для домашних и классных работ по русскому языку.
 Оформить в виде графической схемы  алгоритм проверки гласных  после шипящих и «ц».    Используя материалы таблицы, оформленной в классной тетради, или информацию из любого пособия по русскому языку составить алгоритм (пошаговую технологию рассуждения) выбора написаний гласных после шипящих и «ц».

Оформить в виде графической схемы алгоритм проверки гласных после шипящих и «ц».

  • Используя материалы таблицы, оформленной в классной тетради, или информацию из любого пособия по русскому языку составить алгоритм (пошаговую технологию рассуждения) выбора написаний гласных после шипящих и «ц».
Пример  выполнения графической схемы-алгоритма

Пример выполнения графической схемы-алгоритма

Задания следующего вида тренируют и дисциплинируют мышление, делают выбор написания не интуитивным, а осознанным Пример: сделать подборку слов по теме «Правописание гласных после шипящих и «ц» в разных частях слова, графически проанализировав написание Подборка должна содержать 2-3 слова (примера) по каждой из позиций учебной таблицы, записанной в рабочей тетради по русскому языку. Каждое из выписанных слов надо графически проанализировать и сопроводить пояснениями, обосновав тем самым выбор написания. При подготовке работы можно пользоваться материалами упражнений любого учебного пособия по русскому языку. Работа набирается 14-м шрифтом Times new Roman через 1.5 интервала и представляется в печатном виде на листах формата А-4. Возможно выполнение работы в тетрадях для домашних и классных работ по русскому языку.

Задания следующего вида тренируют и дисциплинируют мышление, делают выбор написания не интуитивным, а осознанным

Пример: сделать подборку слов по теме «Правописание гласных после шипящих и «ц» в разных частях слова, графически проанализировав написание

  • Подборка должна содержать 2-3 слова (примера) по каждой из позиций учебной таблицы, записанной в рабочей тетради по русскому языку. Каждое из выписанных слов надо графически проанализировать и сопроводить пояснениями, обосновав тем самым выбор написания.
  • При подготовке работы можно пользоваться материалами упражнений любого учебного пособия по русскому языку.
  • Работа набирается 14-м шрифтом Times new Roman через 1.5 интервала и представляется в печатном виде на листах формата А-4. Возможно выполнение работы в тетрадях для домашних и классных работ по русскому языку.
Главная цель написания небольших  домашних сочинений или эссе  – развитие речи, умения свободно выражать и излагать свои мысли.    Написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Почему необходимо делать домашнее задание». Сочинение может содержать 10-15 предложений. Тезис «Домашнее задание необходимо выполнять» надо подтвердить несколькими аргументами, в конце сделать общий вывод. Работа набирается 14-м шрифтом Times new Roman через 1.5 интервала и представляется в печатном виде на листах формата А-4. Возможно выполнение работы в тетрадях для домашних и классных работ по русскому языку.  Написать эссе на тему «Трудно ли стать хорошим специалистом». Эссе представляет собой небольшой рассказ.Надо изложить свои рассуждения и попробовать объяснить свою точку зрения. Работа набирается 14-м шрифтом Times new Roman через 1.5 интервала и представляется в печатном виде на листах формата А-4.

Главная цель написания небольших домашних сочинений или эссе – развитие речи, умения свободно выражать и излагать свои мысли.

  • Написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Почему необходимо делать домашнее задание».
  • Сочинение может содержать 10-15 предложений. Тезис «Домашнее задание необходимо выполнять» надо подтвердить несколькими аргументами, в конце сделать общий вывод.
  • Работа набирается 14-м шрифтом Times new Roman через 1.5 интервала и представляется в печатном виде на листах формата А-4. Возможно выполнение работы в тетрадях для домашних и классных работ по русскому языку.
  • Написать эссе на тему «Трудно ли стать хорошим специалистом».
  • Эссе представляет собой небольшой рассказ.Надо изложить свои рассуждения и попробовать объяснить свою точку зрения.
  • Работа набирается 14-м шрифтом Times new Roman через 1.5 интервала и представляется в печатном виде на листах формата А-4.
Составление учебных кроссвордов  Учебными целями при самостоятельном составлении кроссвордов могут быть: закрепление имеющихся знаний по конкретной теме, подготовка к итоговым испытаниям по русскому языку, обогащение и активизация лексикона, расширение лингвистического кругозора, выработка умения устанавливать ассоциативные связи, развитие мышления. Эта форма самостоятельной работы, помимо лингвистической эрудиции, требует также проявления творческого начала Самостоятельно составленные студентами кроссворды не должны быть очень трудными, но в то же время и не слишком простыми. Примерные виды вопросов приводятся преподавателем при объяснении целей и задач работы по составлению тематического кроссворда.

Составление учебных кроссвордов

  • Учебными целями при самостоятельном составлении кроссвордов могут быть: закрепление имеющихся знаний по конкретной теме, подготовка к итоговым испытаниям по русскому языку, обогащение и активизация лексикона, расширение лингвистического кругозора, выработка умения устанавливать ассоциативные связи, развитие мышления. Эта форма самостоятельной работы, помимо лингвистической эрудиции, требует также проявления творческого начала
  • Самостоятельно составленные студентами кроссворды не должны быть очень трудными, но в то же время и не слишком простыми.
  • Примерные виды вопросов приводятся преподавателем при объяснении целей и задач работы по составлению тематического кроссворда.
Составить кроссворд по теме  «Богатство лексики русского языка».   В качестве заданий кроссворда могут предлагаться, например, такие: узнайте лингвистический термин по его описанию; замените данные слова их синонимами (антонимами); замените заимствованные слова общеупотребительными русскими аналогами; отгадайте слово, используя архаизмы (историзмы) и т.п.. Работа, выполняемая на листах формата А-4, должна содержать 4 или 3 страницы (кроме титульного листа). На первой из них дается пустая кроссвордная сетка с номерами вопросов по вертикали и горизонтали, на второй – вопросы по теме кроссворда, на третьей – ответы, на четвёртой (выполняется по желанию студента) – заполненная ответами кроссвордная сетка.

Составить кроссворд по теме «Богатство лексики русского языка».

  • В качестве заданий кроссворда могут предлагаться, например, такие: узнайте лингвистический термин по его описанию; замените данные слова их синонимами (антонимами); замените заимствованные слова общеупотребительными русскими аналогами; отгадайте слово, используя архаизмы (историзмы) и т.п..
  • Работа, выполняемая на листах формата А-4, должна содержать 4 или 3 страницы (кроме титульного листа). На первой из них дается пустая кроссвордная сетка с номерами вопросов по вертикали и горизонтали, на второй – вопросы по теме кроссворда, на третьей – ответы, на четвёртой (выполняется по желанию студента) – заполненная ответами кроссвордная сетка.
Подготовка докладов и рефератов Пример: доклад по теме «Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».  Подбор литературы производится обучающимся самостоятельно по базам данных в системе Интернет и другим источникам. Работа набирается 14-м шрифтом Times new Roman через 1.5 интервала, представляется в печатном виде на листах формата А-4.

Подготовка докладов и рефератов

  • Пример: доклад по теме «Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
  • Подбор литературы производится обучающимся самостоятельно по базам данных в системе Интернет и другим источникам.
  • Работа набирается 14-м шрифтом Times new Roman через 1.5 интервала, представляется в печатном виде на листах формата А-4.
Заключение Важнейшими функциями внеаудиторной самостоятельной работы являются воспитание морально-волевых качеств обучающихся, а также инициативы, активности – качеств, без которых невозможен продуктивный творческий труд, в том числе и профессиональный. В.А.Сухомлинский советовал: «Не обрушивайте на ребенка лавину знаний…», так как под ней «…могут быть погребены пытливость и любознательность». Нужно учить молодых учиться, самостоятельно и заинтересованно, проявляя целеустремлённость, настойчивость, получая удовольствие от процесса поиска новой информации и от умения красиво, логично её преподнести.

Заключение

  • Важнейшими функциями внеаудиторной самостоятельной работы являются воспитание морально-волевых качеств обучающихся, а также инициативы, активности – качеств, без которых невозможен продуктивный творческий труд, в том числе и профессиональный.
  • В.А.Сухомлинский советовал: «Не обрушивайте на ребенка лавину знаний…», так как под ней «…могут быть погребены пытливость и любознательность». Нужно учить молодых учиться, самостоятельно и заинтересованно, проявляя целеустремлённость, настойчивость, получая удовольствие от процесса поиска новой информации и от умения красиво, логично её преподнести.
Литература: Т. В. Шклярова. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!» (пособие для средней школы). - М.: «Грамотей», любое издание В. Д. Янченко. Русский язык. ЕГЭ. Тематические тренировочные кроссворды. – М.: РИПОЛ классик, 2009
  • Литература:
  • Т. В. Шклярова. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!» (пособие для средней школы). - М.: «Грамотей», любое издание
  • В. Д. Янченко. Русский язык. ЕГЭ. Тематические тренировочные кроссворды. – М.: РИПОЛ классик, 2009


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!