СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА «Профилактика негативных явлений среди подростков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях, когда проявление негативных явлений среди молодежи приобретает характер эпидемии, особое социально-эколномическое значение приобретает активное и результативное противодействие этим деструктивным процессам в обществе.Актуальность решения проблем профилактики наркомании, алкоголизма, ткбакокурения, ВИЧ, СПИДа и ИППП  сегодня в нашей Республике на требует разъяснений. Поэтому проблема профилактики исключительно актуальна, что в свое время высказывал великий русский хирург Н.И. Пирогов:"Фунт профилактики стоит пуда лечения".

Просмотр содержимого документа
«ВЫПУСКНАЯ РАБОТА «Профилактика негативных явлений среди подростков»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАЕИЯ И ПСИХОЛОГИИ


ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

«Профилактика негативных явлений среди подростков»


Выполнил слушатель группы _1.2.7._

Проектирование управленческой

деятельности заместителя директора

по воспитательной работе в условиях

инновационных изменений

воспитательного процесса

Приходченко Наталья Александровна,

заместитель директора по

воспитательной работе

МОУ «Ульяновская школа»

Амвросиевского района ДНР

Руководитель выпускной работы

Луценко Елена Анатольевна,

к.ф.н., зав. кафедрой менеджмента

образования и психологии ДонРИДПО

Работа допущена/не допущена__________


Донецк, 2020 г.

АННОТАЦИЯ

В современных условиях, когда проявление негативных явлений среди молодежи приобретает характер эпидемии, особое социально-экономическое значение приобретает активное и результативное противодействие этим деструктивным процессам в обществе. Актуальность решения проблем профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ, СПИДа и ИППП сегодня в нашей Республике не требует разъяснений. Поэтому проблема профилактики исключительно актуальна, что в свое время высказал великий русский хирург Н.И. Пирогов: «Фунт профилактики стоит пуда лечения».

Цель: выявление эффективности комплекса занятий по предупреждению проявлений негативных явлений среди подростков

Задачи:

1. Теоретически обосновать проблему предупреждения негативных явлений и рискованного поведения у подростков.

2. Оценить факторы риска рискованного поведения подростков

3. Разработать и реализовать комплекс занятий по предупреждению проявлений негативных явлений среди подростков.

4. Провести анализ и описать результаты опытно-экспериментальной работы.

Объект исследования – обучающиеся 6 – 11 классов МОУ «Ульяновская школа» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики.

Предмет исследования – особенности предупреждения негативных проявлений в подростковом возрасте.

В первом разделе проведен обзор литературы по проблеме профилактики негативных явлений у подростков, обобщен теоретический материал по развитию наркомании, табакокурения, алкоголизма, ВИЧ в молодежной среде.

Во втором разделе проведена опытно – экспериментальная работа по определению рискованного поведения подростков. Составлен комплекс мероприятий для формирования у обучающихся поведения, которое способствовало бы развитию здоровой сильной личности, развитию эмоционально-волевых, интеллектуальных и социальных компетентностей. Приведена тематика тренингов и тренинговых упражнений, на которых используются методы активного обучения.

В ходе исследования было выявлено, что рассмотрев проблемы профилактики алкоголизма, наркомании, табакокурения, ВИЧ, ИППП и аспекты развития жизненных навыков, учащиеся приобрели навыки эффективного общения, уверенного поведения, у многих повысилась самооценка, научились управлять стрессами.

























Профилактика негативных явлений среди подростков

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5

Раздел 1. Теоретический анализ профилактики негативных явлений у подростков………………………………………………………………………………..7

1.1 Подростки, наркотики и способы самозащиты от наркомании…………...7

1.2 ВИЧ, СПИД: актуальная статистика………………………………………...13

1.3 Курение табака, как наркотическое пристрастие…………………………..15

1.4 Алкоголизм, как социальная проблема и способы профилактики………..19

Раздел 2. Опытно – экспериментальная работа по определению рискованного поведения подростков…………………………………………………………………...22

2.1 Оценка факторов риска относительно рискованного поведения подростков………………………………………………………………………………..22

2.2 Реализация комплекса занятий по предупреждению рискованного поведения у подростков…………………………………………………………………24

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………..28

Выводы…………………………………………………………………………….31

Список используемой литературы………………………………………………33

Приложение 1……………………………………………………………………..35

Приложение 2…………………………………………………………………… 37

Приложение 3……………………………………………………………………..38

Приложение 4……………………………………………………………………..47









ВВЕДЕНИЕ

Те изменения, которые происходят в экономической и социально- политической жизни нашего общества, предъявляет качественно новые требования к воспитанию современного человека. Современный человек – это здоровый человек. Здоровый человек вооружен знаниями, вооружен – значит защищен.

Актуальность

На сегодняшний день негативные явления среди подростков являются мировой проблемой, которая присутствует на всех континентах. Следствием этого являются: рост количества депрессий, жестокости, преступности, попыток совершения суицидов, распространение ВИЧ, СПИДа и других инфекций, передающихся половым путем. Всё это свидетельствует о низком качестве жизни молодежи, неблагополучном психическом здоровье. В условиях мирового экономического кризиса проблема борьбы с незаконным распространением и употреблением наркотиков, вредными привычками стоит особенно остро, поскольку негативные социальные явления, распространяются в первую очередь в подростково-молодежной среде. По данным Всемирной организации здравоохранения, наркотики заняли первое место среди виновников преждевременной смерти. С данной проблемой должно бороться не только общество, а каждый человек должен осознавать для себя большой вред от употребления наркотических веществ, алкоголя, табакокурения и стараться бороться с нею.

Цель исследования: выявление эффективности комплекса занятий по предупреждению проявлений негативных явлений среди подростков.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать проблему предупреждения негативных явлений и рискованного поведения у подростков.

2. Оценить факторы риска рискованного поведения подростков

3. Разработать и реализовать комплекс занятий по предупреждению проявлений негативных явлений среди подростков.

4. Провести анализ и описать результаты опытно-экспериментальной работы.

Объект исследования – обучающиеся 6 – 11 классов МОУ «Ульяновская школа» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики.

Предмет исследования – особенности предупреждения негативных проявлений в подростковом возрасте.

Методы исследования:

  • Анализ научной литературы;

  • Метод анкетного опроса;

  • Беседа;

  • Наблюдение.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что использование специально разработанного комплекса занятий, направленного на формирование у учащихся бережного отношения к своему здоровью, накопление знаний о факторах и ситуаций риска, правил безопасного адаптивного, ответственного поведения в ситуациях риска, приемов ухода от риска, в том числе при внешнем давлении адекватная регуляция своего состояния и самочувствия, будет способствовать эффективному предупреждению негативных явлений.














Раздел 1. Теоретический анализ профилактики негативных явлений у подростков.

    1. Подростки, наркотики и способы самозащиты от наркомании

Дети и подростки наиболее подвержены психологическому влиянию. Их характер отличается вспыльчивостью, нестабильностью. Подростки часто думают о том, что их никто не уважает и что они никому не нужны. Именно такое состояние может привести к приему наркотических препаратов. У подростков еще не полностью сформировавшаяся личность находится под влиянием внешнего мира, поэтому подростковая наркомания достаточно распространенная проблема в стране. В последнее время считается, что наркомания является серьезной проблемой в современном обществе. Эта ситуация напоминает эпидемию среди молодых людей. Эксперты отмечают, что 30% случаев из всех обращений в наркологическую клинику являются несовершеннолетние дети, которых приводят их родители. При этом классифицируется, что из общего числа детей 50% - мальчиков, 20% - девочек – это те, кто употреблял запрещенные психотропные препараты один раз. А кто делал это не один раз – 40% мальчиков и 18% девочек. Беспокойство вызывает омоложение проблемы, так как самый минимальный возраст составляет всего 12 лет.

Определим понятия «наркотики» и «наркомания». Наркотики (от греческого narke — оцепенение; narkotikos — приводящий в оцепенение) — это сильнодействующие природные (в основном растительные), а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда — неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке — потерю сознания и смерть. [5, с.125].

Понятие «наркотик», или «наркотическое средство», определяется тремя взаимосвязанными критериями — медицинским, социальным и юридическим.

Медицинский критерий определяется в ситуации, когда немедицинское применение соответствующего вещества оказывает специфическое воздействие на центральную нервную систему человека (вызывает галлюцинации, оказывает седативное воздействие и т.п.). В случае, если немедицинское применение соответствующего вещества принимает значительные масштабы и значимо для окружающей социальной среды, говорят о социальном критерии. Если употребляемое вещество признано наркотическим, то речь идет уже о юридическом (правовом) аспекте проблемы. В правовом отношении средство признается наркотическим только при наличии этих трех критериев. Юридический аспект определяет меру общественной опасности, связанной с приемом этих средств. На международном уровне отнесение средств к наркотическим является прерогативой Организации Объединенных Наций. А на национальном — органа, уполномоченного национальным правительством.

Обращаясь к понятию наркомании, отметим, что в литературе по наркологии наркомания определяется как хроническая болезнь, к которой приводит злоупотребление наркотиками, характеризуется наличием у больного ряда симптомов и синдромов, психической и физической зависимости от наркотиков, снижением нравственного и этического уровня, асоциальным поведением и иными патологическими проявлениями. [9, с. 18-20].

В большом энциклопедическом словаре медицинских терминов приведено следующее определение наркомании: «… - это общее название болезней, проявляющихся влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических лекарственных средств и наркотических веществ вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции при прекращении их приема; приводит к глубоким изменениям личности и другим расстройствам психики, а также к нарушениям функций внутренних органов».

Употребление наркотиков ставит человека в социально опасное положение. Наркоман - это уже неполноценный член общества. Он стремится любой ценой добыть наркотик, чего бы ему это не стоило. Ради наркотического вещества он способен совершить тяжкие преступления.

Диагноз «наркомания» устанавливается только при развитии специфического комплекса клинических признаков заболевания, которые отражают динамику развития наркозависимости.

Способы самозащиты от наркомании (по В. П. Алферову) 

Здоровье и счастье каждого - в его собственных руках. Каждый может быть хозяином своей судьбы. Но не каждый им становится. Не только из-за недостатка силы воли, но и в результате отсутствия навыков самозащиты от деструктивных факторов.

Способы самозащиты подростков от наркомании:

1. Каждый человек должен иметь представление о сущности нар­комании, способах вовлечения в нее, о ее признаках.

2. У каждого подростка должно быть выработано осознанное убеждение в недопустимости проб наркотика. Именно оно должно побуждать говорить твердое «нет!» в ответ на предложение попробовать наркотик. Именно оно, а не внешний запрет.

3. Подростки должны знать, кто может им помочь и защитить в случае грозящей или реализовавшейся наркотической опасности. Это кроме родителей обязаны делать педагоги, воспитатели, участковые милиционеры, медсестры, врачи и т. д. Причем каждый подросток должен знать, где можно найти помощь в любой момент, куда позвонить.

4. Подростки должны внимательно относиться к кругу своих знакомых, проявлять критичность к каждому из них, а при наличии признаков наркотизации - без сожаления разрывать дружбу с наркоманом.

5. У подростков должны быть заблаговременно выработаны контрприемы против способов вовлечения в наркоманию. Это должна быть своего рода психологическая зашита от навязчивых посягательств на свободу подростка со стороны наркоагентов путем словесного отвержения подобных при­тязаний.

6. Некурящие подростки обычно не попадают впросак с подменой обычной сигареты на сигарету с марихуаной. Трезвенникам не грозит обманная наркотизация через напитки с примесью наркотика. Остается риск приема наркотика в составе конфеты или другого пищевого продукта. Но и этот риск сводится к нулю у подростков, осмотрительно подбирающих себе друзей.

Следовательно, к способам самозащиты можно с полным основанием отнести отказ от курения, пьянства и сомнительных друзей.

7. Все - и подростки в том числе - должны сохранять насторо­женность по отношению к лекарствам при хронических заболеваниях.

8. Поскольку причиной согласия попробовать тот или иной наркотик зачастую является плохое настроение и самочувствие, подростки должны быть научены элементарным способам улучшения настроения и самочувствия. К таким способам относятся: прием водных процедур (ванна, душ, в особенности контрастный; обтирание влажным полотенцем или, как минимум, умывание горячей, а затем холодной водой); гимнастика, аутотренинг, массаж. 

9. Подросткам следует заблаговременно и постоянно работать над своим характером в плане развития умений критически мыслить, преодолевать сонливость и усталость; развивать преобладание силы воли над эмоциями.

10. С помощью взрослых у подростка должно сфор­мироваться четкое понятие, что наркотизация мозга с целью изменения и улучшения настроения и самочувствия - это пассивный метод воздействия на организм (наркоман перепоручает нарковеществу заботу о своем состоянии - вместо того чтобы самому этим заниматься). Только лень и неумение организовать свой труд и досуг толкают человека к наркотическим встряскам,

11. Плохое самочувствие, недомогание, разбитость могут быть неслучайными. Иногда такое состояние является сигналом начинающегося наркотического порабощения, проявления ломки в легкой форме. Поэтому избавление от недомогания с помощью химических препаратов не только неразумно, но и опасно, так как способно вызвать привыкание.

12. Одно из эффективнейших средств отвлечения от наркомании - смена привычного образа жизни: вместо опасных друзей - новые, новое хобби, туризм, лагеря, спорт, игры, концерты, кружки творчества и т.п.

13. Тем, у кого уже формируется наркотическая зависимость, и они это понимают, рекомендуется коротать часы осознанной ломки в общении с бывшими наркоманами, прекратившими принимать наркотики. Лицам с риском алкоголизма следует в часы «алкогольного зова» посещать собрания анонимных алкоголиков или общаться с одним из членов этой организации в индивидуальном порядке (как минимум - по телефону). Для лиц с риском наркомании рекомендуется такое же общение с им подобными из аналогичных организаций. Взаимопонимание, сочувствие и обмен опытом по преодолению ломки при таком общении дают друзьям по несчастью силы превозмочь свою пагубную наркотическую страсть.

14. Первое насильственное введение наркотика не должно застать подростка врасплох. Поэтому необходимо заранее ознакомиться с порядком оказания самопомощи.

В случаях насильственного введения алкоголя или наркотика в криминальных ситуациях, когда преступники вынуждают жертву принять алкоголь, чтобы стимулировать опьянение, следует сразу же вызвать рвоту. Этот же прием может применяться непьющими лицами и в случаях 

15. Если не удалось своевременно предотвратить проникновение наркотика в кровь, причем проникшая часть наркотического вещества достаточно велика, может развиться состояние сильного опьянения или даже отравления. [17, 12-17].

В этих состояниях тоже следует применять описанные выше методы предотвращения дальнейшего всасывания наркотика из желудочно-кишечного тракта в кровь. Но делать это пострадавший должен более интенсивно.

Основное влияние на подростков оказывают улица, семья и школа. Практически все педагоги и психологи указывают на негативное влияние улицы, на становление личности подростка. Семья может оказывать как негативное, так и положительное воздействие. Так, в неблагополучных семьях высок риск возникновения у ребенка желания попробовать наркотик. Отсутствие внимания со стороны родителей внешне благополучной семьи также может быть причиной приобщения подростка к наркотикам. Поэтому ведущая роль в борьбе с детской наркоманией принадлежит системе образования.

Таким образом, анализ понятия «наркомания» позволяет сделать вывод о том, что наркомания - это заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ, и приводящее к нравственной деградации личности наркомана, асоциальному поведению и иным патологическим проявлениям. Возраст химически зависимых стремительно молодеет.  Подростковая наркозависимость является логическим продолжением развития девиантного поведения в молодежной среде. Поэтому необходимо уделять особое внимание детям, строить с ними доверительные отношения. Чтобы сберечь подрастающее поколение надо быть в курсе, с кем они общаются, чем живут, как проводят время. Особое внимание следует уделять профилактическим и воспитательным мероприятиям, разъясняющим, как связаны наркомания и риск заражения ВИЧ.























1.2 ВИЧ, СПИД: актуальная статистика

C того момента как человечество узнало о неизвестном вирусе, эпидемия ВИЧ, СПИДа охватила все страны мира и забрала более 20 миллионов человеческих жизней. Уязвимость подростков увеличивается из-за употребления алкоголя и наркотиков. Молодые люди, пристрастившиеся к алкоголю и наркотикам, в четыре раза чаще своих сверстников имеют случайные сексуальные отношения и в 2,5 раза чаще – незащищенные половые контакты. Следствием чего является инфицирование ВИЧ, ИППП.

ВИЧ — это вирус иммунодефицита человека. Он поражает и постепенно уничтожает клетки иммунной системы человека, которые защищают организм от инфекций. ВИЧ приводит к развитию СПИДа в течение 8-10 лет. При надлежащем лечении этот процесс может быть значительно длиннее. СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита. Комплекс заболеваний, развивающихся вследствие разрушения вирусом (ВИЧ) иммунной системы.

От момента заражения ВИЧ до выраженности симптомов СПИДа может пройти более 10 лет. Выявить инфицирование может только специальный анализ крови на ВИЧ. При отрицательном статусе в Минздраве напоминают о «периоде окна» — время с момента инфицирования до возможности выявить вирус составляет от 3 до 6 месяцев. Поэтому врачи рекомендуют сделать повторный анализ через 3 и 6 месяцев после возможного заражения. Способы инфицирования ВИЧ:

- во время незащищенного полового контакта,

- через кровь,

- от матери к ребенку во время беременности, родов и грудного вскармливания. Рекомендуется для инъекций использовать только одноразовые стерильные шприцы и иглы, а инструменты для пирсинга, татуировок, маникюра и т.д. — стерилизовать. Основной путь передачи ВИЧ инфекции связан с инъекционным употреблением наркотиков. 70% наркоманов являются носителями ВИЧ. [15, 121].

По данным Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом на территории Донецкой Народной Республики официально зарегистрировано 26781 случай ВИЧ-инфекции (показатель пораженности населения составляет – 1157,4 на 100 тыс.). Наиболее высок данный показатель в городах: Донецк, Торез, Харцызск, Кировское, Енакиево, а также в Тельмановском районе.

Распространенность ВИЧ-инфекции, т.е. количество пациентов, состоящих на диспансерном учете, составляет 15687 чел., в том числе с диагнозом СПИД - 3635 чел. (показатель распространенности ВИЧ – 678,0 на 100 тыс.).

Министр здравоохранения ДНР Ольга Долгошапко отметила, что заболеваемость ВИЧ-инфекцией в 2018 году снизилась на 14,4% в сравнении с 2017 годом, СПИДом – на 3%. Увеличился охват антиретровирусным лечением пациентов с 50,3% до 62,0%. Уровень смертности от СПИДа снизился на 5,9%.

Наркомания и ВИЧ — неразрывно связаны между собой. Распространение инъекционных ПАВ увеличивает количество ВИЧ-инфицированных. Статистические данные говорят о том, что каждый второй иньенционный наркоман — носитель ВИЧ. Наркозависимые люди являются членами группы риска по СПИДу. Внутривенные инъекции также способствуют передаче и распространению инфекций.

Профилактика наркозависимости и ВИЧ инфекции — это две стороны одной проблемы. Основные профилактические меры:

  • Пропаганда безопасного секса. Информированность населения о средствах защиты, чтобы исключить возможность случайного заражения ВИЧ.

  • Популяризация здорового образа жизни.

  • Борьба с распространением наркотиков. Разъяснительная работа в учебно-воспитательных заведениях о пагубности знакомства с ПАВ и их потребителями.

  • Периодическое тестирование своего ВИЧ-статуса.

  • Соблюдение всех возможных мер безопасности на таких процедурах, как пирсинг, татуирование, маникюр, педикюр.

1.3 Курение табака, как наркотическое пристрастие

По оценкам Всемирной организации здравоохранения около трети населения нашей планеты от 15 лет и старше являются заядлыми курильщиками. Причем чем раньше подросток начинает курить, тем большая вероятность, что впоследствии он станет заядлым курильщиком, получит полноценную никотиновую зависимость.

Статистика курения подростков показывает, что 33% регулярно курят сигареты. Из них 50% - мальчиков и 40% - девочек начинают это делать еще в старших классах школы. 70% курящих людей в мире хотят избавиться от этой вредной привычки. И всего только 3% прекращают курить.

Причины употребления табака у подростков:

  • воздействие рекламы табака;

  • любопытство;

  • наличие карманных денег;

  • депрессия, стресс;

  • окружающие курят;

  • высокая доступность табачных изделий.

Курение – это одна из самых аддитивных привычек по возрастным группам. Она стоит на третьем месте после употребления героина и кокаина. Но мало кто задумывается о том, как сильно эта привычка разрушает организм. Курение – это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.

Куре́ние (табакокурение)  — вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях. 

Очень печально то, что за последний десяток лет табакокурение явилось прямой и опосредованной причиной ухода из жизни 30% из всего количества людей возрастом от 35 до 69 лет и 14% людей старше этого возраста. К сожалению, ряды курильщиков постоянно пополняются подрастающим поколением. Употребление каких-либо табачных изделий особенно опасно тем, что вред при данном процессе наносится не только самому курящему, а также и людям, которые находятся рядом. В целом мире каждые 13 секунд умирает один человек (согласно данным ООН). Курение относится к одной из форм токсикомании, что вызывает хроническое отравление организма человека, развивая психологическую и физическую зависимость.  При психологической зависимости человек тянется за сигаретой, когда находится в курящей компании, либо в состоянии стресса, нервного напряжения, для стимуляции умственной деятельности. Вырабатывается определённая привычка, ритуал курения, без которого человек не может полноценно жить. Иногда такие люди ищут повод, чтобы покурить, «перекуривают», при обсуждении какого-либо дела, либо просто общаясь, или чтобы «убить» время, тянясь за сигаретой.

При физической зависимости требование организмом никотиновой дозы так сильно, что все внимание курящего сосредоточивается на поиске сигареты, идея курения становится столь навязчивой, что большинство других потребностей (сосредоточение на работе, утоление голода, отдых, сон и т. д.) уходят на второй план. Появляется невозможность сконцентрироваться на чём-либо, кроме сигареты, может наступить апатия, нежелание что-либо делать. О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.

Еще недавно в табачном дыме насчитывали 500, затем 1000 компонентов. Согласно современным данным, количество этих компонентов составляет 4720, в том числе наиболее ядовитых — около 200. [17, 20-21].

Эти тысячи вредных для человеческого организма химических веществ представлены в табачном дыме в виде частичек (смола, никотин, бензпирен и др.) и газов (оксид углерода, аммоний, диметилнитрозоамин, формальдегид, цианид водорода, акролеин и др.). Большинство этих веществ обладает явно выраженными раздражающими свойствами, а примерно 60 — известные или предполагаемые канцерогенные вещества.

Если привычка к табаку, а тем более химическая зависимость от него возникает из-за воздействия никотина на мозг, то причиной большинства серьезных болезней (зачастую со смертельным исходом) являются табачные смолы, парализующие очистительные процессы в легких, снижающие иммунитет, вызывающие рак и другие заболевания легких.

В приводимой ниже таблице (Приложение 1) представлены сведения о концентрации некоторых компонентов в табачном дыме, степени превышения их содержания по сравнению с предельно допустимой концентрацией (ПДК) в атмосфере и доля каждого из этих веществ в общей токсичности вдыхаемого человеком табачного дыма.

Необходимо заметить, что курение существует в двух совершенно различных клинических разновидностях: в виде привычки к курению и в виде табачной зависимости. Во втором варианте (назовем его «жажда») у курящего возникает патологическое, болезненное влечение к табаку, а в первом оно не формируется. Из-за того что внешние признаки пристрастия к табаку у всех курящих одинаковы (систематичность курения, постепенный рост числа выкуриваемых в день сигарет, влечение к запаху табачного дыма), различие двух разновидностей курильщиков удается установить только при их попытке бросить курить. Те, кто курит лишь в силу привычки, могут стать некурящими совершенно безболезненно, без всякой медицинской помощи и со временем вообще забывают, что курили. А те, у которых сформировалась табачная зависимость, при всем желании не могут навсегда отказаться от курения, даже если первые дни без табака у них проходят относительно благополучно. Иногда и после длительного перерыва (в несколько месяцев и даже лет) у них наступает рецидив. Это означает, что курение оставило глубокий след в механизмах памяти, мышления, настроения и обменных процессах организма. Согласно имеющимся данным, из 100 систематически курящих только семь курят в результате привычки, остальные 93 больны — они стали носителями табачной зависимости, для которой (как и для любого другого вида наркомании) характерно патологическое влечение к курению, причем на мыслительном уровне, на уровне психических процессов.

Никотин — чрезвычайно сильный яд, не уступающий по токсичности синильной кислоте. Многократное поглощение никотина при частом курении формирует никотинизм — хроническое отравление, в результате которого снижается память и работоспособность, наблюдается постоянный кашель с мокротой.

В настоящее время уже не возникает сомнения в том, что смолы табачного дыма провоцируют онкологические заболевания, и прежде всего рак легких. Известно также, что смолы табака — не единственное из опасных для жизни веществ, вдыхаемых в процессе курения.

Расстаться с привычкой к курению не так просто. Необходима программа профилактики детского и подросткового табакокурения. Программа должна показывать преимущества здорового образа жизни. Давно доказана неэффективность только информационных программ о вреде курения. Так, например, лекцию о вреде курения конструктивно воспринимают не более 5-6 процентов слушателей. Поэтому необходима комплексная программа профилактики курения в школе, которая включает ролевые игры, дискуссии, викторины, активное привлечение родителей и другое.  Необходимо не только проводить профилактику курения, но и оказывать помощь в отказе от этой привычки.

Только совместными усилиями государственных и общественных организаций, сотрудников здравоохранения и образования возможно решить проблему эпидемии табакокурения населения и прежде всего – детей.












1.4 Алкоголизм, как социальная проблема и способы профилактики

На сегодняшний день проблема употребления алкоголя среди населения становится все более актуальной. По данным Всемирной организации здравоохранения, алкоголизмом в различных странах страдает от 2 до 10 процентов населения.

Особенно тревожным фактом является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному подростков. Детский алкоголизм является сегодня одной из серьёзнейших социально-педагогических проблем. В настоящее время резко снижается возраст первого знакомства детей с алкоголем. По данным наркологических служб 12 % начинают употреблять спиртные напитки в 8-12 лет, а к 14-15 уже наблюдается систематическое употребление алкоголя и только 8 % школьников никогда не пили спиртные напитки. Основная причина употребления алкоголя среди молодежи – компания. [17,34-36].

Причины для выпивки:

  • снимают стресс – 33 % подростков,

  • за компанию – 24 %,

  • без причины – 36%.

Все те, кто сегодня балуется легкими спиртными напитками, завтра могут стать хроническими или запойными алкоголиками.

Подростковый возраст и рискованное поведение - это почти синонимы. В этом возрасте становятся актуальными потребности в признании, общении, самоутверждении, новых ощущениях. Подросток живёт ими, они составляют основной смысл его жизни и заставляют действовать. Нередко самым простым и быстрым способом удовлетворения этих потребностей подростку представляется употребление алкоголя. И действительно, некоторым это даёт возможность на какое-то время почувствовать уверенность в себе, лёгкость в общении, отвлечься от своих проблем. Так как алкоголизм – типичная наркомания, сформировавшаяся на базе регулярного употребления спиртных напитков в течение ряда лет.

Алкоголизм как болезнь является социальным бедствием. При болезненном пристрастии к алкоголю разрушается личность и человек выпадает из организованного общества, теряя семью, работу, социальное положение, становясь отбросами общества. При этом человек деградирует, не только теряя себя самого, но и затрагивая близких и окружающих.

«Социальный» алкоголизм не только отражает проблемы общества, но и провоцирует их. Человек, пристрастившийся к спиртному, становится опасен. Он может стать агрессивным, начать воровать и грабить в попытках получить спиртное или деньги на него. Алкоголик может уничтожить материальное благосостояние семьи – распродать собственность, потратить или отдать деньги, вызвать пожар или затопление квартиры или дома. Есть множество других социальных последствий алкоголизма, несущих прямую угрозу обществу. Например, водитель-алкоголик – потенциальный источник ДТП.

Причины алкоголизма:

- стрессовые социальные причины;

- правила и традиции общества;

- уровень жизни;

- образовательный уровень;

- поощрение и реклама алкогольной продукции;

- алкоголь «универсальное средство» решения проблем.

Алкоголизм - это заболевание, вызванное длительным злоупотреблением спиртными напитками. Оно характеризуется формированием сначала психической, затем физической зависимости от алкоголя. [14,10-11].

Эйфорию вызывает алкоголь (этиловый спирт, этанол). Это химическое вещество, угнетающее центральную нервную систему, которое постепенно нарушает мозговые функции. После приема алкоголя сразу же возникает состояние эйфории, расслабленности и потери самоконтроля. При регулярном употреблении алкоголя страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит её перерождение. Страдают органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники.

Концентрация алкоголя, например, в водке означает, что 40% того, что выпивается, составляет этиловый спирт (водка 40 гр.). [14, 17-18].

В подростковом и юношеском возрасте неблагополучная семейная среда оказывает особое влияние на возникновение пристрастия к спиртному. Следует выделять следующие обстоятельства, способствующие юношескому алкоголизму, – алкоголизм отца, алкоголизм матери и ее аморальное поведение, потеря отца, конфликтная ситуация в семье и связанные с предыдущими факторами безнадзорность, педагогическая и социальная запущенность. Большое неблагоприятное влияние на детей, подростков и юношей оказывают также условия жизни в неполных или распавшихся семьях. 

Алкоголизм – это результат плохого воспитания. Поэтому в профилактических целях подросткам необходимо:

  • правильно организовать досуг;

  • формировать положительные привычки;

  • вести здоровый образ жизни;

  • воспитывать сильный характер;

  • учиться самостоятельно решать проблемы.











Раздел 2. Опытно – экспериментальная работа по определению рискованного поведения подростков

2.1 Оценка факторов риска относительно рискованного поведения подростков

Цель опытно – экспериментальной работы - выявление эффективности комплекса занятий по предупреждению рискованного поведения подростков.

Задачи: 1. Оценить факторы риска рискованного поведения подростков.

2. Разработать и реализовать комплекс занятий по предупреждению рискованного поведения у подростков.

3. Проанализировать эффективность опытно-экспериментальной работы.

Основной метод исследования – анкетирование. Учащимся была предложена анкета «Социально – экономический портрет ученика».

Исследование проведено на базе МОУ «Ульяновская школа» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики.

В опытно – экспериментальной работе принимали участие обучающиеся 6 – 11 классов в возрасте от 12 до 17 лет. Всего 13 человек.

Исследование состояло из 3 этапов:

1) констатирующий эксперимент (выбор анкеты, проведение диагностики, анализ полученных результатов);

2) формирующий этап эксперимента (проводилась разработка и реализация пплана занятий, нацеленной на профилактику рискованного поведения среди подростков);

3) контрольный этап эксперимента (повторное исследование по выбранной методике, анализ и сравнение полученных результатов).

Список подростков, принимавших участие в исследовании, представлен в Приложении 2.

Эффективность работы будет оцениваться при наличии изменений в знаниях, психологических установках, намерениях и умениях учеников, происшедших в процессе обучения.

Для исследования выбрана анкета «Социально – экономический портрет ученика», авторы которой Т. В. Воронцова, В.С. Пономаренко. (Приложение 3). Учащимся были предложены 40 вопросов, на которые им необходимо было ответить. Исследование носило анонимный характер.

Цель анкетирования:

  • Определить негативное отношение к употреблению наркотических веществ;

  • Определить отношение к проблеме ВИЧ, СПИДа;

  • Определить отношение к употреблению алкоголя;

  • Проверить умения анализировать жизненные ситуации;

  • Проверить умения проектировать и демонстрировать адекватную реакцию на проблемы.

После анкетирования, результаты обсуждаются на школьном методическом объединении классных руководителей, Совете профилактики правонарушений и безнадзорности, привлекаются члены школьного ученического самоуправления «Школьный ученический совет» и представители родительского комитета и в соответствии с результатами, разрабатывается план воспитательных мероприятий.

Классные руководители проводят индивидуальные консультации с обучающимися, отмечаются всемирный день борьбы со СПИДом, День памяти жертв СПИДа.












2.2 Реализация комплекса занятий по предупреждению рискованного поведения у подростков

Цель опытно – экспериментальной работы - выявление эффективности комплекса занятий по предупреждению рискованного поведения подростков.

Одной из задач было разработать и реализовать комплекс занятий по предупреждению рискованного поведения у подростков.

Цель занятий заключается в уменьшении предрасположенности к рискованному поведению и уменьшению проявления негативных явлений у обучающихся школы. Комплекс занятий основан на развитии жизненных навыков подростков.

Задачи:

- формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, здорового образа жизни;

- накопление знаний о факторах и ситуациях риска, правил безопасного адаптивного, ответственного поведения в ситуациях риска, приемов ухода от риска, в том числе при внешнем давлении;

- формирование негативного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики;

- научить подростков говорить «нет» предложению употребить алкоголь.

Комплекс мероприятий по профилактике рискованного поведения, основан на развитии жизненных навыков и применении эффективных форм групповой работы. Подростковый возраст самый сложный период в жизни каждого человека. Перед подростком возникает проблема познания взрослой жизни: появляются «знания» о наркотиках, алкоголе, табакокурении, возникают «новые» чувства к противоположному полу, дискотеки, вечеринки, туристические походы, новые веяния моды и столько вокруг доступных соблазнов. И все это во время стремительного физического, психологического и социального развития. И каждому подростку в этот период жизни хочется быть самостоятельным, «крутым», «успешным», установить дружеские отношения со сверстниками, особенно с противоположным полом. Именно поэтому проблемами подросткового возраста являются: употребление алкоголя, экспериментирование с другими психотропными веществами и ранние сексуальные отношения, которые приводят к инфицированию ВИЧ, СПИД и ИППП.

Школа является идеальной средой для внедрения профилактических программ, и комплекса занятий по предупреждению рискованного поведения подростков. В школе есть возможности для осуществления массового, эффективного и превентивного влияния, так как здесь обучаются молодые люди в возрасте до 18 лет. А это тот период жизни, когда формируется система ценностей, взглядов и убеждений. В школе сочетаются учебный процесс и воспитание. Поэтому можно тщательно спланировать профилактическую работу.

Реализация комплекса занятий по предупреждению рискованного поведения подростков осуществлялась через проведение тренингов. Тренинг – форма групповой работы, которая обеспечивает активное участие и творческое взаимодействие участников между собой и с учителем. Мы выбрали такую форму проведения занятий потому, что на тренингах царит сотрудничество и работают не только сильные, активные ученики, но и те, кого считают слабыми или пассивными.

Методы работы:

  • работа в группах;

  • интерактивные презентации;

  • дискуссии, дебаты;

  • мозговые штурмы;

  • ролевые игры;

  • анализ историй и ситуаций;

  • выполнение проектов;

  • творческие конкурсы.


Организация занятий: 1 раз в месяц.

Ожидаемые результаты:

  • умение общаться;

  • выражать свои чувства;

  • приобретают знания о негативных последствиях употребления наркотиков, алкоголя;

  • умение справляться со стрессом;

  • умение противостоять негативному влиянию окружения;

  • формирование здоровой личности;

  • уверенное и достойное поведение.

Тематический план:

№п/п

Тренинг

Тренинговые задания

1.

Поведение и риски.

Оцениваем риск.

Могу ли я считать себя ответственным человеком?

Последствия рискованного поведения. Игра «автограф».

2.

«Нет» алкоголю, наркотикам, общему использованию колющих или режущих предметов.

Факты и мифы о наркотиках.

Последствия употребления наркотиков. Игра «Жизнь с болезнью».

3.

«Нет» алкоголю, наркотикам, общему использованию колющих или режущих предметов.

Антиреклама сигарет и алкоголя.

Наркотики: научиться говорить «Нет».

4.

ВИЧ/СПИД/ИППП. Пути заражения.

ВИЧ, СПИД, ИППП. Вопросы и ответы.

Как распространяются ВИЧ и ИППП. Игра «Фасоль».

5.

ВИЧ: способы защиты.

Как защититься от ВИЧ?

Представьте себя врачом.

6.

Отсрочка начала половой жизни.

Игра «Что ты изберешь?»

Твои жизненные ценности.

7.

Отсрочка начала половой жизни.

Последствия ранних сексуальных отношений.

Твой сознательный выбор.

8.

Ассертивность и уверенное поведение.

Что такое адекватная манера общения?

Жизненные ситуации: распознаем и описываем модели поведения.

9.

Ассертивность и уверенное поведение.

Как преодолеть стыдливость.

Пол и гендер. Гендерный стереотип.


Реализация комплекса занятий проходила в доброжелательной атмосфере, атмосфере доверия и взаимного уважения участников группы. Считаю поставленные задачи достигнутыми. Об эффективности реализованного комплекса занятий позволят судить результаты повторного анкетирования.









2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Цель констатирующего этапа опытно – экспериментальной работы - выявление эффективности программы занятий по предупреждению рискованного поведения подростков.

Задачи:

1) повторно провести оценку факторов риска относительно рискованного поведения подростков;

2) проанализировать результаты повторной диагностики подростков;

3) сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента и выявить эффективность программы занятий по предупреждению рискованного поведения у подростков.

После реализации программы занятий по предупреждению рискованного поведения подростков было проведено повторное анкетирование с группой обучающихся МОУ «Ульяновская школа» Амвросиевского района ДНР в составе 13 человек.

Все знают, что семейный уклад жизни очень сильно влияет на развитие личности ребенка. В группе из 13 человек – 7 человек живут и воспитываются в неполных семьях: 5 человек воспитываются одной матерью, 2 человека - одним отцом. 5 человек из многодетных семей. Как правило, именно эти семейные проблемы толкают ребенка в «группу риска» по отношению к проявлению негативных явлений, таких как алкоголизм, наркомания, курение, экстремизм, терроризм и правонарушения. У 85% опрошенных учеников дружеские отношения с родителями, у остальных 15% - бывают иногда конфликты и непонимание.

На вопрос «Курит или употребляет алкоголь кто-то из твоего окружения» 100% ребят ответили «Да» (это кто-то из родителей или сверстников).

А вот на вопрос «Ты куришь?» положительно ответил 1 человек, что составляет 8%, остальные 92% ребят утвердительно ответили «Нет».

Ответ на следующий вопрос очень сильно настораживает, так как 62% из опрошенных учащихся изредка пробовали слабоалкогольные напитки.

Досуг – одна из важнейших составляющих свободного времени. На организацию досуга влияют многочисленные факторы и один из них это экономическое благополучие семьи. По результатам исследования все подростки большую половину свободного времени тратят на компьютерные игры и Интернет, что составляет 92%, а 8% просмотр телевизора или общение с друзьями, потому что нет Интернета.

Хочется остановиться на некоторых пунктах анкеты, которые демонстрируют изменившееся отношение школьников путем сравнения «До» и «После».

Вопрос анкеты

Ответ «До»

Ответ: «После»

С какого возраста нужно начинать половую жизнь?

16-18 лет

18-20 лет

Для чего нужны друзья?

Весело провести время, делиться своими проблемами

Поддержать в трудное время

Ты нравишься людям?

Не знаю, нет

Да

На вечеринке (дискотеке) друзья предлагают тебе попробовать «косяк» (самокрутку с марихуаной). Ты:

Откажешься, но никого не будешь уговаривать, ведь это личное дело каждого.

Категорически откажешься, сообщишь родителям порвешь с ними отношения.





Благодаря согласованной работе классных руководителей, родительского комитета школы, проводимой профилактической воспитательной работе в школе внеурочной деятельностью охвачены 100% обучающихся, пропускающих уроки без уважительной причины в школе нет, на ВШУ состоящих учеников нет.

В результате эксперимента проведенный комплекс занятий по предупреждению рискованного поведения оказал положительное влияние на жизненную позицию молодых людей.

А именно рассмотрев проблемы профилактики алкоголизма, наркомании, табакокурения, ВИЧ, ИППП и аспекты развития жизненных навыков, учащиеся приобрели навыки эффективного общения, уверенного поведения, у многих повысилась самооценка, научились управлять стрессами.

Несмотря на проводимую профилактическую работу в школе, необходимо продолжать проведение мероприятий, направленных на развитие жизненных навыков и формирование здорового образа жизни. Поэтому предлагаем следующий план работы:

1.Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по профилактике негативных явлений.

2.Охватить всех обучающихся внеурочной деятельностью.

3.Организовать просмотр видеофильмов и антирекламных видеороликов по данной проблеме.

4.Активно обсуждать проблему профилактики негативных явлений в семье.

На наш взгляд эти рекомендации принесут положительные результаты.














ВЫВОДЫ

Переходный возраст самый трудный. За достаточно короткий период - человек из ребенка превращается во взрослого. Трудности подросткового возраста неизбежны. Но далеко не для всех он становится тяжелым и рискованным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него группа поддержки - друзья, семья, учителя, круг его общения. Но многое зависит и от самого подростка, от пути который он выбрал сам для себя. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное состоит не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Ученые полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество - не что иное, как попытка играть роль взрослых.

Целью данной работы было: выявить эффективность комплекса занятий по предупреждению проявлений негативных явлений среди подростков.

Задачи исследования заключались в следующем:

1.Теоретически обосновать проблему предупреждения негативных явлений и рискованного поведения у подростков.

2.Оценить факторы риска рискованного поведения у подростков, которое приводит к проявлению негативных явлений у ребят подросткового возраста.

3.Разработать и реализовать комплекс занятий по предупреждению проявлений негативных явлений среди подростков.

4. Провести анализ и описать результаты экспериментальной работы.

Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы:

1.Проблема проявления негативных явлений у подростков существует и очень актуальна.

2.С помощью анкетирования была проведена оценка факторов риска рискованного поведения у подростков, которое приводит к проявлению негативных явлений.

3.Был разработан комплекс мероприятий (тренинговых занятий) по предупреждению проявлений рискованного поведения, которое приводит к проявлению негативных явлений среди молодежи.

4.Проведен анализ экспериментальной работы.

Все поставленные задачи выполнены. Об этом свидетельствуют результаты:

1. Рассмотрев проблемы профилактики алкоголизма, наркомании, табакокурения, ВИЧ, ИППП и аспекты развития жизненных навыков, учащиеся приобрели навыки эффективного общения, уверенного поведения, у многих повысилась самооценка, научились управлять стрессами, изменилось предвзятое отношение к ВИЧ-инфицированным, наркозависимым людям.

2. Проведенный комплекс профилактических мероприятий оказал положительное влияние на жизненную позицию молодых людей. Это доказало, что данная программа эффективна.

Хочется еще раз отметить важность в подростковом возрасте проведение комплексных профилактических мероприятий для развития здоровой личности, позволяющей приобрести жизненные навыки, которые уберегут подростков от негативных явлений общества.

Считаем необходимым продолжение глубокого всестороннего исследования данной проблемы, постоянного поддерживания связи теории с практикой, и, наконец, подчеркиваем важность применения этих знаний в реальной жизни.











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов, А.Ю. Совершенствование механизма регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации [Текст]: дисс…докт. мед. наук / А.Ю. Абрамов. – М.: 2015. – 316 с.

2. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста [Текст]: учебник / Б.С. Волков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2016 — 266 с.

3.Корченов В.И. Пьянство, алкоголизм, наркомания: причины и следствия. М., РГМУ, 2007 – 234 с.

4.Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. – М., Академия, 2013- 280- с.

5. Бабоченко, Н. В. Информационно-коммуникативные средства для профилактики наркомании в подростковой среде [Текст] / Н.В. Бабоченко, Т.А. Кривельская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1601–1605.

6. Батюта, М.Б. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2015. - 306 c.

7. Влияние наркомании на социально-экономическое развитие общества [Текст] /под ред. В.И.Стародубова, А.И.Татаркина – М., Екатеринбург. Институт экономики УрО РАН, 2006. – 380 с.

8. Гагаринова, Е.С. Поиск новизны как фактор предрасположенности к потреблению наркотиков [Текст] /Е.С.Гагаринова, О.Е.Зубарева // Наркология. – 2010. - №2. – С.86-90.

9. Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / З.В. Коробкина, В.А. Попов. – 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. — 192 с.

10. Абрамов, А.Ю. Правовые признаки наркотических средств и психотропных веществ [Текст] /А.Ю. Абрамов, Н.В. Косолапова, С.В. Тхай // Медицинский вестник Северного Кавказа. - Т. 9. №1. - 2014. - С. 108- 112

11. Рожков, М.И. Профилактика наркомании у подростков [Текст]: учеб. - метод. Пособие / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с.

12. Брюн, Е.А. Макроэкономический анализ бремени наркомании в Российской Федерации [Текст] /Е.А. Брюн, Л.Д.Попович, Е.Г.Потапчик, Г.А.Тишининова. – М., Высшая школа экономики. 2011 г. – 138 с.

13. Абрамов, А.Ю. Наркотизация детей, подростков и молодежи России [Текст] /А.Ю. Абрамов, Ю.В. Михайлова, И.С. Цыбульская, И.Б. Шикина, Н.И. Халиуллин, Э.Р. Низамова //Социальные аспекты здоровья населения. - 2014. - №3 (37). – С. 10.

14. Профилактика и лечение алкоголизма и наркомании: методическое пособие для тренеров-организаторов/ под ред. В. Коваля – Донецк: 2010 – 162 с.

15. Профилактика ВИЧ/СПИДа: методическое пособие для тренеров-организаторов/ под ред. В. Коваля – Донецк: 2010 – 149 с.

16. Люди и ВИЧ: книга для неравнодушных, Киев 2009 – 634 с.

17. Бабенко, И.В. Профилактика вредных привычек у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения [Электронный ресурс] / И.В. Бабенко, С.. Агулина // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» - Режим доступа:http://www.scienceforum.ru/2013/301/6028"www.scienceforum.ru/2013/301/602 8 (дата обращения: 15. 05. 2020).

18. http://mzdnr.ru/news/spid-i-vich-ukrainskie-feyki-i-realnaya-statistika-dnr (дата обращения: 10. 05. 2020)

19. https://www.syl.ru/article/168031/new_profilaktika-kureniya-sredi-detey-ipodrostkov-meropriyatiya-po-profilaktike-kureniya (дата обращения: 10. 05. 2020)

20.https://www.syl.ru/article/168031/new_profilaktika-kureniya-sredi-detey-i-podrostkov-meropriyatiya-po-profilaktike-kureniya (дата обращения: 12. 05. 2020)

21.https://mckorsakov.ru (дата обращения: 12. 05. 2020)



Приложение 1

Токсичность некоторых составляющих табачного дыма

(по данным Г. Б. Федосеева)

Вещество

Концентрация

в дыме

Показатель загрязненности, превышающий ПД

Доля в общей токсичности, %

Никотин, г/м3

2,15

115000

28,7

Окись углерода, г/м3

35,4

35400

9,2

Сажа, г/м3

1,5

300000

7,8

Бензпирен, мкг/м3

17,4

174000

4,6

Муравьиная кислота, мг/м3

350,0

116800

3,1

Окислы азота,

мг/м3

785,0

9250

2,4

Уксусная кислота, мг/м3

280,0

4670

1,2

Аммиак, мг/м3

706,0

3530

0,92

Мышьяк (трехокись), мг/м3

9,82

3265

0,85

Синильная кислота, мг/м3

18,6

1880

0,49

Формальдегид, мг/м3

5,17

1725

0,45

Сероводород,

мг/м3

12,2

1615

0,42

Акролеин, мг/м3

39,2

1305

0,34

Стирол, мг/м3

3,11

1037

0,28

Ацетилен, мг/м3

6,90

345

0,09

Двуокись углерода, %

9,6

96

0,03
























Приложение 2

Список

обучающихся МОУ «Ульяновская школа» Амвросиевского района ДНР,

принявших участие в исследовании

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

Класс

Социальный статус семьи

1.

Коваленко Роман

6

Неполная, многодетная

2.

Белецкий Артем

7

Полная, многодетная

3.

Зюзя Илона

7

Неполная

4.

Рыжик Никита

7

Полная

5.

Сныткин Станислав

7

Неполная

6.

Емченко Сергей

8

Полная, многодетная

7.

Лотош Артем

8

Полная

8.

Татарченко Егор

8

Неполная

9.

Андросов Александр

9

Полная

10.

Белецкий Анатолий

9

Неполная

11.

Белецкая Виктория

11

Неполная

12.

Денисенко Юрий

11

Полная

13.

Касьянова Ксения

11

Неполная




Приложение 3

Анкета «Социально-психологический портрет ученика»

Дорогой друг!

Прежде чем отвечать на вопросы анкеты, пожалуйста, прочти эту информацию.

Этот опрос является полностью анонимным, ты не должен указывать свое имя.

Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.

Прежде чем отвечать на вопрос, внимательно прочти его. Если ты не понял вопроса или не желаешь на него отвечать, оставь его без ответа.

Если у тебя имеется несколько ответов на вопрос, обозначь их все.

1. Как ты думаешь, от чего или от кого больше всего зависит твоя жизнь?

а) преимущественно от тебя самого, твоих способностей и усилий;

б) от того, как сложатся обстоятельства;

в) другое:

2. Тебе нравится большинство людей, с которыми ты знаком?

а) да;

б) нет.

3. Тебе кажется, что ты нравишься людям?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

4. Есть ли у тебя проблемы в отношениях с людьми?

а) нет, у тебя нормальные отношения со всеми;

б) да:

с родителями;

с учителями;

с одноклассниками;

с друзьями.

5. В чем заключаются эти проблемы?

а) над тобой издеваются;

б) из тебя делают «козла отпущения»;

в) ты считаешь, что к тебе относятся несправедливо;

г) не дают тебе достаточной свободы;

д) заставляют много работать;

е) тебя раздражает поведение других людей;

ж) ты не любишь, когда тебя поучают;

з) другое: ______________

6. Много ли у тебя друзей?

а) да;

б) нет (как ты думаешь, почему?): _____________

7. Как ты считаешь, для чего нужны друзья?

а) чтобы весело проводить время;

б) чтобы делиться своими проблемами;

в) чтобы получить хороший совет;

г) чтобы поддержать в трудное время;

д) чтобы повысить твою популярность;

е) другое:______________

8. С кем чаще всего ты ссоришься?

а) с родителями;

б) с учителями;

в) с соседями или другими посторонними людьми;

г) с ровесниками;

д) с друзьями;

е) ни с кем.

9. Как ты пытаешься решать конфликты*?

* конфликт противоречия во взглядах или желаниях, возникающие в отношениях между людьми

а) любой ценой пытаешься избегать их, даже пренебрегая своими желаниями и потребностями;

б) уступаешь, если предмет конфликта для тебя не имеет большого значения;

в) всегда пытаешься найти взаимовыгодное решение или пойти на взаимные уступки;

г) стремишься победить любым способом (ссора, ругань, драка и т. п.).

10. Ты часто разрешаешь конфликты ссорами или кулаками?

а) да;

б) не часто;

в) очень редко;

г) никогда.

11. Много ли в твоей жизни стрессов*?

* стресс – напряжение, переживания, вызванные волнующими событиями чрезмерный стресс состояние перенапряжения или истощения организма

а) да, твоя жизнь слишком стрессовая (ты чувствуешь постоянную усталость, тревогу, напряжение, недостаток времени);

б) нет, ты чувствуешь себя хорошо, хотя и живешь полноценной, насыщенной жизнью;

в) напротив, твоя жизнь слишком однообразна и скучна.

12. Что является основной причиной твоих стрессов?

а) трагическое событие или болезнь (твоя или членов семьи);

б) разрыв близких отношений с твоей девушкой (парнем);

в) разрыв дружеских отношений;

г) чрезмерная нагрузка (учеба, работа после школы, спортивные тренировки);

д) постоянное материальное затруднение или внезапное ухудшение материального положения;

е) частые ссоры с родителями, учителями, ровесниками;

ж) внезапный переезд;

з) одиночество;

и) другое:

13. Как, по-твоему, можно лучше всего преодолеть стресс?

а) поплакать;

б) поделиться проблемой с близким человеком;

в) пойти на дискотеку;

г) послушать музыку;

д) заняться спортом;

е) поспать;

ж) выкурить сигарету;

з) выпить пива, вина и т. п.;

и)другое: _______________________

14. Влияет ли на тебя реклама алкогольных и табачных изделий?

а) очень влияет, сразу хочется попробовать;

б) влияет в некоторой мере (нравится, как кто-то курит или пьет пиво);

в) тебе безразлично;

г) вызывает негативные чувства, ты понимаешь цель и уловки рекламодателей.

15. Курит ли (употребляет ли спиртное) кто-то из твоего окружения?

а) нет;

б) да, один из членов семьи (отец, мать, брат, сестра);

в) да, несколько членов семьи;

г) да, твои друзья или приятели;

д) да, твоя девушка (парень).

16. Тебе предлагали спиртное или сигареты?

а) нет, никогда;

б) да, несколько раз (знакомый, друг, родственник, отец, мать);

в) да, часто (знакомый, друг, родственник, отец, мать).

17. Ты куришь?

а) нет;

б) изредка;

в) одну-две сигареты в день;

г) больше двух сигарет в день.

18. Ты употребляешь спиртное (пиво, слабоалкогольные коктейли, вино)?

а) нет;

б) изредка;

в) достаточно часто (один-два раза в месяц);

г) часто (больше двух раз в месяц).

19. На вечеринке (дискотеке) друзья предлагают тебе попробовать «косяк» (самокрутку с марихуаной). Ты:

а) категорически откажешься, уйдешь, сообщишь родителям и администрации школы;

б) категорически откажешься, будешь отговаривать друзей, никому не скажешь, но если они не прекратят этого делать, порвешь с ними отношения;

в) откажешься, но никого не будешь уговаривать, ведь это личное дело каждого;

г) согласишься, если от этого будут зависеть твои отношения с друзьями;

д) согласишься с удовольствием.

20. С какого возраста лучше начинать половую жизнь:

а) до 16 лет;

б) в 1618 лет;

в) в 1820 лет;

г) возраст не имеет значения;

д) после бракосочетания.

21. При каких обстоятельствах ты готов начать половую жизнь:

а) только после бракосочетания;

б) когда встретишь человека, которого полюбишь;

в) когда захочешь иметь ребенка;

г) если партнер (партнерша) будет настаивать;

д) если партнер (партнерша) предложит;

е) когда подвернется случай;

ж) ты об этом не думаешь;

з) другое:_____________

22. Хочешь ли ты иметь близкого друга противоположного пола?

а) да;

б) нет;

в) уже имеешь.

23. Для чего тебе нужны близкие отношения с человеком противоположного пола?

а) чтобы быть, как все;

б) чтобы стать более популярным в глазах сверстников;

в) чтобы не быть одиноким;

г) чтобы в будущем создать с ним (ней) семью;

д) чтобы получать физическое наслаждение;

е) другое: ____

24. Ты хотел бы узнать больше о безопасном сексе:

а) из индивидуального пособия;

б) от врача во время индивидуальной консультации;

в) из рассказа учителя;

г) от родителей;

д) от ровесника;

е) тебя это не интересует.

25. Когда ты хочешь создать свою семью?

а) сразу, как полюбишь;

б) когда получишь образование;

в) когда будешь иметь материальную возможность;

г) когда захочешь иметь детей;

д) ты об этом не думал;

26. Кто, по-твоему, рискует инфицироваться ВИЧ?

а) потребители наркотиков;

б) работники секс-бизнеса;

в) те, у кого много сексуальных партнеров;

г) гомосексуалы;

д) врачи;

е) те, кто контактирует с вИЧ-инфицированным;

ж) кто угодно.

27. Подвергался ли ты когда-нибудь насилию:

а) психическому;

б) физическому;

в) сексуальному;

г) не подвергался.

28. Если подвергался, то от кого:

а) сверстников;

б) посторонних;

в) знакомых;

г) родственников;

д) родителей;

е) учителей;

ж) должностных лиц (например, милиции).

29. Подвергался ли ты когда-либо дискриминации*:

*дискриминация нарушение или лишение прав (от оскорблений к полному лишению прав)

а) половой;

б) этнической;

в) дискриминации другого вида (например, связанной с состоянием здоровья);

г) не подвергался.

30. Если подвергался, то от кого:

а) ровесников;

б) посторонних;

в) знакомых;

г) родственников;

д) родителей;

е) учителей;

ж) должностных лиц (например, милиции).

31. Что тебе не нравится в твоей внешности?

а) высокий рост;

б) низкий рост;

в) избыточный вес;

г) худощавость

д) телосложение;

е) черты лица;

ж) состояние кожи;

з) состояние волос (перхоть, жирность, цвет и т. п.);

и) ты доволен своим телом.

32. Если бы ты мог, изменил ли бы ты себя?

а) нет;

б) да;

в) частично.

33. Если да, то что именно:

а) внешность;

б) характер;

в) привычки;

г) другое:__________________

34. Какие твои планы после окончания школы?

а) продолжить учебу;

б) создать семью;

в) работать;

г) еще не думал об этом;

д) не знаешь.

35. Легко ли тебе выражать свои чувства?

а) да;

б) нет, ты часто сдерживаешь их.

36. Как ты относишься к неудачам?

а) воспринимаешь по-философски, не слишком переживаешь;

б) долго страдаешь, они «выбивают тебя из колеи».

37. Как ты думаешь, нужен ли телефон доверия и консультационные центры для подростков?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

38. Твой пол:

а) мужской;

б) женский.

39. Твой возраст:

а) 13 лет;

б) 14 лет;

в) 15 лет;

г) младше 13;

д) старше 15.

40. Твое учебное заведение:

а) средняя школа;

б) гимназия, лицей;

в) школа-интернат.





Приложение 4

Тренинг

«Нет! Алкоголю, наркотикам,

общему использованию колющих или режущих предметов»

Цели:

- Познакомить учащихся с рисками употребления алкоголя и наркотиков, особенно в отношении инфицирования ВИЧ/ИППП.

- Сформировать представление об опасности общего использования режущих или колющих предметов (иголок,шприцев и т. д.), а также о способах их стерилизации.

- Развивать аналитическое и критическое мышление.

- Воспитывать толерантное отношение.

Задачи:

- Акцентировать внимание подростков на психологических приемах привлечения к употреблению наркотиков.

- Игровым методом продемонстрировать, как адекватно реагировать на уговоры, манипуляции, давление, угрозы, шантаж, решительно отказываться от предложения принять наркотик, отговаривать от этого других.

- Заинтересовать подростков формировать жизненные навыки.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

2. Знакомство.

Упражнение «Групповое интервью».

Учащиеся сидят в кругу. Используется мяч. Мяч бросают человеку, которому ставят вопрос. Ответив, участник бросает мяч и задает вопрос.

Вопросы:

«Любимое время года»,

«Чем любишь заниматься в свободное время?»,

«Любимая песня» и т.д.

После интервью – обсуждение.

Вопросы:

«Что нового мы узнали друг о друге»,

«Что вы ощущали во время этого упражнения».

3. Правила

На данном этапе необходимо повторить или выработать правила работы группы. (Обговаривается необходимость каждого правила).

Говорить по очереди.

Если хотите говорить – поднимайте руку.

Не шуметь.

Не критиковать.

Уважать мнения друг друга.

Быть открытым.

Активность.

Конфиденциальность.

Соблюдать правила.

4. Введение в тему.

Участники группы объединяются в 2 команды: «День» и «Ночь».

Задание: Составьте словосочетание со словом «здоровье». Команда, составившая, больше всего словосочетаний и предложений выигрывает.

На доске написаны слова: радость, спокойствие, стабильность, равенство,

выражение «Что наша жизнь – игра…».

На тренинге вы познакомитесь с самыми важными правилами этой игры - поступками. Именно поступки (хорошие) отвечают этим качествам (радость, спокойствие, стабильность, равенство). Поступки определяют качество нашей жизни. А как известно плохие поступки могут привести к разным неприятностям.

Что такое здоровье?

Как сохранить здоровье?

Что такое вредные привычки? Приведите примеры.

Наркотики — одна из самых болезненных проблем современности, и под наибольшей угрозой находятся подростки, молодежь, которые мало знают об опасности наркотиков, в частности и о возможности ВИЧ-инфицирования.

(Сообщение темы занятия)

5. Упражнение «Ожидания»

На стиках – «листиках» участники группы должны записать свои ожидания от занятия и прикрепить их на «Дерево ожиданий».

6. Информационный этап.



Каждый день мы слышим о преступлениях, совершенных наркоманами, разрушенных судьбах и укороченных жизнях, а тем временем наркодельцы в жажде сверхприбылей прибегают к коварным методам, чтобы привлечь к употреблению наркотиков, прежде всего молодежь. Наркоиндустрия во всем мире считается не просто преступным, но и особо аморальным бизнесом, и наказывается очень строго. Но никакая сила не защитит человека, если он этого не хочет. Поэтому не забывай: ты появился на этот свет не для того, чтобы губить свою жизнь и жизнь родных, и тем более не для того, чтобы обогащать наркодельцов. Ты — неповторимая личность, у тебя есть высшее предназначение, мечты, которые ты должен осуществить. Тебя окружают люди, которым ты очень дорог и которые близки тебе. Чтобы сделать правильный и сознательный выбор, тебе прежде всего необходимо получить правдивую информацию о наркотиках и ужасающих последствиях их употребления, кроме того, следует научиться распознавать ухищрения, к которым прибегают наркодельцы, уметь при любых обстоятельствах отказаться от предложений употребить наркотик».

Задание:

Участники объединяются в несколько пар (или групп), получают раздаточный материал.

Предлагается каждой паре (группе) обсудить и принять решение относительно одного (двух) утверждений.

Обсуждение результата.



Тест: «Факты» и «мифы» о наркотиках

  1. Наркотики это модно.

Это — миф, который распространяют наркодельцы, а современные актеры, музыканты и другие законодатели молодежной моды решительно выступают против наркотиков. Сегодня, наоборот, модно заниматься спортом, правильно питаться, то есть вести здоровый и продуктивный образ жизни.

  1. Алкоголь и наркотики помогают решить проблемы.

Миф. Алкоголь и наркотики еще не решили ни одной проблемы. Они лишь углубляют их и порождают новые.

  1. От алкоголя еще никто не умер.

Миф. Люди умирают от передозировки алкоголем, от употребления некачественных алкогольных напитков и от болезней, возникающих вследствие хронического алкоголизма.

4. Наркомания это болезнь глупцов и слабаков. А сильный человек может отказаться от их употребления в любой момент.

Миф. Доказательством являются многочисленные жертвы среди известных всему миру людей, которых отнюдь нельзя назвать глупцами и слабаками.

5. Слабоалкогольные напитки не вредны, иначе их бы не продавали в магазинах несовершеннолетним.

Это — миф и результат несовершенного законодательства. Жертвами этого прежде всего становятся дети. Врачи уже наблюдают случаи алкоголизма у подростков. Они связывают это с употреблением слабоалкогольных напитков, которые продают без возрастных ограничений. Ведь на самом деле не имеет значения, что это — водка, вино, пиво или слабоалкогольный напиток, разница лишь в порции. Содержание алкоголя в бутылочке слабоалкогольного напитка такое же, как в рюмке вина.

6. В компании нельзя отказаться от того, что делают все.

Миф. Если тебе не нравится то, что делают твои друзья, или ты считаешь это опасным, следует отказаться.

7. Сигареты и алкоголь делают из мальчиков настоящих мужчин.

Миф. Они никоим образом не влияют на процесс взросления, а алкоголь, наоборот, приводит к уменьшению в организме концентрации тестостерона — гормона, который действительно превращает мальчика в мужчину. Именно поэтому хронические алкоголики часто страдают импотенцией.

8. Употребление алкоголя и наркотиков делает человека более уязвимым к ВИЧ.

Факт. В состоянии алкогольного или наркотического опьянения человек теряет контроль над собой. Он может согласиться на то, на что никогда не согласился бы в трезвом состоянии: поехать домой к незнакомцу или сесть к нему в машину, вступить в случайные сексуальные отношения, не использовать презерватив и т. п. Особенно рискуют те, кто употребляет инъекционные наркотики, или те, кто имеет сексуальные отношения с наркоманами. ведь они часто используют общие иглы и шприцы для введения наркотиков.

9. Дети впервые пробуют наркотики, которые им предлагают незнакомцы на дискотеках и спортплощадках.

Миф. Молодые люди чаще всего пробуют наркотики под влиянием своих друзей.

10. Употребление алкоголя и наркотиков беременной женщиной отрицательно влияет на ее еще не родившегося ребенка.

Факт. Любой наркотик, в том числе и алкоголь, который употребляет беременная женщина попадает через плаценту к плоду и влияет на его развитие.

7. Итог занятия.

8.Упражнение «Дерево ожиданий»

Если ожидания участников группы оправдались, сбылись, то они на «дерево» прикрепляют «яблоки» и комментируют свои действия.

Учитель-тренер: Надеюсь, ребята, что вы всячески будете способствовать сохранению здоровья, отказавшись от негативных явлений, таких как наркомания, курение, алкоголизм.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!