Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « СОШ 6»
Рабочая программа элективного курса на тему :
«Выразительные средства художественной речи: фигуры и тропы»
(9-11 класс, 17 часов)
Составила: учитель высшей квалификационной
категории Петренко Л.А.
Югорск
2023
Югорск 2023
Пояснительная записка
На уроках литературы при изучении лирических и прозаических произведений обучающиеся получают первоначальные представления об изобразительно - выразительных возможностях словесного искусства: метафоре, сравнении, олицетворении. Изучение изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы является вопросом, который ни одного словесника не оставляет равнодушным. Данный элективный курс предназначен для учащихся 9, 11 классов. Количество часов – 17.
Программы по литературе практически не позволяют выделять целые уроки на изучение теории , те или иные языковые явления изучаются вскользь, по ходу изучения художественного произведения. Но в связи с тем, что итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах предполагает знание языковых средств выразительности , а олимпиадные задания включают в себя комплексный анализ текста, считаем необходимым уделить этому вопросу особое внимание.
В новых для России условиях рыночной экономики выпускнику российских образовательных учреждений необходимо быть коммуникабильным ,уметь представить тот или иной коммерческий проект , грамотно общаться , ясно выражать свои мысли . Такие качества становятся социально значимыми для успешной деятельности человека. Данный элективный курс может способствовать не только овладению предметными знаниями, но и развитию компетенций обучающихся.
Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные :
-
ценностное отношение к русскому языку как хранителю культуры;
-
приобщение к произведениям классической литературы;
-
ответственное отношение к учению;
-
способность к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений;
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
умение точно, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Метапредметные:
-
учащиеся научатся формулировать и удерживать учебную задачу;
-
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
-
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
-
устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и выводы;
-
применять правила и пользоваться освоенными закономерностями;
-
видеть задачу;
-
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
-
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
-
взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные:
В результате изучения программы элективного курса обучающиеся должны знать:
-
определения понятий « изобразительно – выразительные средства русского языка», « тропы», « фигуры речи», определение каждого изобразительно –выразительного средства русского языка: анафора, эпифора, антитеза, гипербола, литота, градация, инверсия, ирония, эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, оксюморон, синтаксический параллелизм, парцелляция, эллипсис, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, перифраз, умолчание, фонетические и лексические средства выразительности.
В результате изучения программы элективного курса обучающиеся должны:
-
дать определение понятиям : троп, фигура речи, изобразительно – выразительные средства русского языка, антитеза, гипербола, литота, градация, инверсия, ирония, эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, оксюморон, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, аллитерация, ассонанс;
-
анализировать тексты;
-
находить в текстах изобразительно – выразительные средства языка, объяснять цель их употребления;
-
определять позицию автора путём анализа выразительно – изобразительных средств языка;
-
использовать изобразительно –выразительные средства языка ( тропы и стилистические фигуры) при создании собственных текстов.
Содержание элективного курса.
Урок №1. Выразительные средства фонетики. Ассонанс. Аллитерация. Звукоподражательные слова .
Практикум: работа с текстами А.Блока, А. Пушкина. Придумать предложения, с помощью повторения согласных попробовать передать шум метели, свист пуль, бег паровоза и т.д.
Урок №2. Поэтическая орфоэпия. Рифма.
Практикум: работа с текстами М.Цветаевой, И.Бунина, С.Есенина, А.Пушкина, М.Лермонтова. Найти и выделить рифмующиеся слова, поставить ударения, определить созвучия, создающие рифму. Выписать из текстов произведений примеры поэтической орфоэпии.
Урок №3. Выразительные средства словообразования. Паронимы, парономасы .
Практикум: Работа с текстами В. Маяковского, Н. Рыленкова, В Соловьева. Найти в текстах близкие или похожие по звучанию слова и определить, являются ли они однокоренными.
Привести примеры созвучных слов. Использовать их в небольшом тексте комического характера, объяснить, в чем состоит выразительность такого использования.
Урок №4. Выразительные средства лексики. Метафора.
Практикум: анализ стихов Ф.И.Тютчева, А.С.Пушкина, В.В.Маяковского, А. Фета, С Есенина, М.Лермонтова. Найти в тексте метафоры. Описать создаваемые ими образы.
Урок №5. Метонимия.
Практикум: работа над стихами А.А.Фета, А. Пушкина, М.Лермонтова (найти примеры метонимии, объяснить, почему возможен такой перенос).
Урок № 6.Синекдоха.
Практикум: чтение и анализ стихов А. Фета, А. Вознесенского, А. Пушкина, М. Лермонтова. Чтение и анализ рассказов А.Чехова. Найти в тексте примеры синекдохи. Объяснить значение слов, используя толковый словарь
Урок №7.Эпитет.
Практикум: чтение и анализ стихов К.Бальмонта, И.Тургенева, И.Бунина, А.Блока, С.Есенина, А.Майкова, А.Фета, Н.Некрасова. Найти эпитеты, определить их роль. Найти определения, которые называют не только признак предмета, но и обладают художественной выразительностью.
Урок №8.Сравнение.
Практикум: выразительное чтение и анализ стихов А.Фета, Н.Рубцова, М.Лермонтова, Н.Некрасова. Найти в текстах сравнения и объяснить их выразительную роль.
Урок №9.Олицетворение.
Практикум: выразительное чтение и анализ стихов А.Фета, Н.Некрасова, А Пушкина, С.Есенина. Найти примеры олицетворений. Выразительное чтение и анализ произведений А.Чехова, И.Шмелева. Найти примеры олицетворений, объяснить их употребление и выразительную роль.
Урок №10.Гипербола.
Практикум: выразительное чтение и анализ произведений А.Чехова, М.Лермонтова, Н.Гоголя. Найти преувеличения и объяснить их художественную выразительность.
Урок №11.Литота.
Практикум: выразительное чтение и анализ стихов Н. Некрасова. Найти в тексте примеры преуменьшения и объяснить их выразительную роль. Привести примеры литоты из разговорной речи, из художественной речи.
Урок №12. Юмор. Ирония.
Практикум: выразительное чтение и анализ текстов Н.Гоголя, А.Чехова. Каков прямой смысл сказанного? О чем в действительности говорит автор?
Урок №13.Сарказм. Гротеск.
Практикум: Выразительное чтение и анализ текстов Н.Гоголя, А.Чехова, сказки М.Салтыкова – Щедрина.
Что общего между сарказмом, иронией и юмором, гротеском? В чем их различие?
Урок №14 . Выразительные средства синтаксиса. Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Риторическое обращение
Практикум: выразительное чтение и анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Найти в тексте обращения, прочитать их с нужной интонаций, определить особенность и причину такого обращения. Найти риторические вопросы, которые содержат отрицание. Определить, с какой целью их употребляет автор.
Урок №15. Инверсия. Градация. Антитеза. Оксюморон
Практикум: выразительное чтение и анализ произведений А.Пушкина, Н.Гоголя, С.Есенина, Н.Некрасова, И Бунина, И.Крылова, И.Шмелева. Найти инверсию, определить прямой и обратный порядок слов. Найти однородные выразительные средства, которые располагаются в порядке усиления или ослабления признака. Найти в текстах примеры противопоставления, определить, как они влияют на выразительность текста. Объяснить значение и выразительную роль оксюморона в тексте.
Уроки №16-17. Выразительные средства морфологии .
Практикум: подготовить устное сообщение (на примере текста художественной литературы показать, как отдельные части речи способны участвовать в создании художественного образа).Рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро» ( Найти противопоставления (антитезы), выраженные именами существительными. Найти сравнения и метафоры, выраженные существительными).
Д.Самойлов «Сороковые». Найти в тексте контекстуальные антонимы, выраженные прилагательными.
Тематическое планирование элективного курса на тему:
«Выразительные средства художественной речи: фигуры и тропы»
№ | Темы | Цели и задачи | Кол. часов | Формы и методы | Контроль |
1 | Выразительные средства фонетики. Ассонанс. Аллитерация. Звукоподражательные слова | Дать понятие о звукописи: ассонансе, аллитерации, звукоподражании. Развивать умение устного описания звуковых образов на основе текста художественной литературы | 1 | Парная работа. Составление предложений по заданию | Выразительное чтение текста. Развернутые ответы на поставленные вопросы |
2 | Поэтическая орфоэпия. Рифма | Дать понятие о поэтической орфоэпии. Расширить понятие о рифме | 1 | Групповая работа | Составление в группах буриме «Кто интереснее и быстрее» |
3. | Выразительные средства словообразования. Паронимы, парономасы | Дать понятие о паронимах и парономасах. Развивать умение находить созвучные слова и составлять с ними небольшие тексты, определять выразительность такого использования в речи | 1 | Групповая работа | Составление небольших текстов комического характера |
4. | Выразительные средства лексики. Метафора | Расширить сведения обучающихся о метафоре (развернутая, простая, скрытая). Продолжить развивать умения описывать образы, создаваемые метафорой | 1 | Парная работа | Нахождение метафор в текстах. Составление устных текстов . Конкурс «Чей образ интересней?» |
5. | Метонимия. | Познакомить с понятием метонимии. Уметь рассуждать, доказывать, объяснять по заданию | 1 | Работа в мини - группах | Конкурс – путешествие в прошлое |
6. | Синекдоха. | Познакомить с понятием синекдохи. Продолжить развивать умения работы с толковым словарем | 1 | Работа в мини - группах | Найти в тексте синекдоху и объяснить ее употребление. Объяснить значение слов, используя толковый словарь |
7. | Эпитет | Познакомить с разновидностями эпитетов (постоянными, точными, метафорическими, метонимическими и т.д) Уметь находить в текстах эпитеты и определять их роль | 1 | Индивидуальная работа | Составление предложений с определениями, которые называют и признак предмета и обладают художественной выразительностью |
8. | Сравнение | Расширить у обучающихся знание о сравнении. Уметь составлять предложения со сравнениями | 1 | Игровая форма | Словами, жестами и мимикой прочитать предложения со сравнениями. |
9. | Олицетворение | Расширить у обучающихся знание об олицетворении. Продолжить развивать умения выразительного чтения текста | 1 | Индивидуальная работа | Конкурс – чтение художественной литературы, |
10 | Гипербола. | Дать понятие о гиперболе. Развивать умения составлять тексты разных типов | 1 | Парная работа | Составить сказку для конкурса |
11. | Литота | Дать понятие о литоте. Уметь работать с текстом | 1 | Дифференцированная форма работы | Выразительное чтение текстов по ролям, составление рисунков к произведению, письмо герою рассказа |
12 | Юмор. Ирония. | Дать определение понятиям: юмор, ирония. Продолжить развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы | 1 | Групповая работа | Инсценирование |
13 | Сарказм. Гротеск | Расширить знания обучающихся о сарказме и гротеске. Развивать умения составлять разные виды пересказа: стильный, детальный, отдельную часть, выборочно, по плану, по рисунку. | 1 | Дифференцированная форма работы | Составить разного вида пересказы к конкурсу |
14. | Выразительные средства синтаксиса. Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Риторическое обращение | Дать определение данным понятиям. Развивать умения отвечать на поставленный порос, используя ключевые слова и словосочетания и примерный план ответа | 1 | Индивидуальная форма работы | Подготовить ответ на вопрос, используя примерный план ответа |
15 | Инверсия. Градация. Антитеза. Оксюморон | Дать определение данным понятиям. Продолжить формировать умения анализировать текст художественной литературы и создавать собственный | 1 | Индивидуальная форма работы | Написать рассказ, воспевающий самое замечательное место родного края |
16-17 | Выразительные средства морфологии | Дать понятие о морфологических средствах выразительности. Уметь найти морфологические средства выразительности и объяснить выразительную роль частей речи на основе текста художественной литературы | 1-2 | Индивидуальная форма работы | Сообщения обучающихся по заданию |
Приложение.
Краткий словарь терминов.
1.Аллегория-троп, вид иносказания; отвлеченная идея или понятие, воплощенные в конкретном образе: крест в христианстве обозначает страдание, ягненок- беззащитность,
Голубь - невинность. В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора , из
сказок о животных : волк-жадность, лиса-хитрость. Аллегория часто используется в баснях. Например, в басне И.А.Крылова» Стрекоза и муравей».Стрекоза- аллегория легкомыслия, а Муравей - трудолюбия и предусмотрительности.
2.Аллитерация-прием звукозаписи, основанный на повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например:
« Пора ,пора! Рога трубят» ( А.С.Пушкин).
Аллитерация выделяет отдельные слова и строки, которые становятся особенно выразительными:
Грохочет эхо по горам,
Как гром, гремящий по громам .( Г.Р.Державин).
3.Аллюзия-художественный прием, который заключается в использовании намека на какой - нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта. Например, у В.В.Маяковского в стихотворении « Юбилейное «
есть вопрос , обращенный к Дантесу : « Чем Вы занимались до семнадцатого года? «-наз
ванная дата подразумевает революцию.
4.Антропоморфизм-вид олицетворения , когда изображаемый предмет
уподобляется человеку, либо наделен некоторыми человеческими качествами.
« Все мое»,- сказало злато;
« Все возьму «,- сказал булат ( А.С.Пушкин. « Злато и серебро»).
На антропоморфизме иногда строится целое произведение ( « Необычайное приключение….» В.В.Маяковского).
5.Гротеск-художественный прием; нарушение пропорций изображаемого мира, соедине
ние фантастического с реальным , обыкновенным и даже приземленно –бытовым. Напри
мер, в сказке М.Е.Салтыкова –Щедрина « Медведь на воеводстве» медведь собирается ра
зорять « типографии и университеты» ; в романе М.А.Булгакова « Мастер и Маргарита» впечатление гротеска создается причудливым сочетанием бытового фона Москвы с
фантастическими образами Воланда и его свиты.
6.Оксюморон- художественный прием; сочетание противоположных , противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном образе. Например: « горячий
снег» , « скупой рыцарь», « пышное природы увяданье».
7.Парцелляция –художественный прием , расчленение фразы на отрезки ,порции. Фразы получаются рубленные.Например: « У него горе. Большое».
8.Гипербола – литературный прием, основанный на художественном преувеличении тех или иных свойств изображаемого .Используется для усиления эмоционального воздействия на читателя, а также для того ,чтобы ярче выделить в изображаемом явле
нии те или иные стороны. Например:
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.( «Бородино») М.Ю.Лермонтов
9.Ассонанс-повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, один из видов звукописи. Например:
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю наудалую,
И горе нашему врагу.( А.С.Пушкин).
Повтор звуков усиливает выразительность поэтической речи. Ассонанс также называют неточную рифму, в которой созвучны лишь некоторые, главным образом гласные звуки, стоящие под ударением: « красивая –неугасимая», « музыкой – мускульной», « жажда- жалко» и др.
10.Градация – художественный прием, заключающийся в постепенном, последовательном усилении или ослаблении образов, сравнений, эпитетов и других средств художественной выразительности. Например: « Муха! Меньше мухи! Уничтожился в песчинку!»
( Н.В.Гоголь). Изображение взрыва в стихотворении Н.Заболоцкого « Творцы дорог»:
Завыл, запел ,взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер.
11.Инверсия-художественный прием, нарочитое изменение порядка слов в предложении для достижения определенной художественной цели. Например:
Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой.( А.С.Пушкин).
Здесь постановка прилагательного после существительного усиливает эмоциональное восприятие эпитета « дальной» к слову « отчизны» и « чужой» к слову « край». Или и Ф.И.Тютчева в стихотворении » Весенняя гроза» : «Гремят раскаты молодые» », Повисли перлы дождевые» , « С горы бежит поток проворный» , «И гам лесной и шум нагорный..».
12.Литота- вид тропа, противоположный гиперболе, заключающийся в намеренно неправдоподобном художественном преуменьшении изображаемого. Например: Мальчик с пальчик, Мужичок с ноготок.
13. Метонимия- троп, заключающийся в замене одного слова или понятия другим , имеющим с первым причинную или иную связь. Например, « читать Пушкина» (т.е. чи
тать произведения Пушкина), или у Н.А. Некрасова : « Придет ли времечко…когда мужик
Белинского и Гоголя с базара понесет», - имеются в виду книги, написанные В. Г. Белин
ским и Н.В.Гоголем.
14.Олицетворение- разновидность метафоры, при которой явления природы, неодушев
ленные предметы наделяются свойствами живых существ; например:
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе. ( С.А.Есенин)
15.Плеоназм –повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот
или иной стилистический эффект. Например:» Друг мой , друг мой, Я очень и очень
болен .Сам не знаю откуда взялась эта боль..» ( С.А.Есенин).У А.А.Блока в стихотворении
« Сольвейг! О,Сольвейг! О, солнечный путь!» есть скрытый плеоназм: имя « Сольвейг
взято из драмы Х.Ибсена «Пер Гюнт», и по-норвежски оно значит именно « солнечный путь», « солнечный след».
Литература
1.Г.С.Меркин, Т.М.Зыбина, Н.А.Максимчук, О.С.Рябикова. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / Под общей редакцией Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М.: ООО “ТИД “Русское слово - РС”, 2012. – 208 с.
2.Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5 – 9 классы: тренинговые задания на уроках / сост. М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 78 с.
3. А.Г. Нарушевич. Русский язык. 9-11 классы. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ.- «Легион», 2019.-112 с.
4. И. Мизинина. Изобразительно – выразительные средства языка.Тропы, лексические и синтаксические средства. Словарь – справочник.- Санкт – Петербург: Н-ПРО, 2016.- 676 с.
5.Л.В.Рыжкова – Гришина, Е.Н.Гришина. Художественные средства. Изобразительно – выразительные стилистические фигуры речи. Словарь.- М.: ФЛИНТА,2020.-337 с.
6. А.Г. Нарушевич. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ 10 -11 классы.- М.: «Просвещение»,2011.-223 с.
7. Тексты художественной литературы.