СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выразительные средства художественной речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение фигур и тропов русского языка (в среднем звене)

Просмотр содержимого документа
«Выразительные средства художественной речи»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Печениченская основная школа»



ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете приказом по школе

№1 от 30.08.2019 г. № 70 от 30.08.2019 г.




Программа

кружковой работы

для обучающихся 5-6 классов


Выразительные средства

художественной речи


Срок реализации – 2 года

Составитель: учитель русского языка

и литературы Кудрявцева Г.И.


2019-2021 учебный год



Программа кружковой работы по русскому языку и литературе в 5 классе составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г.№273-ФЗ;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

  • Примерной программой по русскому языку для 5-9 классов Т.А. Ладыженской и др.– М.: Просвещение, 2014 г.

  • Рабочей программой к учебнику Т.А.Ладыженской и др. М.: Просвещение, 2014 г.

  • Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Печениченская ОШ»;

  • Учебным планом МКОУ «Печениченская ОШ» на 2019-2020 учебный год.


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. и др.– М.: Просвещение, 2014. Учебники укомплектованы аудиоприложениями, включающими тексты к заданиям на развитие навыков разных видов аудирования, и приложениями с текстами учебных словарей, проектными заданиями и учебными инструкциями.

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год.


На изучение материала отводится 1 час в неделю, всего 34 часа











  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые личностные результаты:

1. Осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским;

2. Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

3. Понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.


Планируемые метапредметные результаты:

Регулятивные: .

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

2.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет: оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

Познавательные:

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет: вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет: обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

3. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы.


Коммуникативные:

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности



Планируемые предметные результаты:


В разделе «Язык художественной литературы» обучающийся научится: важнейшим сведениям о возможностях русского языка как средства общения.

Обучающийся получит возможность научиться: составлять собственно текст по теме, анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия, ситуации общения и; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их.


В разделе «Риторические фигуры» обучающийся научится: формировать культуру речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм; обогащать и активизировать словарный запас на основе формирования внимательного отношения к слову, его правильному употреблению в устной и письменной речи.

Обучающийся получит возможность научиться: развивать у учащихся языковое чутьё, стремление самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации.

В разделе «Заключение и обобщение изученного» обучающийся научится: оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного их выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка.

Обучающийся получит возможность научиться: владению навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, ресурсами Интернета, навыкам различных видов чтения, различными видами аудирования, технологии систематизации изученного материала


Гуманизация современного образования предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учёт личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей. Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением кружковых занятий, олимпиад, конкурсов. Каждый учитель заинтересован дать своим обучающимся обширные и глубокие знания по предмету, которые должны будут помочь ему хорошо усвоить основной предмет и успешно сдать итоговые экзамены. Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях родного языка, учиться самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся. Работа над термином строится на той основе, на которой строятся занятия по русскому языку. Овладение выразительными средствами художественной речи литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. В данной программе придаётся большое значение работе с риторическими фигурами и тропами, но основная работа на практические упражнения. Организация кружковой работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого обучающегося, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка. Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по разным предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей, значительно расширяются литературоведческие понятия. На занятиях рассматриваются вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом, содержание данной программы составляет два круга вопросов:

1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку;

2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о развитии речи. В рамках данной программы обогащаются  первоначальные представления о значении слова. Представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т. е. без анализа синтаксических единиц, в составе которых слово включается в речь. Содержательный анализ этих единиц предполагает основательное и углубленное знакомство с частями речи.

Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

На этом основании ставлю следующую цель в своей кружковой работе с обучающими:

Цель и задачи программы

Основная цель данного курса – создание условий для формирования интеллектуальной активности: обобщение, систематизация и расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла в языке и речи.

  Задачи:

  1. Овладевать изобразительно-выразительными возможностями и культурным значением слов во фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета.

  2. Обогащать и активизировать словарный запас учащихся на основе формирования внимательного отношения к слову, его правильному употреблению в устной и письменной речи в составе пословиц и поговорок, загадок, сказок, крылатых выражений, формул речевого этикета, в поэтической речи.

  3. Формировать культуру речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм.

  4. Развивать у учащихся языковое чутьё, стремление самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации.




    1. Содержание учебного материала


Язык художественной литературы, отличие средств языка от других стилей(1ч.)

Риторические фигуры (32ч.) Выразительные средства фонетики: звукопись, ассонанс, аллитерация, звукоподражания. Их роль и значение в звуковом оформлении речи.

Выразительные средства словообразования: паронимы. Отличие их от других однокорневых слов. Использование в тексте.

Выразительные средства лексики6метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола, литота. Работа по развитию речи, расширению словарного запаса и наблюдения над использованием в речи разных фигур.

Юмор. Ирония. Сарказм. Гротеск. Каламбур. Экспрессивная оценка речи, звуковое совпадение, игра слов.

Выразительные средства синтаксиса: риторические вопрос, восклицание, обращение. Инверсия, градация, антитеза, оксюморон.

Выразительные средства морфологии: имя существительное, мя прилагательное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частицы, междометия.

Заключение и обобщение изученного (1 ч.)



    1. Тематическое планирование




Тема

кол-во

часов

основные

виды деятельности

Язык художественной литературы


Изучение риторических фигур:

1.Выразительные средства фонетики.

2.Выразительные средства словообразования.

3. Выразительные средства лексики.

4.Юмор. ирония. Сарказм. Гротеск. Каламбур.

5. Выразительные средства синтаксиса.

6. Выразительные средства морфологии.


Заключение, итог

1


3


1

8


2

7

11


1


- работа с текстами классиков литературы, наблюдения за работой слова

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера


Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи в 5 классе «Выразительные средства художественной речи» (34 ч.) на 2019-20 учебный год. Учитель: Кудрявцева Г. И.


Прим.

№ п/п

Дата план

Тема


1

03.09

Введение. Язык художественной литературы.


2

10.09

Звукопись.


3

17.09

Орфоэпия поэтическая


4

24.09

Рифма


5

01.10

Паронимы


6

08.10

Метафора


7

15.10

Метонимия


8

22.10

Синекдоха


9

05.11

Эпитет


10

12.11

Сравнение


11

19.11

Олицетворение


12

26.11

Гипербола


13

03.12

От юмора сарказма


14

10.12

Каламбур


15

17.12

Риторический вопрос


16

24.12

Риторическое восклицание


17

14.01.20

Риторическое обращение


18

21.01

Инверсия


19

28.01

Градация


20

04.02

Антитеза


21

11.02

Оксюморон


22

18.02

Имя существительное


23

25.02

Имя прилагательное


24

03.03

Местоимение


25

10.03

Глагол


26

17.03

Причастие


27

07.04

Деепричастие


28

14.04

Наречие


29

21.04

Предлог


30

28.04

Союз


31

12.05

Частицы


32

19.05

Междометие


33

26.05

Обобщение и систематизация.


34

-1

Резерв















14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!