5класс
Тема урока:Практическая работа Выполнение вышивки простыми швами: шов назад иголку и стебельчатый.(2ч)
Цели урока:
Образовательная:познакомить с материалами и инструментами, применяемых в вышивке; ознакомить учащихся с простейшими ручными швами для вышивки, научить самоконтролю выполненной работы.
Воспитательная: вызвать интерес к культуре и искусству вышивания, совершенствовать эстетические взгляды.
Развивающая: развивать логическое мышление, моторику рук, развивать внимательность и аккуратность в работе.
Тип урока: формирование новых умений и навыков с практическим закреплением.
Планируемые результаты
Предметные- Знать о технологии вышивки изделия;
вышить изделие, соблюдать правила безопасной работы
Личностные результаты-Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического мышления
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, делать выводы, прогнозировать, работать по алгоритму (плану).
Регулятивные: целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.
Коммуникативные: диалог, организация учебного сотрудничества.
Методы обучения: объяснительно-наглядный, практический.
Оборудование: рабочая тетрадь, ткань, нитки мулине, иглы, ножницы, пяльцы.
Межпредметные связи: история, ИЗО.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Приветствие.
- Отметить отсутствующих.
- Проверить готовность к уроку: наличие рабочих тетрадей, инструментов и материалов для практической работы.
- Настрой учащихся на работу.
- Доведение до учащихся плана урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Вопросы:
III. Изучение новой темы. Вводный инструктаж.
Инструменты материалы и приспособления для вышивания.
Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, пяльцы.
1. Иглы для вышивания лучше брать короткие с удлиненным ушком (вышивальные № 1 и 2 и штопальные). В большое ушко легко вдевается рабочая нитка в несколько сложений.
Для вышивки на плотных и тонких тканях (маркизет, шелковое полотно, батист) нужны более тонкие иглы с меньшим ушком. Толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая нитка.
2. Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец, при прокалывании нескольких слоев ткани, при подшивании краев изделия и т. д. Он предохраняет палец от уколов иглой. Надевают наперсток на средний палец правой руки, подбирают его точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него.
3. Ножницы для работы хорошо иметь трех видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдергивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие — для разрезания тканей и мотков ниток.
Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью замыкаться.
4. Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения ее от деформации. Очень удобны для работы круглые деревянные пяльцы. Они состоят из двух обручей диаметром 20 — 40 см, входящих один в другой.
При запяливании ткань для вышивки кладут на меньший обруч и расправляют так, чтобы нити ее не перекосились. Сверху накладывают больший обруч, нажимают на него и ткань туго натягивают. Все виды вышивок, как правило, выполняют в пяльцах.
К простейшим швам можно отнести контурные — вперед иголку, стебельчатый, тамбурный и другие (см. Приложение 1.), а также петельный и козлик, петельки с прикрепками и узелки.
С некоторыми из этих швов вы уже знакомы из прошлых уроков, давайте вспомним их.
Сегодня на уроке мы более подробно изучим шов назад иголку и стебельчатый и отработаем технику их выполнения.
IV. Практическая часть. Текущий инструктаж.
Показываю образцы тамбурного шва и шва «крест». Раздаю учащимся инструкционно-технологические карты и учащиеся приступают к выполнению швов.
Делаю целевые обходы:
Проверить, все ли учащиеся приступили к работе.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Организация рабочего места.
Правильность выполнения приёмов.
Правильность закрепления рабочей нити в начале и в конце шва.
Оказать помощь слабым учащимся путём индивидуального инструктажа на рабочем месте.
V. Заключительный инструктаж.
Проверка выполненной работы.
Разбор допущенных ошибок.
Рефлексия.
Выставление оценок с их аргументацией.
Домашнее задание (выучить записи в тетради; отрабатывать технику выполнения тамбурного шва и шва «крест» - выполнить на образце ткани десять рядов данных швов; принести на следующий урок: тетрадь, линейку, карандаш, нитки мулине, иглу).
Уборка рабочего места - инструменты и приспособления сложить в коробочку, обрезки ниток собрать и выбросить в ведро.
Приложение 1.
ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Вверху слева (а, б) — закрепление нитки в ткани;
в середине — шов вперед иголку и варианты его выполнения;
вверху справа (а, б) — шов за иголку и вариант его выполнения;
внизу слева — стебельчатый шов;
внизу справа — шов шнурок и вариант его выполнения.