СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Высоко сижу, далеко гляжу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глаза – удивительный дар природы. Ни один из органов чувств не может дать человеку столько впечатлений, сколько дают глаза. Занятие в ГПД для 2-3-х классов познакомит ребят с органом зрения.

Просмотр содержимого документа
«Высоко сижу, далеко гляжу»

Тема: Высоко сижу, далеко гляжу.

Цели: воспитание бережного отношения к самому себе;

Задачи:

расширять знания учащихся о зрении, о его значении в жизни человека; познакомить со строением глаза;

познакомить детей с причинами появления глазных заболеваний и правилами, которые позволяют сохранить зрение;

разучить упражнения для профилактики глазных заболеваний и утомляемости глаз;

расширять кругозор.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

Оборудование: плакат «Гимнастика для глаз», презентация, предметы: отрез ткани для закрывания глаз, плакат «Береги зрение, чтобы видеть мир!», рисунки «Строение глаза», презентация «Глаза – зеркало души», карточки к физминутке, карточки для работы в группах (по количеству групп).




  1. Организационный этап.


II. Актуализация знаний (Создание психологического настроя)

- Ребята, не хотите ли поучаствовать в небольших экспериментах? Есть ли желающие?

  • 1-й эксперимент. Учитель выбирает 2-х ребят. Одному из них завязывают глаза, и обоим предлагает простоять 15 секунд на одной ноге.

- Как вы думаете, кто из ребят, участвующих в эксперименте, чувствовал себя более уверенным?

  • 2-й эксперимент. Учитель выбирает 2-х ребят. Одному из них завязывают глаза, и обоим предлагает описать предмет (например, пенал).

- Как вы думаете, почему один из ребят дал не полное или неточное описание?

  • 3-й эксперимент. Учитель предлагает детям с закрытыми глазами выбрать из пенала ручку и зелёный карандаш.

- Откройте глаза, проверьте результат.

- О чём можете сказать? (Дети: ручку доставать было легче, потому что она не похожа на карандаш на ощупь, а зеленый карандаш можно было достать только, если знаешь точно, где он лежит, потому что все карандаши на ощупь одинаковые.)

- Какой можно сделать вывод? (Дети: если человек видит, хорошо видит, то он чувствует себя комфортно, уверенно. Без хорошего зрения невозможно увидеть мелкие детали предметов, что-то рассмотреть и т.д.).


III. Постановка цели и задач

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии? (Дети: о глазах, зрении.)

Ученые считают, что больше половины всей информации человек воспринимает с помощью этого органа чувств. Этот орган чувств - … ? (Дети: глаза!)

- А какую же необходимую для нас информацию мы получаем с помощью зрения? (Дети: мы видим, читаем, пишем, можем брать предметы, не падаем и т.д.)

- Какой вывод можно сделать из сказанного? Какова польза зрения? (Дети: без зрения человеку прожить сложно, он не видит ни красоты окружающего мира, не может отличить предметы, разные по цвету и др.)

- Итак, тема нашего занятия «Высоко сижу, далеко гляжу». Известно ли вам, кто из сказочных персонажей пользовался этим выражением? (Машенька из сказки «Маша и Медведь». Девизом нашего занятия станет выражение «Береги зрение, чтобы видеть мир!» (Слайд 2).


IV. Первичное усвоение новых знаний

- Глаза – удивительный дар природы. Ни один из органов чувств не может дать человеку столько впечатлений, сколько дают глаза. С помощью них мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет. Глаза помогают нам устанавливать, движется предмет или он неподвижен. Не зря в народе говорят: лучше один раз увидеть, чем… (Дети: 100 раз услышать). (Слайд 3).

 - Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? (Ответы детей).

 - Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. (Слайд 4). Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. (Слайд 5).Она легко отыщет мышь в темноте.

Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

- Посмотрите друг другу в глаза. Какие они у нас красивые!
- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Дети называют слова: милые, выразительные, ясные, огромные, веселые…) 

- Каким бывает цвет глаз? ( Cиние, голубые, карие, зеленые, светлые…) Послушайте, это интересно:

Обладатели черных глаз энергетически сильные люди, очень темпераментные и общительные. (Слайд 6).

Голубоглазые - целеустремленные натуры, склонны помнить обиды. (Слайд 12).

Кареглазые люди от природы наделены привлекательностью, бывают вспыльчивы, но легко забывают обиды. (Слайд 7).

Зеленоглазые люди – нежные, надежные и добрые люди. Только 2 человека из 100 являются обладателями зеленых глаз. (Слайд 13).

Люди со светло-карими глазами застенчивы, склонны к уединению, стремятся к самостоятельности. (Слайд 8).

У обладателей серо-зеленых глаз сильная воля, настойчивость и упорство. (Слайд 14).

Желтый - редкий цвет глаз распространен чаще всего среди животных, таких как волки, домашние кошки, совы, орлы, голуби и рыбы. (Слайд 9).

Владельцы темно-серых глаз упрямы и смелы, обладают сильным характером. (Слайд 15).

Синеглазые люди – романтики, очень эмоциональные и чувственные, предпочитают всегда говорить правду. (Слайд 10).

Обладатели серых глаз очень решительны и умны, им всё интересно и часто везёт. (Слайд 16).

Людям с темно-голубыми глазами свойственна настойчивость и упорство. (Слайд 11).

Красный цвет глаз действительно есть , но встречается он только у альбиносов. Так как у них почти нет меланина, их радужка прозрачная, но выглядит красной из-за кровеносных сосудов. (Слайд 17).


У 10 человек из 1000 встречаются разноцветные глаза. Такое явление называется гетерохромией. Разные глаза могут передаваться по наследству, а так же после болезней и травм. (Слайд 18).



V. Физминутка. Игра «Я - зоркий».

На карточках изображены фигурки человечков (высотой 2см), показывающих различные упражнения. Дети повторяют их.




VI. Строение глаза

- Как же устроен наш глаз? (Дети: радужная оболочка, хрусталик, зрачок)

  • Учитель показывает плакат с изображением частей глаза.

(Слайд 19).

Глаз — волшебный теремок, 
Круглый маленький домок, 
Хитро он устроен — 
Без гвоздей построен.

Круглый дом со всех сторон 
Белой стенкой окружен, 
Стенку эту белую 
Называют склерою.

Обойдем же дом скорей: 
Ни крылечка, ни дверей, 
Впереди кружочек тонкий — 
Роговица, словно пленка, 
Вся прозрачна, как стекло, — 
В мир чудесное окно, 
Через круглое оконце 
В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый: 
Впереди, пред белой склерой, 
Яркой радужки кружок 
Украшает глаз-домок.

В центре радужки — зрачок, 
Черный маленький кружок.

Лишь стемнеет — наш зрачок 
Станет сразу же широк, 
Коль светло — зрачок поуже, 
Чтобы видел глаз не хуже.

А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой —
Тоненькой сетчаткой.

Что же в домике внутри?
На картинку посмотри —
В домике невидное
Тело стекловидное,
Оно прозрачно, как алмаз..
Ну а как же видит глаз?

Наталия Орлова


- Для чего они нужны глазам? (Дети: с глаз мы видим).

- От чего зависит цвет глаз? (Дети: от радужной оболочки).

- Глаза очень нежные. Природа сама позаботилась об охране наших глаз и оберегает их. Знаете ли вы как? (Слайд20)

(Дети: веки и ресницы защищают их от яркого света и пыли, если в глаз попадает соринка, ее смывает слеза, а брови задерживают капельки пота, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза).
-Природной защиты не хватает, чтобы защитить зрение. Каждый человек сам должен заботиться о своих глазах. Как можно это сделать? Обсудим ответ на данный вопрос в группах.


VII. Первичная проверка понимания (Работа в группах)

  1. Прочитать правила

  2. Распределить на 2 группы: «это полезно» знаком «+», «это вредно» знаком «-».

Правила (карточка у каждой группы учащихся):

  • умываться по утрам и вечерам прохладной водой

  • сидеть ближе 3 м от телевизора

  • читать лежа

  • при чтении и письме свет должен освещать страницу слева (для левшей справа)

  • читать в транспорте

  • оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов

  • расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см

  • употреблять в пищу морковь, лук, петрушку, помидоры,  сладкий перец

  • делать гимнастику для глаз

  • вытирать глаза грязными руками

  • читать при плохом освещении

- Что делать, если вы почувствовали, что зрение все же у вас ухудшается?
- К кому тогда нужно обращаться? (Дети: окулист, офтальмолог)

- А сейчас послушайте стихи, подготовленные вашими товарищами.


VIII. Читают дети

1.Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
«Храните как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок,
Могли надолго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:

2. Глаз поранить очень просто —
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя —
Тоже портятся глаза.

3. Телевизор в доме есть —
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.


4. Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра,
От стола до самых глаз
Должно быть сорок сантиметров!


5. Все чтецы хором:

Мы хотим предостеречь:

- НУЖНО ВСЕМ ГЛАЗА БЕРЕЧЬ!

(Автор:Н.Орлова «Береги свои глаза»)

- А беречь глаза нам поможет гимнастика для глаз.


IX.Физминутка"Весёлая неделька”


Всю неделю по – порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, (Поднять глаза вверх; опустить

Глазки солнцу улыбнутся, их книзу, голова неподвижна.)

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.


Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.



(Повернуть глаза в правую сторону,

а затем в левую, голова неподвижна.)



В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем.


( Плотно закрыть глаза, досчитать

да пяти и широко открыть глазки.)


По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.


( Смотреть прямо перед собой,

поставить палец на расстояние

25-30 см. от глаз, перевести взор

на кончик пальца и смотреть на

него, опустить руку.)


В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

( Поднять глаза вверх, вправо, вниз,

влево и вверх; и обратно: влево,

вниз, вправо и снова вверх.)


Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.




( Посмотреть взглядом в верхний

правый угол, затем нижний левый;

перевести взгляд в верхний левый

угол и нижний правый.)


В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!



X. Дополнительно (если позволяет время):

  1. - Объясните, как вы понимаете выражение «Глаза - зеркало души», «глаза разгорелись», «глаза разбегаются», «глаза на лоб лезут», «глаза прячет»?

  • Дети объясняют понимание выражения «Витаминная диета для глаз».

Витаминная диета.

Для здоровья глаз очень полезны: витамины группы А(морковь, томаты, листовые овощи, рыбий жир);

витамины группы В(орехи, большинство фруктов, зерновые, печень, почки, рыба различных сортов);

витамины группы С(плоды шиповника, цитрусовые, лук, помидоры, шпинат, яблоки).

Особо востребованные нашими глазами калий и цинк. Калий присутствует в мёде, бананах, печёном картофеле, а также в растительном масле. Высоким содержанием цинка могут гордиться: креветки, устрицы, сельдь, печень, мясо, грибы.



XI. Памятки

(Учитель раздаёт памятки всем детям).

Следуйте правилам:

- Больше двигаться!

- Телевизор - чем меньше, тем лучше.

- Максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше - всего 15 минут.

- При чтении книг не читать лёжа, впотьмах, не держать слишком близко книгу к глазам. Расстояние от глаз до страницы должно составлять 40 см.

- Школьник должен как следует высыпаться. Для детей до 9 лет норма – не меньше 10 часов сна в сутки.

- Глазам нужно давать короткую "передышку". Во время выполнения домашних заданий десятиминутный "подвижный" перерыв через каждые 30-40 минут.

- Рабочее место должно правильно освещаться. Днём естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. У правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши - справа, чтобы во время письма не загораживать свет.


XII. Рефлексия

- Как можно сберечь здоровье, и в частности, зрение?
- Доскажите предложение, написанное на доске:

  • Теперь я могу ...

  • Теперь я знаю ...


Список используемой литературы:

  1. Стихи о глазах и зрении для детей-дошкольников и младших школьников http://gllaza.ru/stihi-dlya-detej-o-glazah-i-zrenii/

  2. Органы чувств. Глаза и зрение. http://www.poznovatelno.ru/child/man/senses/11864.html

  3. САЙТ учителя МИФ Кузьмичевой А.Н. Плакат «Береги зрение!» http://mif-info.ucoz.ru/load/plakat_quot_beregi_zrenie_quot/1-1-0-24

  4. Рисунок «Пляшущие человечки» http://fb2.booksgid.com/content/72/elena-boyko-luchshie-podvizhnye-i-logicheskie-igry-dlya-malyshey-ot-3-do-6-let/55.html

  5. Read more: http://ya-zorkaya.ru/for-and-about-kids/stroenie-glaza-dlya-detey#ixzz4nO3FmiTg

  6. Строение глаза: http://club-dle.ru/myhealth/stroenie-glaza-cheloveka-dlja-detej.html