МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ШКОЛА № 4 г. БЕЛОГОРСК "
МАСТЕР- КЛАСС
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЧЯ
В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
Учитель начальных классов:
Питько Любовь Николаевна
2023 год
Тема мастер-класса: «Использование технологии разноуровневого обучения в условиях начальной школы»
Цель мастер-класса: повышение мотивации педагогов к овладению технологией разноуровневого обучения.
Задачи мастер-класса:
систематизировать имеющиеся у участников мероприятия теоретические знания по теме «Технология разноуровневого обучения».
формировать умение в разработке разноуровневых заданий.
создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Целевая аудитория:
Педагоги школ города Белогорск
Время проведения:
до 30 мин.
Оборудование:
Доска, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса, маркеры, клей.
Этапы мастер-класса:
1. Подготовительно-организационный (3 минуты):
Вступительное слово наставника (мини-лекция по теме мастер-класса).
постановка целей и задач мастер-класса.
2. Представление собственного опыта работы молодого педагога использования технологии разноуровневого обучения. (5 минуты)
3.Практическая часть
1) Задание 1 (3 минут):
Распределить предложенные задания по уровням сложности и сверить с образцом.
2) Задание 2 (7-10 минут):
Самостоятельная работа слушателей по разработке собственных разноуровневых заданий по литературному чтению в режиме технологии разноуровневого обучения.
Выступление участников и обсуждение составленных заданий.
3) Задание 3 (3минуты):
Самостоятельная работа слушателей «Восстанови этапы технологии разработки разноуровневых заданий».
4. Итог мастер-класса
Задание 4 (3 минуты)
Сформулировать причины, на основе которых можно считать эту технологию продуктивной в системе образования.
5. Рефлексия (2 минут):
1. Организационный этап. Вступление.
-Добрый день, уважаемые коллеги, участники творческого дня, я, Питько Любовь Николаевна и моя коллега Веселантьева София Евгеньевна приветствуем Вас.
Демонстрация отрывка фильма «Дом на краю».
-Этот вопрос во все времена волновал педагогов, особенно молодых специалистов.
- Ответ на этот вопрос кроется в теме нашего мастер-класса.
Тема мастер-класса «Использование технологии разноуровневого обучения в условиях начальной школы»/Слайд/
-Сегодня мы предлагаем вспомнить, что такое технология разноуровневого обучения, докажем, что она очень эффективна на любом этапе урока, попробуем распределить предложенные задания по уровням сложности и потренируемся в составлении разноуровневых заданий по одному из учебных предметов.
2 этап. Мини-лекция с использованием презентации
Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен.
Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении. Стандартная школа до последнего времени исходила из утверждения Ж.Ж. Руссо, будто люди с рождения одинаковы и чисты, словно доски, поэтому поступать так школу заставляли не законы природы, а идеология. В результате школу не любят (а нередко и ненавидят) не только “лентяи”, но и вполне трудолюбивые дети.
Считаю, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.
В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии нашей начальной школы – её дифференцированное обучение.
Целевая линия
Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.\Слайд\
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.\Слайд\
Существует технология\Слайд\, которая помогает организовать учебный процесс, чтобы ребенку было интересно.
Остановлюсь на внутриклассной дифференциации.
Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Разноуровневое обучение (уровневая дифференциация)-это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на своём уровне, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей.\слайд\
Считать этот метод продуктивным в системе образования позволяют следующие причины: (Слайд 3)
1.Повышается активность;
2.Повышается работоспособность;
3.Повышается мотивация к изучению;
4.Улучшается качество знаний.
Существуют основные принципы технологии разноуровнего обучения: (Слайд 4)
всеобщая талантливость – нет бесталантливых людей, а есть занятые не своим делом;
взаимное превосходство – если у кого-то, что-то получается хуже, чем у других значит что-то должно получиться лучше; это что-то нужно искать;
неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может быть окончательным.
Чтобы эта работа давала свои результаты надо, чтобы она была не спонтанной, а целенаправленной и систематичной.
Очень важно обратить внимание на критерии отбора учащихся в тот или иной уровень:
Критерии отбора учащихся:\Слайд\
Появляются по одному!!!
-Во-первых, далеко не каждый из нас может осуществлять разноуровневый подход на каждом уроке.
-Во вторых, желание самих учащихся может оказаться непредсказуемым, и это затруднит учителю использовать разноуровневое обучение.
В третьих, учесть рекомендации педагога - психолога. Который подскажет вам, к какой группе относится ребенок.
Например: Ученики –визуалы, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, скорее всего выберут карточку с заданием яркую, красочную, с рисунками;
Ученики-аудиалы воспринимают информацию с помощью слуха, поэтому выберут работу в паре
Кинестетики - дети, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязания) и с помощью движений. Кинестетик получает задания, направленные на манипуляцию с предметами. Например, при сравнении чисел, можно предложить работу со счетными палочками.
Разноуровневое обучение может использоваться как при индивидуальной работе с учениками, так и при работе учащихся в группах. Группы могут быть различными по составу\слайд\
Организация групповой работы.
Гомогенные группы объединяют учащихся, имеющих одинаковый уровень учебной подготовки.
Гетерогенные группы включают учащихся разного уровня обученности.
-При систематическом использовании методики уровневого обучения, по мере развития, ученики могут переходить с одного уровня обученности на другой, более высокий.
-Организовать разноуровневый подход в обучении возможно на любом этапе любого урока.
-Сейчас, наш молодой педагог, София Евгеньевна, покажет вам, как она реализует эту технологию на своих уроках.
3 этап. Мастер–класс.
-Для организации разноуровневого обучения используется система особых заданий.\слайд фото \
-Существует классификация уровней дифференциации заданий
Уровень дифференциации заданий по В.В.Гузееву\слайд\\
Уровень А – репродуктивный, работает на уровне знания, понимания под руководством учителя (алгоритм, инструкция). Эти задания предназначены для учащихся с низким уровнем усвоения предмета, с низкими учебными способностями. Эти ученики попадают в разряд “слабых”. Они чаще медлительны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.
Уровень В – продуктивный, Осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу. После объяснения задание выполняется самостоятельно с обязательной проверкой. Эти задания для учащихся со средними способностями.
Уровень С – творческий, Творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. Эти задания для учеников с высокими учебными способностями, которые ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач.
-Разноуровневая дифференциация используется, как мы говорили ранее, на разных этапах уроков. Каждый этап урока предполагает определенные разноуровневые задания.
-При планировании уроков нужно обратить особое внимание на классификацию дифференцированных заданий по уровню трудности:
- Задания разрабатываются на основе пяти уровней усвоения.\слайд\
-Приведем пример некоторых разноуровневых заданий на уроках по четырем основным предметам:
Предмет Математика
Тема: Умножение и деление на однозначное число
-Ребятам первого уровня достаточно найти значения выражений.
-Второго уровня не только найти значение выражений, но и разбить выражения на 2 группы и объяснить, по каким признакам разбили выражения.
-Учащимся продвинутого уровня, помимо вышеперечисленных заданий, необходимо придумать и записать по 1 примеру в каждую группу.
Предмет Литературное чтение
Тема: К. И. Чуковский "Радость"
-Обратите внимание, прочитать выразительно стихотворение должны ребята всех уровней. Для второго и третьего уровня задания усложняются.
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
Выразительно прочитай стихотворение К. И. Чуковского ”Радость “ | Выразительно прочитай стихотворение К. И. Чуковского ”Радость “, придумай рифму к словам: лягушка, кошка, ветка. | Выразительно прочитай стихотворение К. И. Чуковского ”Радость “, придумай рифму к словам: лягушка, кошка, ветка, составь двустишие или четверостишие с данными рифмами |
-Зачастую нам удобней задавать одно домашнее задание, желательно, чтобы оно было также разноуровневым
\Слушатели читают сами\
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
Подбери рифмы: Небеса – Иней – Снежок – | Придумай двустишие по рифмам: Ковром – серебром Бело – замело | Придумай стихотворение на тему «Зима». |
-Если, на уроке вы работаете с текстом, то домашнее задание может быть следующим.
\читают сами\
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
Подготовь подробный пересказ текста (отрывка) | Подготовь выборочный пересказ | Подготовь краткий пересказ |
- Предмет Русский язык
Класс 2 класс
Тема: Безударная гласная в корне слова.
-Единое задание списать слова, ребятам второго уровня подобрать проверочные слова, а третьего уровня придумать слова на данное правило, составить с этими словами предложения.
- Предмет: Окружающий мир
Тема урока: Что такое воздух?
-Для первого уровня подбираются задания на усвоение основных понятий, простое отображение материала.
-Для следующего уровня подбираю задания на осмысленное применение знаний и умений.
-Задания третьего уровня имеют творческий характер. Например: Какое свойство воздуха помогает землянике расти по слоем снега? Почему в некоторых теплых странах люди ходят в ватных халатах?
Вывод:
Использование разноуровневой технологии позволяет каждому ученику принимать самое активное участие в познавательной деятельности на уроке, осмысливать новый материал с помощью своих товарищей, самостоятельно применять полученные знания.
Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания.
3.Практическая часть
1) Задание 1 (3 минут):
-Переходим к практической части нашего мастер-класса. Предлагаю Вам выполнить несколько заданий.
-Достаньте из папки три цветных листа, на них указаны названия предметов.
В конвертах лежат задания, которые нужно распределить по уровням сложности.
Желтый лист – для заданий 1 уровня.
Зелёный лист – для заданий 2 уровня.
Красный лист – для заданий 3 уровня.
-Приступаем к выполнению задания. Предмет русский язык (выполняют задание). Следующий предмет математика (выполняют задание). Третий предмет окружающий мир (выполняют задание).
-Прошу назвать задания базового уровня,
-Чем отличаются задания продуктивного уровня,
-Найдите отличия заданий творческого уровня.
-Сравните с эталоном.\Слайд проверка\ Сама комментирую
2) Задание 2 (5 минут):
Самостоятельная работа слушателей по разработке собственных разноуровневых заданий по литературному чтению в режиме технологии разноуровневого обучения.
Выступление участников и обсуждение составленных заданий.
- Для удобства отложите первое задание в сторону. Переходим ко второму заданию. Оно более сложное. Приготовьте текст (рассказ) Михаила Михайловича Пришвина «Ребята и утята». Прочитайте данный рассказ. Предлагаю вместе придумать разноуровневые задания к этому тексту.
\3 мин\
\Слайд эталон\
-Это один из вариантов заданий по данному тексту.
1 уровень
-Кто автор рассказа «Ребята и утята»?
-Куда вела дикая утка своих утят?
-Что сделали ребята, когда увидели утку с утятами?......
-Для этого уровня обучаемости достаточно ответить на вопросы на понимание текста.
2 уровень
-Перечитать рассказ и составить его план.
План:
1.
2.
3.
4.
3 уровень
Подготовить краткий пересказ от лица утки.
-При составлении заданий обязательно обратить внимание на уровень подготовленности класса.
3) Задание 3 (3 минуты):
Самостоятельная работа слушателей «Восстанови этапы технологии разработки разноуровневых заданий».
-Следующим заданием для вас будет восстановить этапы технологии разработки разноуровневых заданий.
\Слайд самопроверки/
Рефлексия.
Задание 4 (3 минуты)
-Данная технология считается одной из самых продуктивных в системе образования. Опираясь ан ключевые слова, устно сформулируйте причины, доказывающие это.
\Слайд проверка\
САЙТ
- В работе по данной технологии может помочь сайт LearningApps.org. Зайдя на сайт вы видите такую страницу (слайд).
- Пройдя регистрацию у вас откроется личная страница.
- В разделе «Все упражнения», (слайд) вы можете найти категории, по которым можно разработать задания, и примеры готовых заданий по разным предметам.
- Открыв раздел «Новое упражнение» (слайд) можно найти шаблоны заданий.
- Нажав на любой шаблон, (слайд) сайт выдает 3 примера готовых заданий и возможность создать собственное задание по данному шаблону. Также, есть возможность создавать коллекции заданий.
- В разделе «Мои упражнения» (слайд) находятся задания составленные вами. Их можно выполнять на уроках с детьми и давать детям в качестве домашнего задания. Здесь же можно редактировать готовые задания, изменяя уровень сложности.
Можно в жизни всему научиться,
Воплотить много новых идей,
А учитель, как птица стремится,
Окрылять полетом детей.
Время | Содержание деятельности | Характеристика деятельности | Предполагаемый результат |
1 мин | Приветствие | Вступительное слово руководителя мастер-класса | Установка на мастер-класс |
10 мин | Мини-лекция с использованием презентации | В презентации будут представлены: - понятие «Разноуровневое обучение» - причины эффективности разноуровневого обучения - принципы технологии разноуровневого обучения - критерии отбора учащихся в тот или иной уровень | Участники получат представление о : -понятии «Разноуровневое обучение» - причинах эффективности разноуровневого обучения - принципах технологии разноуровневого обучения - критериях отбора учащихся в тот или иной уровень |
6 мин | Мастер-класс | Методика использования разноуровневых заданий на различных уроках в начальной школе | Участники получат представления о видах разноуровневых заданий на уроках в начальной школе по основным предметам |
20- 25 мин | Работа в группах | Участники в группах разрабатывают разноуровневые задания по предложенной теме урока | Участники попрактикуются в составлении разноуровневых заданий |
1 мин | Рефлексия | Доказательство эффективности данной технологии | Причины продуктивности |