Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
педагог-организатор
Конченкова Анастасия Александровна
Выступление на конференции «Анализ результатов исследовательского проекта «Влияние игровых технологий на развитие познавательной активности обучающихся»
Проблема развития познавательной активности всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Сегодня она особенно значима, так как современное общество требует от человека не только исполнительности, но и самостоятельности, инициативности в решении учебных и жизненных проблем. Одной из форм, которая служит эмоциональной опорой в процессе обучения и научения является игра.
Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать план действий. В игре ребенок может выступать как субъект, активный участник деятельности.
Игрушки являются тем средством, которое помогает перебросить «мост между жизнью и игрой»4. Из всего многообразия видов игрушек для воспитания интереса к технике особое значение имеют технические игрушки. Среди них самую большую группу составляют игрушки, отражающие средства передвижения и перевозки грузов. Указанные виды игрушек дополняются конструкторами, строительными материалами и игрушками-самоделками.
Являясь средством передачи социального опыта, технические игрушки несут огромную информацию об окружающем мире, которую дети получают свободно, ненавязчиво. Поэтому все виды технических игрушек должны использоваться как в самостоятельной деятельности детей, так и в учебном процессе.
Благодаря занимательности конструктивного и художественного решения технические игрушки могут вызывать удивление – способность, побуждающую детей интересоваться окружающими предметами и явлениями. Занимательность обостряет все психические процессы. В работу включается мышление. Играя, дети мысленно сравнивают игрушки с настоящими машинами, учатся управлять ими. Реакции и поведение ребят, которым в группу принесли новую игрушку, бывают примерно такими: улыбка, настороженность, недоумение сменяются сосредоточенностью (дети рассматривают игрушку, затем возникает желание самостоятельно привести в действие механизм). После его освоения дети стремятся произвести действия с теми деталями, которые можно открыть, поднять, отвернуть, перевернуть, и, наконец, узнать то, что недоступно для ощущений.
Технические игрушки повышают интерес детей к труду взрослых, формируют потребность в овладении трудовыми навыками и умениями; помогают представить трудовой процесс и практически решать несложные задачи; дают определенный запас сведений о работе простейших механизмов, способах передачи электроэнергии, движения.
Показателями познавательной активности являются следующие умения:
– анализировать любое целое, его части, элементы, свойства, их связи, отношения;
– синтезировать, преобразовывать целое, новое соотношение, устанавливать характер изменений в зависимости от несущественных факторов;
– сравнивать, обобщать;
– рассуждать, делать умозаключения, выводы;
– предоставлять аргументы и доказательства.
Познавательная активность детей, ее содержательный и энергетический показатели действительно зависят от особенностей нормативной ситуации. Чем больше возможных способов действия, тем выше уровень проявляемой познавательной активности.
Построение ситуаций с целью поддержания познавательной инициативы ребенка, ведет к развитию его познавательной активности.
Наиболее адекватными для развития всех компонентов познавательной активности являются ситуации, в которых взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей действия.
Таким образом, используя особенности ситуации, можно целенаправленно развивать познавательную активность у детей дошкольного возраста.
Из проведенного нами исследования можно сделать выводы, что и мальчиков и девочек техника интересует в одинаковой мере, а знания о ней и игрушки им необходимы для воплощения в жизнь игровых замыслов.
На формирование интересов детей влияет педагогическое мастерство воспитателя, профессиональная готовность к работе такого рода. В связи с этим целесообразно напомнить о специальной и методической подготовке. Первая подразумевает определенный запас технической терминологии, элементарного знания о строении машин, приборов, истории создания отдельных механизмов. Методическая подготовка предполагает формирование у воспитателя следующих умений: доступно и грамотно объяснять детям конструкцию предметов, раскрывать функции и игровые качества технических игрушек, учить ими пользоваться, подбирать художественную литературу, организовывать содержательную игровую деятельность.