СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции по теме "Развитие речи учащихся на уроках истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрим некоторые приемы и методы работы по развитию речи учени­ков на уроке истории и во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по теме "Развитие речи учащихся на уроках истории"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа с.Русский Мелекесс МО «Мелекесский район» Ульяновской области»


Ямкина Зоя Петровна,

Учитель истории и обществознания


Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме «Развитие речи на уроках истории»


Проблема развития речи учащих­ся сегодня чрезвычайно актуаль­на. Уровень речевого развития значительного числа школьников, выража­ясь очень осторожно, явно недостаточен. Об этом говорят их односложные и невы­разительные устные и письменные ответы на уроках, стиль общения на переменах. Поистине угрожающие размеры приняло сквернословие и засорение речи слова­ми-паразитами.

Современная система образования, на­ряду с СМИ и другими социальными ин­ститутами, вносит свой посильный вклад в речевую деградацию. Введение ГИА и ЕГЭ ориентировало преподавателей преимуще­ственно на работу по заполнению тестов. Между тем речевое недоразвитие мешает детям справиться и с этой работой - они, к примеру, не могут выбрать правильный ответ, поскольку не знают значения таких слов, как «паритет», «рачительные» (хозяе­ва), и даже «кольчуга»...

Конечно, одни учителя истории не смо­гут справиться с данной проблемой, но они способны внести в ее решение определен­ный вклад. Рассмотрим некоторые приемы и методы работы по развитию речи учени­ков на уроке истории и во внеурочное время.

1. Использование художественной ли­тературы.

Художественная литература - важный ис­точник ознакомления учащихся с историче­ским прошлым. Значение ее в следующем:

- живое литературное слово писателя дает образец грамотной и богатой русской речи;

- художественные образы повышают наглядность изложения материала, конкре­тизируют его;

- эмоциональное воздействие рассказа учителя на уроке в сочетании с отрывком из художественного произведения способствуют не только формированию представ­лений о прошлом, но и помогают запомнить материал прочно и надолго;

- сравнение описания одних и тех же событий в художественной литературе и историческом сочинении способствует развитию мышления учащихся.

Художественная литература, используе­мая в преподавании истории, может быть разделена на две группы произведений. В первую входят литературные источники изучаемой эпохи, во вторую — историчес­кая беллетристика.

К литературным памятникам относятся произведения, авторы которых являются непосредственными свидетелями или участ­никами событий (например, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева). Литературные памятники эпохи изобража­ют жизнь своего времени через взгляды ав­тора. Они часто используются на уроках ис­тории в качестве исторических источников, при этом нередко упускается из вида, что это все же литературные произведения.

Историческая беллетристика - художе­ственные произведения об изучаемой эпо­хе, созданные писателями более позднего времени. Такие произведения не являются ни литературными памятниками изобра­жаемой эпохи, ни живым свидетельством ее современника, и поэтому не могут слу­жить историческим источником. Они сами основаны на более или менее тщательном изучении автором источников и представ­ляют собой попытки воссоздать прошлое в художественной форме. Однако, хотя ис­торическая беллетристика и не является до­кументальным источником, она может стать хорошим средством ознакомления школьников с историческим прошлым при помощи конкретных образов, увлекатель­ных сюжетов и выразительных характерис­тик. У многих учеников интерес к истории впервые пробуждается в результате чтения исторических романов и повестей (напри­мер, «Капитанской дочки» А.С. Пушкина).

Учителю полезно при подготовке к уроку включить в план своего рассказа отдельные небольшие отрывки, эпитеты, краткие ха­рактеристики, яркие описания, меткие выра­жения из художественных произведений. К примеру, описывая в VIII кл. последствия отмены крепостного права, процитировать знаменитое некрасовское: «Порвалась цепь великая, / Порвалась - расскочилася / Одним концом по барину, / Другим по мужику!..» - и задать вопрос: почему поэт выбрал именно такой образ и чем отмена крепостного права ударила по помещикам и крестьянам?

Отрывки из литературных памятников, привлекаемые в качестве источников зна­ний об изучаемой эпохе, можно подвергать разбору. Он проводится методами коммен­тированного чтения или развернутой бесе­ды. Было бы, однако, ошибкой перегружать изложение на уроке истории литературны­ми образами, ссылками, цитатами. Исполь­зование художественной литературы на уроке истории - не самоцель, художествен­ный образ вводится не для украшения уро­ка и развлечения учащихся, а лишь в той мере, в какой он помогает познанию исто­рического прошлого.

Подспорьем для учителя могут стать ху­дожественно-исторические хрестоматии -к примеру, «История Отечества в литературе, XIX век: Хрестоматия для учителя» (сост. А.В. Шестаков. М., 1991). К сожале­нию, они давно не переиздавались, но учи­тель может сегодня подобрать нужные от­рывки с помощью Интернета.


2. Обогащение словарного запаса уча­щихся (работа с понятиями, историзмами, крылатыми выражениями).

Словарная работа пронизывает весь процесс обучения истории. Цель ее - фор­мирование умения активно и правильно пользоваться историческими терминами не только во время ответа на уроке исто­рии, но и употреблять новые слова на дру­гих уроках, в обыденной речи. Некоторые виды словарной работы:

- определение понятий по схеме: П = Р + ВО ( П - понятие, Р - родовое понятие, ВО - видовые отличия). Например, Свя­тейший синод - один из высших государ­ственных органов, учрежденный для уп­равления делами Русской православной церкви; создан по приказу Петра I в 1721 г. вместо отмененного патриаршества и про­существовал до 1918 г. Р - государственный
орган; ВО - ведающий делами церкви, су­ществовал в 1721-1918 гг.;

- перед ознакомлением с понятием можно задать вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас новое слово?» Сравнение не­скольких ассоциаций поможет сформули­ровать определение;

- прием «горячий стул» для закрепления изученного материала: один ученик на стуле сидит спиной к доске, на которой на­писаны понятия; учитель показывает поня­тие, которому нужно дать определение, де­ти говорят определение, ученик на стуле называет понятие;

- составление кроссвордов;

- задание найти несколько определе­ний одного понятия в разных словарях и сравнить их друг с другом.

Учащимся старших классов целесооб­разно давать задания проанализировать слова и выбрать те, которые они примени­ли бы в своей речи, составить речевые кон­струкции с новыми словами. Помимо сло­варей, представленных в Интернете, в на­стоящее время вышли в свет многие инте­ресные издания, способные помочь в сло­варной работе:

Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др. М., 2000.

Курносова И.М., Макаров В.И. Русская исто­рия и культура в художественном слове. Сло­варь. Учебное пособие. М., 2010.

Редкие слова в произведениях авторов XIX века: Словарь-справочник / Сост. Р.П. Рогожни-кова, К.А. Логинова, С.А. Пономаренко и др. М., 2000.

Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей. М., 1996.

Романова Н.Н., Филиппов А.В., Панькин В.М. Знаки прошлого и настоящего: Краткий словарь. М., 2007.

Рязанцев В.Д. Имена и названия: Словарь эпонимов. М.,1998.


3. Историческая лингвистика.

Некоторые возможные виды заданий:

- впишите правильные буквы вместо пропусков. Например: м...ркант...лизм - экономическая политика правительства;
сепаратизм - стремление к обособлению, отделению; и др.;

- в приведенных словах поставьте пра­вильно ударения и подчеркните ударную гласную: акафист, граффити, шляхетство и др.;

- объясните происхождение и современное значение слов триумф, монарх, апо­феоз, меценат, шедевр и др.;

- соотнесите понятия и их определения; части исторических фразеологизмов и пр.;

- напишите «крылатые выражения», связанные с отечественной и всемирной ис­торией, которые употребляют в указанном ниже смысле (например, вернуться домой - вернуться к своим пенатам; пенаты - род­ной дом, по имени бога домашнего очага у древних римлян);

- найдите семантические эквиваленты выражениям: бить челом (почтительно кла­няться, просить о чем-то, отвешивая земные поклоны); покон вирный (закон о штрафах, вира - штраф по Русской правде);

- вычеркните лишнее, объясните свой выбор. Например: шуба, кожух, летник, опашень, однорядка. (Лишнее - летник, т. к. все указанные термины обозначают мужскую верхнюю одежду, а летник в XVI-XVII вв. - парадное женское платье);

- лингвистический конструктор: соста­вить из приведенных слов фразы, отража­ющие определенные исторические реалии. Слова не могут использоваться дважды, но могут изменяться по падежам. Напри­мер: желавшие, срок, ноябрь, закон, для, помещик, двухнедельный, в, установлен­ный, крестьяне, сменить (Юрьев день - ус­тановленный законом двухнедельный срок в ноябре для крестьян, желавших сменить вотчинника либо помещика).


4. Учебная дискуссия.

Среди методов, которые помогают учи­телю формировать грамотную, аргументи­рованную речь учащихся, следует выде­лить учебную дискуссию. Смысл ее состоит в обмене взглядами по конкретной пробле­ме. С помощью дискуссии учащиеся при­обретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаи­вать. Одно из важнейших условий эффек­тивности учебной дискуссии - предвари­тельная и основательная подготовка к ней учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении. Содержатель­ная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний. Без знаний дискус­сия становится беспредметной, бессодер­жательной и неточной, а без умения выра­зить мысли, убедить оппонентов - лишен­ной привлекательности, запутанной и про­тиворечивой.

Формы дискуссий:

- «круглый стол» - беседа, в которой на равных участвует небольшая группа уча­щихся (обычно около 5 человек), и происходит обмен мнениями как между ними, так и с аудиторией (остальной частью класса);

- «заседание экспертной группы», на котором намеченная проблема вначале обсуждается всеми участниками группы (4-6 человек), а затем они излагают свои позиции всему классу. При этом каждый участник группы выступает с коротким со­общением;

- «форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», в ходе кото­рого эта группа вступает в обмен мнения­ми с аудиторией;

- «симпозиум» - более формализован­ное по сравнению с предыдущим обсужде­ние, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точ­ки зрения, а затем отвечают на вопросы ау­дитории;

- «дебаты» - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участни­ков - представителей двух противостоя­щих, соперничающих команд, - и опровер­жений;

- «судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела);

- «техника аквариума» - особый вари­ант организации обсуждения, при котором после непродолжительного группового обмена мнениями по одному представителю от команды участвуют в публичной дис­куссии. Члены команды могут помогать своему представителю советами, передава­емыми в записках или во время тайм-аута.

Возможно использование и других форм, к примеру, получившего широкое распространение в сфере бизнеса «мозгово­го штурма».


5. Приемы работы с учениками, отста­ющими в речевом развитии.

Рассказ по иллюстрации. Ученикам предлагается рассмотреть иллюстрацию и составить предложение о том или другом действующем лице, описать его одежду, действия и т. п. Это дает зрительную опору, вызывает в памяти пассивный запас слов, приучает детей видеть главное, оживляет занятия. Прием старый, но достаточно дей­ственный.

Обучение пересказу (пример).

Прочитайте текст, подберите эмоцио­нально окрашенные слова, современные выражения. Подробно перескажите текст.

Возвышение Москвы

Русские земли объединились вокруг Моск­вы. Почему эта небольшая пограничная кре­пость Владимирского княжества стала цент­ром Российского государства?

Прежде всего, возвышению Москвы спо­собствовало ее географическое положение. Отгороженная от Золотой Орды Рязанским и Нижегородским княжествами, окруженная густыми лесами, Московская земля была срав­нительно тихим местом. Сюда редко приходи­ли отряды татарских всадников. От набегов немцев, шведов и литовцев Москву защищали Новгород, Псков и Смоленское княжество. По­этому русские люди, уходя от восточных и за­падных преследователей, охотно селились в Москве и подмосковных селах.

Москва находилась на перекрестке торго­вых путей. По Москве-реке на судах плыли нов­городские купцы - к Волге и далее на Восток. Мимо Москвы проезжали купцы с севера на юг, в Крым. С юга в Москву приезжали греческие и итальянские купцы. Торговые люди останав­ливались в Москве, обменивались товарами. Москва богатела и росла, становясь важным торговым центром (по А.О. Ишимовой).

Рекомендации ученикам. Во время чте­ния фиксируйте в уме то, что считаете важ­ным запомнить. Читая, отмечайте ключе­вые слова. Такое слово - узел, связывающий хранящуюся в памяти информацию с на­шим сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для «усвоения» какой-либо фразы достаточно выделить в ней одно-два ключевых слова и запомнить их. Записы­вать ключевые слова следует в определен­ном порядке, так, чтобы они составили смысловую цепочку. Эти слова-помощни­ки дают возможность вспомнить почти точно основное содержание текста, а не пе­ресказывать информацию слово в слово.

Попробуем найти ключевые слова в от­рывке из текста о возвышении Москвы.

Сначала Москва - небольшая погранич­ная крепость Владимирского княжества. Здесь каждое слово имеет свое значение. Владимирское княжество - определенный адрес, граница - местоположение. Москва -крепость, значит, она сможет защитить своих жителей и гостей. Крепость неболь­шая - крупные города не видели в ней кон­курента.

Из следующего абзаца возьмем словосо­четание «тихое место», подразумевающее удачное положение и защищенность от врагов.

В последнем абзаце следует обратить внимание на выражение «перекресток тор­говых путей». Если бы Москва не находи­лась на перекрестке торговых путей, туда заезжали бы одни и те же купцы, не было бы обмена товарами, и, как следствие, Мос­ква бы не богатела.

Итак, мы придали информации крат­кую и экономную форму, сжали текст до нескольких слов: «Москва», «граница», «Владимирское княжество», «тихое место», «перекресток торговых путей», «центр тор­говли», «объединение земель», «центр Рос­сийского государства».

В статье приведены лишь некоторые способы развития речи школьников на уроках истории. В принципе, обучает пра­вильной речи сам предмет, текст учебника и дополнительных источников. Важно ак­центировать внимание учеников на необ­ходимости грамотной речи и своевременно корректировать ошибки, показывать мно­гообразие нашего языка.