Муниципальное общеобразовательное учреждение Высококолковская средняя школа имени Героя Советского Союза А.М. Матросова муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области
Гайкян Татьяна Федоровна,
учитель истории и обществознания
Педагогические компетенции современного учителя
Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле.
Аристотель.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
«Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников и всему новому учителя- ключевая особенность современной школы»
Современная парадигма российского образования
Модернизация образования Формирование новой модели школы Качественное повышение уровня профессионализма учителя (педагога)
Компетенции
Компетентность
Профессиональная компетентность педагога
Основные понятия:
- Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности
- Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.
Проще говоря
Компетенции – это требования
Компетентность – это проявление этих требований
Структура ключевых компетенций
в образовании
Учебные компетенции
1 . Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.
2. Решать учебные и самообразовательные проблемы.
3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания.
4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта.
5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование
Исследовательские компетенции:
1. Получение и обработка информации.
2. Обращение к различным источникам данных и их использование.
3. Организация консультации с экспертом.
4. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.
5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.
Социально - личностные компетенции:
1 . Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.
2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.
3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.
4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
5. Понимать произведения искусства и литературы
Коммуникативные компетенции
1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей
2. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках
3. Выступать на публике.
4. Дискутировать и защищать свою точку зрения.
5. Читать графики, диаграммы и таблицы данных
Сотрудничество
1 . Принимать решения.
2. Устанавливать и поддерживать контакты.
3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.
4. Вести переговоры.
5. Сотрудничать и работать в команде
Организаторская деятельность:
1 . Организовывать свою работу
2. Принимать ответственность.
3.Овладеватьинструментарием моделирования
4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.
5. Вступать в проект.
Личностно-адаптивные компетенции .
1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.
2. Придумывать новые решения.
3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.
4. Быть упорным и стойким перед трудностями.
5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации
В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции:
- методическая компетентность;
- исследовательская компетентность;
- управленческая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- образовательная компетентность.
Профессионализм педагога
Интерес и любовь к детям
Оптимизм
Организаторские способности
Педагогический такт
Трудолюбие
Креативность
Настойчивость
Дисциплинированность
С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональных педагогических компетенций ?
1 этап
Выявление уровня профессиональной компетентности учителя
- диагностирование, тестирование - определение путей совершенствования профессиональной компетентности
2 этап
Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
- План самообразования
- Создания творческих групп
- Повышение квалификации
- Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях
- Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций
- Разработка системы стимулирования деятельности учителя
Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?
Направления самообразования
- Профессиональное (предмет преподавания)
- Психолого-педагогическое и психологическое
- Методическое
- Эстетическое
- В области ИКТ –технологий
- В области охраны здоровья
- Политическое
- Языковое
Значение самообразования для развития профессиональных компетенций учителя
- Повышение качества преподавания предмета
- Готовность к педагогическому творчеству
- Профессиональный и карьерный рост
- Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника
- Соответствие учителя требованиям общества и государства
Учитель — всегда активная, творческая личность. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место.
Педагогическое руководство детским коллективом обязывает учителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.
Педагог — образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на доступный для подражания образец.
4