Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Результаты педагогического проекта «Организация процесса физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных группах»»
Областное государственное казенное учреждение дополнительного образования «Ульяновская спортивно-адаптивная школа паралимпийского и сурдлимпийского резерва»
Иванов Максим Юрьевич,
тренер-преподаватель
Выступление на конференции «Результаты педагогического проекта «Организация процесса физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных группах»
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей. [2]
Для организации образовательного процесса обучающихся с особенностями развития необходимо создание специальных образовательных условий.
Достижение определенного уровня физического развития человека средствами физической культуры требует оптимальной организации специализированного педагогического процесса. Для студенческой молодежи с ОВЗ и студентов-инвалидов такой подход является единственно верным, потому что многообразие нозологий, сопутствующих нарушений, отсутствие мотивации и потребности в двигательной активности требуют персонального подхода к личности студента, выбора индивидуального пути физического развития и организации академического сопровождения роста компетентности в рамках изучения предмета «Физическая культура». [1]
Для обучающихся с нарушением слуха основной задачей является коррекция недостатков моторного и физического развития. Так, комплекс упражнений направлен на формирование двигательных навыков, развитие двигательных качеств. У ребят с задержкой психического развития (VIII вид) существует ряд особенностей, и для них разработаны специальные комплексы упражнений направленные на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия, развитие координационных способностей и равновесия. Для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата разработаны комплексы упражнений на укрепление мышечно-сухожильного аппарата, упражнения на коррекцию осанки, упражнения на укрепление мышц спины, голени, стопы и развитие мелкой моторики. Используются эффективные упражнения с перехватыванием и захватыванием пальцами ног мелких предметов, катание подошвами стоп мяча и гимнастической палки, ходьба на носках, пятках, внутренней и наружной частях стопы по ребристым доскам. Для обучающихся с поражением поясничного отдела позвоночника (колясочники) используются упражнения из исходного положения сидя с применением различного инвентаря (гантели, эспандеры, массажные мячики) и из положения лежа на гимнастическом коврике. В своей работе я применяю дифференцированный подход, т.к в одной группе обучаются ребята с различными заболеваниями и к каждому нужен свой подход, комплекс упражнений при конкретном заболевании, продолжительность и строгое дозирование физической нагрузки.
Наши студенты с ограниченными возможностями здоровья принимают участие в спортивных мероприятиях не только среди обучающихся с ОВЗ, но и выходят на уровень со здоровыми сверстниками. На соревнованиях ребята знакомятся, сопереживают друг другу и продолжают общаться в дальнейшем.
Адаптивная физкультура предоставляет неограниченные возможности для самореализации обучающихся с ОВЗ. Вывод подтверждается достижениями моих обучающихся: победы и призовые места в городских и краевых спортивных соревнованиях среди людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Преимуществом инклюзивного образования является то, что они при таком образовании демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками по сравнению с ребятами, находящимися в специальных школах, техникумах и интернатах.
Литература:
1. Хромина С. И. Физическое воспитание обучающихся технического вуза с позиций инклюзивного подхода / С. И. Хромина, Н. Н. Малярчук, Л. Б. Дыхан // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52–6. С. 339–345.
2. Шипицына Л.М. Интеграция – ведущее направление специального образования в России на рубеже XXI века [Текст] / Л.М. Шипицына // Инновации в российском образовании: специальное (коррекционное) образование-2000. – М.: Изд-во МГУП, 2000. – С.12-17.