Школьное методическое объединение
Введение. Личностно-ориентированные технологии обучения.
Из всего многообразия педагогических технологий, базирующихся на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике, современному учителю в большей мере необходимо останавливаться на тех, которые органично и легко интегрированы с классно-урочной системой.
Одной из таких технологий является личностно-ориентированная. Ведь дело не только в академических знаниях, умениях и навыках, но и в духовном, нравственном развитии личности. Речь идёт о воспитании таких общепризнанных ценностей, как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь. Эта технология достаточно свободно входит в традиционную систему обучения, но при условии, что учитель изменит свой подход к процессу обучения, отношение к ученику, осознает, что в педагогическом процессе ученик является центральной фигурой, а не он, деятельность познания является главной, а не преподавание; самостоятельное приобретение и особенно применение полученных знаний становится приоритетным, а не усвоение готовых знаний; совместное размышление, дискуссии, исследования, а не запоминание и воспроизведение знаний имеют значение для развития личности. К личности ученика в процессе общения должно проявляться уважение, а не назидание. В этой связи уместно говорить не просто о всестороннем развитии личности, а о её полном развитии.
Что такое обучение в сотрудничестве.
Идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по своей сути. Чтобы понять ее, автор метода советует обратиться к нашему пониманию слова «ошибка». Скорее всего ошибку можно определить как неверное действие или утверждение, исходящее из неверного суждения. Это указывает на необходимость дополнительной практики и большей тренировки. Ошибки учеников показывают только то, что они еще не овладели необходимыми умениями, мы должны рассматривать эти ошибки просто как факт. Следовательно, нужно представить ученикам возможность дополнительной практики, причем в таком объеме, пока они (каждый в отдельности и все вместе) не овладеют знанием в достаточной мере. Если расценивать ошибку как нежелание ученика работать, его неспособность, то в этом случае, скорее всего, учитель откажет ему в дополнительной практике. Ошибки – это всего лишь индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике. Вы не в состоянии оказать эту помощь каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность ваши ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознать ответственность и за свои успехи, и за успехи товарищей. Именно от сознания данного факта авторы метода обучения в сотрудничестве и отталкивались. В процессе обучения ошибаются все. Тольки одним нужно больше времени и усилий, другим меньше. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективней. Важно, что это касается не только академических успехов, интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу вместе решить проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Как организовать обучение в малых группах по методике сотрудничества.
Полезно будет приближаться к намеченной цели постепенно, приучая своих учеников:
взаимодействовать в группе с любым партнёром;
работать активно, серьёзно относясь к порученному заданию;
вежливо и доброжелательно общаться с партнёрами;
испытывать чувство ответственности не только за свои успехи.
С этой целью необходимо определить учебно-познавательную цель урока и дидактическую задачу использования данного метода.
Теперь работаем над планом урока. Тут важно наметить, какие роли предусматривает деятельность учащихся в группе, чтобы в ходе дальнейшего обучения ребята сумели дать и дополнительные пояснения:
какая точка зрения им представляется более убедительной;
что они ощущают, когда сталкиваются с другой точкой зрения;
кому и как удалось отстоять альтернативную точку зрения.
Ученики могут проиллюстрировать свои ответы рисунком, схемой, графиком.
Интегрируйте работу в группах в свой обычный урок самыми разными способами.
Не забывайте: задача учителя не уличить ученика в незнании и неумении, а научить.
В этом случае решение проблемы – в профессиональной деятельности педагога.
Оценивается такая работа одинаково для всех учащихся группы:
с учётом уровня обученности ( сравнение ведётся с ранее достигнутыми этим учеником результатами);
каждому ученику разрешено дополнить высказывания своего товарища, чтобы принести группе баллы.
Семь постепенных шагов в обучении сотрудничеству.
Помоги ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык.
Постарайтесь, чтобы учащиеся поняли, из чего это умение, навык состоит, как его сформировать.
Организуйте необходимую и достаточную практику.
Убедитесь, что каждый ученик получает информацию, насколько правильно он выполняет задание.
Стимулируйте учащихся, чтобы они помогали друг другу во время практики.
Создайте ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата.
Стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.
Литература: Сеть Интернет
Методы познания личности.
Выступление на семинаре, 2017 года.
Кудрявцева Г.И.
Сегодня на нашем семинаре классных руководителей мы продолжаем изучать вопрос, который звучал на учительском семинаре, а именно: новые образовательные технологии.
Изучать передовые технологии необходимо параллельно с изучением личности учащихся.
Методы познания личности глубоко воплощены в личностно-ориентированной технологии, главным направлением которой являются гуманистические идеи в педагогике, психологии и методике. Каждый ребёнок рассматривается как уникальная личность. Для педагога главное – осознать ценность развития личности ребёнка. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности, ей свойственны гуманистическая направленность, обращённость к человеку, гуманистические нормы и идеалы.
Приоритетные задачи – развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление.
Как классный руководитель хочу отметить, что в педагогическом процессе воспитания и обучения учащихся 9 класса нашей школы весь педагогический коллектив работает в данном направлении с учётом возрастных особенностей каждого ученика. Ребёнок рассматривается как субъект образовательного процесса, совместно с учителем может участвовать в образовательном процессе и анализировать достигнутые результаты. Педагогический коллектив опирается на положение диалоговой концепции Бахтина – Битлера, которая обосновывает идею универсальности диалога как основы человеческого сознания. В личностно-ориентированном образовании основой является понимание, взаимопонимание. Это всегда общение, равенство, со-трудничество. Основная установка учителя – на общение, «раскрепощение» учащихся для творчества. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей нуждаются в педагогической помощи , поддержке; формирование и развитие личности происходит в соответствии с природными способностями и наклонностями.
Из опыта работы предлагаю на рассмотрение конспекты методических материалов.
Проведен открытый урок 11.2017