Использование подсказок при бучении детей с РАС.
Начиная разговор о подсказках при обучении детей с РАС, необходимо вспомнить, что такое Прикладной анализ поведения (ПАП) или бихивиоризм. Прикладной анализ поведения - это научная дисциплина, которая изучает поведение. Становление биохивиризма как науки связан с такими именами ученых, как Эдуард Ли Торндайк и Дж. Уотсон Скиннер. Каждый из них в свое время внес большой вклад в ее развитие. Суть бихивиоризма выражается в утверждении, что поведение зависит от окружающей среды и ее стимулов. Всегда для того, что бы произошло какое-либо поведение необходим стимул. Это может быть как внутренний стимул, т.е. какая-то внутренняя потребность человека, так и внешний, т.е. фактор окружающего мира, который спровоцировал определенное поведение. Это позволяет сделать вывод о том, что мы можем влиять на поведение другого человека, а конкретно ребенка с РАС. Прикладной анализ поведения применяется не только в коррекции РАС, но и в спорте, медицине, менеджменте.
Вся азбука поведения может быть описана трехчленной последовательностью, широко известной всем, как последовательность АВС. Где:
А- это антицедент (т.е. это предшествующий стимул, который запустил определенное поведение)
В – это само поведение
С – это последствие
Итак, поговорим о подсказках. Что это такое?
Подсказки - это дополнительные стимулы-антицеденты. Они всегда стоят в последовательности АВС после А (стимула), до поведения или во время него. Т.е., подсказка нужна для того, чтобы появилось необходимое для педагога поведение.
Например, ребенку предъявляется инструкция «Похлопай» - это стимул (А). Ребенок не умеет хлопать, педагог тут же дает ему подсказку в виде демонстрации, до его поведения. И получает поведение ребенка, он похлопал.
Подсказки бывают:
-
Физические
-
Вербальные
-
Визуальная
-
Жестовая
-
Подсказка-медиатор
-
Моделинг
-
Позиционная
Зададимся вопросом, каким критериям должна соответствовать выбранная подсказка.
Во-первых, выбранная подсказка должна контролировать поведение. Т.е., после подсказки следует именно то поведение, которое необходимо на данном этапе обучения.
Во-вторых, ребенок должен реагировать на подсказку, т.е. реакция обязательно должна последовать. Если реакции нет на подсказку, то ее надо менять, подобрать другую
И, в-третьих, убирать подсказку надо как можно быстрее, чтобы у ребенка не сформировалась зависимость от подсказки. Если это случится, ребенок не будет проявлять навык, которому его обучают, самостоятельно. А педагогу, наоборот, необходимо добиться от него самостоятельности.
Нужно так же помнить, что подсказки применяются только на этапе обучения. Что бы добиться самостоятельного поведения, необходимо уменьшать подсказку. Существуют следующие приемы по снижению подсказок:
-
Снижение интенсивности подсказки, когда разными способами постепенно снижается заметность подсказки для ребенка.
-
Временная задержка (2, 3, 5 сек)
-
Убывание (фейдинг). Это может быть уменьшение шрифта, выцветание шрифта.
Теперь более подробно поговорим о каждой из подсказок.
Физическая подсказка – когда педагог делает что-то руками ребенка. Чаще этот вид подсказки используется с маленькими или с низкофункциональными детьми, с детьми с нарушениями моторики. Например, при обучении письму ребенка методом «рука в руке», обучение ребенка хлопать с помощью педагога и др.
Убирается физическая подсказка методом снижения интенсивности по схеме: от полной физической подсказки (когда взрослый держит кисть ребенка в совей руке и производит действие за ребенка) происходит переход на уровень кисти (педагог уже просто держит свою руку на кисти ребенка и оказывает направляющее действие), затем переход на уровень локтя (касание локтя ребенка), потом – на уровень предплечья и, наконец, – на уровень плеча. А затем вообще эта подсказка убирается. Для каждого ребенка время, в течение которого будет снижаться подсказка до полного ее отсутствия, индивидуально. Здесь нельзя определить точные временные рамки, когда необходимо переходить от более интенсивной подсказки к менее интенсивной. Все зависит от ребенка.
Так же физическую подсказку можно убрать методом задержки во времени (0 сек – 1 сек – 2 сек – 3 сек - 5 сек). То есть сначала давать физическую подсказку сразу же после инструкции, затем ее необходимо задержать во времени на 1 секунду, затем на две и т.д. до полного отсутствия подсказки.
Вербальная подсказка – это моделирование правильного ответа. По уровню интенсивности они бывают: полная вербальная подсказка – это произнесение полностью фразы, которую взрослый хочет услышать от ребенка и частичная подсказка – частичное произнесение слова или фразы.
Снижение подсказки происходит задержкой во времени. А так же ее можно убрать методом уменьшения интенсивности. То есть, педагог сначала произносит желаемый ответ полностью, например, предъявляется картинка, на которой изображена шоколадка и стоит задача научить ребенка называть ее словом «шоколад». Вначале обучения подсказка дается в виде полного ответа: «Шоколад» и ребенок повторяет за педагогом слово шоколад, затем уже произносится часть слова «шоко», а ребенок дает полный ответ «шоколад», потом подсказка сокращается до слога «шо», затем до первого звука «ш» и в подсказка конце убирается совсем.
Визуальная подсказка – Это картинки, предметы, слова и т.д. Они будут работать в том случае, если ребенок знает, что нарисовано или написано на подсказке. Часто используются визуальные подсказки для обучения навыкам самообслуживания и самостоятельности. Их можно убирать с задержкой во времени и уменьшая интенсивность. Это подразумевает под собой выцветание подсказки или постепенное исчезновение ее отдельных составляющих.
Жестовая подсказка – это указательный жест. Когда от ребенка требуется указать предмет или картинку. Так же снижается методом задержки во времени, и снижением интенсивности. В начале обучения, педагог показывает пальцем на картинку, потом указывает на место рядом с ней, затем отодвигает жест еще дальше и т.д.
Моделинг – Моделирование, имитативная подсказка. Применяется с детьми, которые умеют имитировать действия. Уместна, когда ребенок может удерживать внимание, смотреть на того, кто показывает образец. Например, педагог дает ребенку инструкцию «Похлопай». И сразу показывает, как надо хлопать. Убирается эта подсказка так же методом задержки во времени и снижением интенсивности.
Подсказка-медиатор – это подсказка, заключающаяся в большем размере правильного ответа или ее более ярком цвете. Например, учим узнавать предмет яблоко. Картинка с яблоком будет большего размера, если слово написано, то оно будет написано большим шрифтом или более жирно. Убирается подсказка-медатор методом снижения интенсивности, т.е. постепенно размер правильного ответа будет уменьшаться пока ни сравняется с неправильным.
Позиционная – заключается в расположении правильного ответа ближе к ребенку. Ребенок понимает, что тот предмет, который лежит ближе к нему и есть правильный ответ на вопрос педагога. Убирается данная подсказка с помощью снижения интенсивности: правильный ответ постепенно отодвигается дальше от ребенка на один уровень с неправильным.
Бывают случаи, когда ребенок постоянно ошибается при переходе с более интенсивной подсказки к менее интенсивной. Тогда необходимо сделать шаг назад и вернуться к более интенсивной подсказке, отработать весь материал на этом уровне, после чего опять попытаться ее снизить. Если у ребенка сформировалась зависимость от подсказки, а это очень часто происходит с детьми с РАС, то необходимо «поиграть» на поощрениях. Если ребенок выполняет инструкцию с подсказкой педагога, то педагог его просто хвалит, если сделал сам, то получает приз.