Слайд 1
«Человек, которому повезло, - это человек, который сделал то, что другие только собирались сделать.»
(Сегодня здесь собрались исключительно везучие люди! Вам так не кажется?)))
Везение, удача и успех - это неотъемлемые атрибуты человека, постоянно работающего над собой и стремящегося к совершенству в своей сфере деятельности. Каждый настоящий учитель – «везунчик» вдвойне: так как он еще и наблюдает за успехами, удачами своих учеников. Учитель иностранных языков – человек совершенно уникальный в этом смысле и сегодня я постараюсь объяснить почему.
Свое выступление я разделю на три части.
Часть первая – вступительно-философская.
Давайте немного по рассуждаем. Что такое методическое объединение? МО осуществляет руководство учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работой. МО обеспечивает профессиональный, культурный, творческий рост педагогов; помогает осваивать новое содержание, технологии и методы педагогической деятельности; обобщает прогрессивный педагогический опыт.
Одной из возможных форм работы МО является творческий отчет учителя.
Считаю, что наше заседание МО учителей ин.яз. сегодня это творческий отчет педагогов о своих личных задачах и принципах работы, технологиях и методах применяемых на уроках, о своем опыте. Я работаю в своей сельской школе всего второй год, начинала свою педагогическую деятельность преподавателем университета. 5 лет много это или мало? Достаточный это опыт или нет? Поэтому сделаю упор на обобщение уже существующего прогрессивного педагогического опыта и освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности.
Слайд 2
Но обо всем по порядку. День педагога расписан буквально по минутам: урок – перемена – урок – проверка тетрадей – подготовка к следующему дню. Ради чего такой напряженный график? Что же является Целью работы учителя английского языка?
В современном обществе на первый план выходит такой показатель работы учителя как Качество знаний учащихся. И родители, и школа, и государство в целом требуют от учителя стопроцентного выполнения социального заказа. Каждый ученик должен освоить предмет в рамках школьной программы, желательно на 4 и 5. Требования времени – с этим не поспоришь! Школа должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны.
Даже в такой самой общей формулировке есть конкретный пункт для работы учителя иностранного языка. И за каждым из перечисленных моментов кроется какая-либо педагогическая технология или метод.
Слайд 3
С методической точки зрения и в рамках ФГОС цель обучения иностранным языкам состоит в формировании и развитии у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Понятие коммуникативной компетенции многогранно и должно рассматриваться в совокупности ее составляющих, а именно:
— речевая компетенция и языковая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы;
— социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
— компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
Преподавание ИЯ имеет большой воспитательной потенциал.
— формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
Часть вторая – основная. Теория и практика.
Как же добиться реализации поставленной цели?
Слайд 4
Современные методисты и разработчики учебников рекомендуют полный спектр и многообразие форм, средств и методов обучения иностранным языкам. Сложно представить современный урок английского языка без технических средств, начиная с привычного аудио и видео оборудования, и заканчивая мультимедийными и интерактивными средствами обучения.
Для своих уроков я стараюсь подбирать наиболее яркие и в то же время понятные и доступные для ребят формы работы. Нужно оговорить, что в нашей школе обучается 280 ребят, более половины изучают английский язык. Так за шесть уроков в день я имею возможность поработать и с начальной школой и со средним звеном и с выпускниками. Иногда бывает сложно перестроится с одного возраста на другой. Есть еще один момент, на который следует обратить внимание. В школе есть интегрированные классы, в которых обучаются ребята особыми педагогическими потребностями. Есть и одаренные ребята, требующие углубления материала и определенного развития. Мне пока еще очень сложно учитывать все эти особенности в своей работе.
Тем не менее, аудио материал я использую практически на каждом уроке, в рамках учебной программы, видеоматериалы и фильмы на английском языке мы тоже иногда просматриваем (чаще в конце четверти). Если говорить о работе с интерактивными досками, замечу, несмотря на отсутствие доски в моем классе я имею реальную возможность регулярно проводить такие интерактивные уроки. К тому же в кабинете учителю обеспечен беспроводной доступ к глобальной сети Интернет. К тому же со старшеклассниками мы регулярно бываем в компьютерном классе, когда ребята выполняют онлайн тесты, регистрируются на англоязычных сайтах и находят друзей по переписке. В прошлом году несколько классов поучаствовали в таком проекте, зарегистрировались на сайте и в качестве отчета представляли своих новых друзей и полученные в ответ письма. На сколько я знаю некоторые ученики переписываются до сих пор. Сейчас в школе параллельно развивается два проекта. У нас появился новый социальный партнер – это школа из Литвы (как раз сегодня делегация педагогов находится у нас в гостях). Одно из направлений этого партнерства это развитие навыков общения на иностранных языках. И второй проект мы нашли благодаря друзьям из Германии. Одна из немецких школ также выразила желание общаться. Сейчас мы пока общаемся через интернет и только планируем дальнейшие отношения. Письма конечно же пишут сами ребята.
Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами. Обучая подлинному языку, интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность.
Уже второй год мы с ребятами участвуем в новом дистанционном эвристическом конкурсе «English Challenge», вошли в десятку лучших. В этом году прошли Пробное квалификационное тестирование по английскому языку издательства Pearson, участвовали в областном Фестивале-конкурсе иностранных культур «Глобус», конечно «Британский бульдог». Такие внеучебные конкурсы и мероприятия, на мой взгляд, крайне необходимы.
Слайд №5
Готовясь к выступлению я прочла очень интересную статью о технологии коммуникативного обучения - обучение на основе общения. Мне кажется, частично я работаю в духе этой технологии. Иностранный язык, в отличие от других школьных предметов, является одновременно и целью, и средством обучения.
Принципы построения содержания
1.Речевая направленность, обучение иностранным языкам через общение.
Это означает практическую ориентацию урока. Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Научить говорить можно только говоря, слушать - слушая, читать — читая. Прежде всего это касается упражнений: чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно эффективнее.
2.Функциональность. Речевая деятельность имеет три стороны: лексическую,
грамматическую, фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения. Отсюда следует, что слова нельзя усваивать в отрыве от их форм существования (употребления). Необходимо стремиться, чтобы в большинстве упражнений усваивались речевые единицы. Функциональность предполагает, что как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности: учащийся выполняет какую-либо речевую задачу - подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию и в процессе этого усваивает необходимые слова или грамматические формы.
3. Ситуативность, ролевая организация учебного процесса. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста.
Необходимость обучать на основе ситуаций признают все, понимают это, однако, различно. Чтобы усвоить язык, нужно не язык изучать, а окружающий мир с его помощью. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих.
4. Новизна. Она проявляется в различных компонентах урока. Это прежде всего новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т.д.). Это и новизна используемого материала (его информативность), и новизна организации урока (его видов, форм), и разнообразие приемов работы. В этих случаях учащиеся не получают прямых указаний к запоминанию - оно становится побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непроизвольное запоминание).
5. Личностная ориентация общения. Безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от другого и своими природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности: опытом (у каждого он свой), контекстом деятельности (у каждого из учащихся свой набор деятельностей, которыми он занимается и которые являются основой его взаимоотношений с другими людьми), набором определенных чувств и эмоций (один гордится своим городом, другой - нет), своими интересами, своим статусом (положением) в коллективе (классе).
Коммуникативное обучение предполагает учет всех этих личностных характеристик, ибо только таким путем могут быть созданы условия общения: вызвана коммуникативная мотивация, обеспечена целенаправленность говорения, сформированы взаимоотношения и т.д.
6. Коллективное взаимодействие - такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных.
При выборе методов, средств и приемов обучения использую:
- здоровье-сберегающие технологии;
- игровые технологии;
- технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)
- групповые технологии (А.Г.Ривин, В.И.Дьяченко);
-педагогику сотрудничества;
- информационно-коммуникационные технологии.
Безусловно каждый современный учитель постоянно учится сам, знакомясь все с новыми и новыми методиками и их интерпретациями. И все же практикующий учитель, на мой взгляд, - самый лучший методист. Каждый день, встречаясь с блеском в глазах учеников и их непосредственной оценкой своей работы, учитель, как фильтр, отбирает только самое подходящее для себя и своих учеников, зачастую абсолютно интуитивно.
Часть третья – творческая, философская.
Слайд 6
Сейчас я бы хотела предложить вашему вниманию свою, переработанную и прочувствованную модель обучения английскому языку.
Итак, за 10 лет изучения иностранного языка школьник (сравним его с радиоволновой антенной) проходит колоссальный путь. Посмотрите сколько всего ему предстоит узнать, освоить, да и что скрывать, просто выучить наизусть. Голова идет кругом от такого объема.
Начальная школа. В расписании появляется новый предмет, новые учебники и новая учительница. И сразу же первые трудности – новые незнакомые звуки и знаки транскрипции. Начинаем изучать буквы, алфавит – и снова все по-другому. Складываем буквы в слова. Наш ученик уже многое знает и умеет, становится старше, самостоятельнее. Строит словосочетания, фразы, реплики и даже законченные высказывания.
Слайд 7
Звук – буква – слово – словосочетание – высказывание – текст
чтение – письмо – речь (аудирование + говорение (монолог, диалог))
Что мы видим? Готовую законченную модель: в любой точке мира, человек владеющий английским сможет выразить свои мысли и понять других, человек владеющий английским, обладает безграничными возможностями, он свободен от предрассудков, свободен в своем выборе.
В свете введения современных федеральных государственных образовательных стандартов и лично для себя я сформулировала несколько иную цель работы - Воспитание свободной личности, гражданина России и мира.
Слайд 8
Думала: главное – формировать, делать, ваять, лепить.
Думала: верный маршрут показать, править, лечить, учить.
Думала: рваться, бороться, рубить, мчаться, коль сила несет,
А оказалось – всего лишь любить. Только любить! – вот и все.
(С.В.Белова)