СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом объединении (Учитель года)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении (Учитель года)

Полный текст

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении (Учитель года)»

Слайд 1

«Человек, которому повезло, - это человек, который сделал то, что другие только собирались сделать.»

(Сегодня здесь собрались исключительно везучие люди! Вам так не кажется?)))

Везение, удача и успех - это неотъемлемые атрибуты человека, постоянно работающего над собой и стремящегося к совершенству в своей сфере деятельности. Каждый настоящий учитель – «везунчик» вдвойне: так как он еще и наблюдает за успехами, удачами своих учеников. Учитель иностранных языков – человек совершенно уникальный в этом смысле и сегодня я постараюсь объяснить почему.

Свое выступление я разделю на три части.


Часть первая – вступительно-философская.

Давайте немного по рассуждаем. Что такое методическое объединение? МО осуществля­ет руководство учебно-воспи­тательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работой. МО обеспечивает профессиональный, культурный, творческий рос­т педагогов; помогает осваивать новое содержание, технологии и методы педагогичес­кой деятельности; обобщает прогрессивный пе­дагогический опыт.

Одной из возможных форм работы МО является творческий отчет учителя.

Считаю, что наше заседание МО учителей ин.яз. сегодня это творческий отчет педагогов о своих личных задачах и принципах работы, технологиях и методах применяемых на уроках, о своем опыте. Я работаю в своей сельской школе всего второй год, начинала свою педагогическую деятельность преподавателем университета. 5 лет много это или мало? Достаточный это опыт или нет? Поэтому сделаю упор на обобщение уже существующего прогрессивного педагогического опыта и освоение нового содержания, технологий и методов педагогичес­кой деятельности.


Слайд 2

Но обо всем по порядку. День педагога расписан буквально по минутам: урок – перемена – урок – проверка тетрадей – подготовка к следующему дню. Ради чего такой напряженный график? Что же является Целью работы учителя английского языка?

В современном обществе на первый план выходит такой показатель работы учителя как Качество знаний учащихся. И родители, и школа, и государство в целом требуют от учителя стопроцентного выполнения социального заказа. Каждый ученик должен освоить предмет в рамках школьной программы, желательно на 4 и 5. Требования времени – с этим не поспоришь! Школа должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны.

Даже в такой самой общей формулировке есть конкретный пункт для работы учителя иностранного языка. И за каждым из перечисленных моментов кроется какая-либо педагогическая технология или метод.


Слайд 3

С методической точки зрения и в рамках ФГОС цель обучения иностранным языкам состоит в формировании и развитии у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Понятие коммуникативной компетенции многогранно и должно рассматриваться в совокупности ее составляющих, а именно:

— речевая компетенция и языковая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы;

— социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;

— компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

Преподавание ИЯ имеет большой воспитательной потенциал.
— формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;

— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;



Часть вторая – основная. Теория и практика.

Как же добиться реализации поставленной цели?


Слайд 4

Современные методисты и разработчики учебников рекомендуют полный спектр и многообразие форм, средств и методов обучения иностранным языкам. Сложно представить современный урок английского языка без технических средств, начиная с привычного аудио и видео оборудования, и заканчивая мультимедийными и интерактивными средствами обучения.

Для своих уроков я стараюсь подбирать наиболее яркие и в то же время понятные и доступные для ребят формы работы. Нужно оговорить, что в нашей школе обучается 280 ребят, более половины изучают английский язык. Так за шесть уроков в день я имею возможность поработать и с начальной школой и со средним звеном и с выпускниками. Иногда бывает сложно перестроится с одного возраста на другой. Есть еще один момент, на который следует обратить внимание. В школе есть интегрированные классы, в которых обучаются ребята особыми педагогическими потребностями. Есть и одаренные ребята, требующие углубления материала и определенного развития. Мне пока еще очень сложно учитывать все эти особенности в своей работе.

Тем не менее, аудио материал я использую практически на каждом уроке, в рамках учебной программы, видеоматериалы и фильмы на английском языке мы тоже иногда просматриваем (чаще в конце четверти). Если говорить о работе с интерактивными досками, замечу, несмотря на отсутствие доски в моем классе я имею реальную возможность регулярно проводить такие интерактивные уроки. К тому же в кабинете учителю обеспечен беспроводной доступ к глобальной сети Интернет. К тому же со старшеклассниками мы регулярно бываем в компьютерном классе, когда ребята выполняют онлайн тесты, регистрируются на англоязычных сайтах и находят друзей по переписке. В прошлом году несколько классов поучаствовали в таком проекте, зарегистрировались на сайте и в качестве отчета представляли своих новых друзей и полученные в ответ письма. На сколько я знаю некоторые ученики переписываются до сих пор. Сейчас в школе параллельно развивается два проекта. У нас появился новый социальный партнер – это школа из Литвы (как раз сегодня делегация педагогов находится у нас в гостях). Одно из направлений этого партнерства это развитие навыков общения на иностранных языках. И второй проект мы нашли благодаря друзьям из Германии. Одна из немецких школ также выразила желание общаться. Сейчас мы пока общаемся через интернет и только планируем дальнейшие отношения. Письма конечно же пишут сами ребята.

Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами. Обучая подлинному языку, интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность.

Уже второй год мы с ребятами участвуем в новом дистанционном эвристическом конкурсе «English Challenge», вошли в десятку лучших. В этом году прошли Пробное квалификационное тестирование по английскому языку издательства Pearson, участвовали в областном Фестивале-конкурсе иностранных культур «Глобус», конечно «Британский бульдог». Такие внеучебные конкурсы и мероприятия, на мой взгляд, крайне необходимы.

Слайд №5

Готовясь к выступлению я прочла очень интересную статью о технологии коммуникативного обучения - обучение на основе общения. Мне кажется, частично я работаю в духе этой технологии. Иностранный язык, в отличие от других школьных предметов, является одновременно и целью, и средством обучения.

Принципы построения содержания

1.Речевая направленность, обучение иностранным языкам через общение.
Это означает практическую ориентацию урока. Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Научить говорить можно только говоря, слушать - слушая, читать — читая. Прежде всего это касается упражнений: чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно эффективнее.

2.Функциональность. Речевая деятельность имеет три стороны: лексическую,
грамматическую, фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения. Отсюда следует, что слова нельзя усваивать в отрыве от их форм существования (употребления). Необходимо стремиться, чтобы в большинстве упражнений ус­ваивались речевые единицы. Функциональность предполагает, что как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности: учащийся вы­полняет какую-либо речевую задачу - подтверждает мысль, сомневается в услы­шанном, спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию и в процессе этого усваивает необходимые слова или грамматические формы.

3. Ситуативность, ролевая организация учебного процесса. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста.

Необходимость обучать на основе ситуаций признают все, понимают это, од­нако, различно. Чтобы усвоить язык, нужно не язык изучать, а окружающий мир с его помощью. Жела­ние говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуа­ции, затрагивающей говорящих.

4. Новизна. Она проявляется в различных компонентах урока. Это прежде всего новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсужде­ния, речевого партнера, условий общения и т.д.). Это и новизна используемого материала (его информативность), и новизна организации урока (его видов, форм), и разнообразие приемов работы. В этих случаях учащиеся не получают прямых указаний к запоминанию - оно становится побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непроизвольное запоминание).

5. Личностная ориентация общения. Безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от другого и своими природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую дея­тельность, и своими характеристиками как личности: опытом (у каждого он свой), контекстом деятельности (у каждого из учащихся свой набор деятельностей, ко­торыми он занимается и которые являются основой его взаимоотношений с дру­гими людьми), набором определенных чувств и эмоций (один гордится своим городом, другой - нет), своими интересами, своим статусом (положением) в коллективе (классе).

Коммуникативное обучение предполагает учет всех этих личностных характе­ристик, ибо только таким путем могут быть созданы условия общения: вызвана коммуникативная мотивация, обеспечена целенаправленность говорения, сфор­мированы взаимоотношения и т.д.

6. Коллективное взаимодействие - такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных.


При выборе методов, средств и приемов обучения использую:

- здоровье-сберегающие технологии;

- игровые технологии;

- технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)

- групповые технологии (А.Г.Ривин, В.И.Дьяченко);

-педагогику сотрудничества;

- информационно-коммуникационные технологии.


Безусловно каждый современный учитель постоянно учится сам, знакомясь все с новыми и новыми методиками и их интерпретациями. И все же практикующий учитель, на мой взгляд, - самый лучший методист. Каждый день, встречаясь с блеском в глазах учеников и их непосредственной оценкой своей работы, учитель, как фильтр, отбирает только самое подходящее для себя и своих учеников, зачастую абсолютно интуитивно.


Часть третья – творческая, философская.

Слайд 6

Сейчас я бы хотела предложить вашему вниманию свою, переработанную и прочувствованную модель обучения английскому языку.

Итак, за 10 лет изучения иностранного языка школьник (сравним его с радиоволновой антенной) проходит колоссальный путь. Посмотрите сколько всего ему предстоит узнать, освоить, да и что скрывать, просто выучить наизусть. Голова идет кругом от такого объема.

Начальная школа. В расписании появляется новый предмет, новые учебники и новая учительница. И сразу же первые трудности – новые незнакомые звуки и знаки транскрипции. Начинаем изучать буквы, алфавит – и снова все по-другому. Складываем буквы в слова. Наш ученик уже многое знает и умеет, становится старше, самостоятельнее. Строит словосочетания, фразы, реплики и даже законченные высказывания.


Слайд 7

Звук – буква – слово – словосочетание – высказывание – текст

чтение – письмо – речь (аудирование + говорение (монолог, диалог))


Что мы видим? Готовую законченную модель: в любой точке мира, человек владеющий английским сможет выразить свои мысли и понять других, человек владеющий английским, обладает безграничными возможностями, он свободен от предрассудков, свободен в своем выборе.

В свете введения современных федеральных государственных образовательных стандартов и лично для себя я сформулировала несколько иную цель работы - Воспитание свободной личности, гражданина России и мира.


Слайд 8

Думала: главное – формировать, делать, ваять, лепить.

Думала: верный маршрут показать, править, лечить, учить.

Думала: рваться, бороться, рубить, мчаться, коль сила несет,

А оказалось – всего лишь любить. Только любить! – вот и все.

(С.В.Белова)