СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом объединении учителей по теме "Инновационные формы работы учителя начальных классов с родительской общественностью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст выступления на школьном МО по теме "Инновационные формы работы учителя начальных классов с родительской общественностью". 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении учителей по теме "Инновационные формы работы учителя начальных классов с родительской общественностью"»





















Выступление на тему: «Инновационные формы работы учителя начальных классов с родительской общественностью» подготовила учитель начальных классов первой категории МБОУ «СШ № 16» города Евпатории Кибальникова Вера Сергеевна













город Евпатория 2018 год

Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики.

Нужно помнить, что дети - самое дорогое в жизни каждого нормального родителя. Следует быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.

Основа работы классного руководителя – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.

И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности, профессионально помочь семье в воспитании ребенка, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • воспитание уважения к детству и родителям;

  • взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

  • повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической

компетентности родителей;

  • оказание практической и теоретической помощи родителям.

Самыми распространенными формами работы с родителями являются родительские собрания, конференции, родительские комитеты, индивидуальные беседы, консультации. Эти формы работы с родителями учащихся всем уже знакомы. В своем выступлении я хочу, остановится на нетрадиционных формах сотрудничества с родителями учащихся.

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести родительские встречи, тренинги, ринги, родительские вечера, родительские чтения.

Хочется остановиться более подробно на некоторых инновационных формах работы с родителями, которые помогают сплотить родительский коллектив, понять лучше собственного ребенка и улучшить взаимопонимание с учителем.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.

Темы родительских вечеров могут быть следующими:

  • Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?

  • Первые книжки ребенка.

  • Друзья моего ребенка.

  • Праздники нашей семьи.

  • Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.

  • Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.

  • Фотографии нашего детства.

  • Как научиться говорить спасибо своему ребенку?

Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

  • Можно ли наказывать ребенка собственным домом?

  • Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?

  • Соблазны и пути их преодоления.

  • «За и против» школьной формы.

  • Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях.



В работе с проблемными детьми большое значение имеют родительские встречи. Встречи с родителями других ребят, авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребенка порой делают гораздо больше, чем приглашения различных специалистов.



Я же в своей практике использую нетрадиционную форму работу с родителями - переписку в социальных группах "Viber" и " Facebook". В первом случае у нас создана группа типа "Родительский дневник".

Итак, каковы же цели «Родительского дневника » :

  • обмен информацией;

  • обмен фотографиями;

  • обсуждение каких-либо вопросов или статей;

  • рекомендации;

  • помощь в изучении учебного материала (в разделе «В помощь родителям»)

Что входит в содержание дневника :

  • вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;

  • постановка дискуссионных вопросов;

  • предложение для обсуждения двух различных точек зрения;

  • использование видеоматериалов, аудиозаписи детских выступлений,

фотографий;

  • родительские игры;

  • выставки, вернисажи детских работ;

  • новости класса;

  • рекомендуемая литература;

  • серия памяток.

Благодаря применению этой формы работы, родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.

Каковы же результаты работы «Родительского дневника»

  • Повышение педагогической культуры родителей.

  • Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

  • Приобщение родителей к участию в жизни школы и класса через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

  • Привлечение их к сотрудничеству, пониманию педагогических принципов.