Выступление на тему: «Инновационные формы работы учителя начальных классов с родительской общественностью» подготовила учитель начальных классов первой категории МБОУ «СШ № 16» города Евпатории Кибальникова Вера Сергеевна
город Евпатория 2018 год
Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики.
Нужно помнить, что дети - самое дорогое в жизни каждого нормального родителя. Следует быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
Основа работы классного руководителя – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.
И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности, профессионально помочь семье в воспитании ребенка, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
компетентности родителей;
Самыми распространенными формами работы с родителями являются родительские собрания, конференции, родительские комитеты, индивидуальные беседы, консультации. Эти формы работы с родителями учащихся всем уже знакомы. В своем выступлении я хочу, остановится на нетрадиционных формах сотрудничества с родителями учащихся.
К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести родительские встречи, тренинги, ринги, родительские вечера, родительские чтения.
Хочется остановиться более подробно на некоторых инновационных формах работы с родителями, которые помогают сплотить родительский коллектив, понять лучше собственного ребенка и улучшить взаимопонимание с учителем.
Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.
Темы родительских вечеров могут быть следующими:
Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?
Первые книжки ребенка.
Друзья моего ребенка.
Праздники нашей семьи.
Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.
Фотографии нашего детства.
Как научиться говорить спасибо своему ребенку?
Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.
В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.
Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.
Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.
Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.
Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:
Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
Соблазны и пути их преодоления.
«За и против» школьной формы.
Трудности школьного урока. В чем они состоят?
Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях.
В работе с проблемными детьми большое значение имеют родительские встречи. Встречи с родителями других ребят, авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребенка порой делают гораздо больше, чем приглашения различных специалистов.
Я же в своей практике использую нетрадиционную форму работу с родителями - переписку в социальных группах "Viber" и " Facebook". В первом случае у нас создана группа типа "Родительский дневник".
Итак, каковы же цели «Родительского дневника » :
Что входит в содержание дневника :
фотографий;
Благодаря применению этой формы работы, родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.
Каковы же результаты работы «Родительского дневника»
Повышение педагогической культуры родителей.
Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Приобщение родителей к участию в жизни школы и класса через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Привлечение их к сотрудничеству, пониманию педагогических принципов.