Выступление на ММО учителей русского языка и литературы
«Реализация современных, в том числе
интерактивных, форм и методов воспитательной
работы, использование их как на учебном занятии,
так и во внеурочной деятельности в рамках
предметной области «Филология»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Байловского филиала
МБОУ «Пичаевская СОШ»
Лукьянова Марина Ивановна
2020 год.
Задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности в принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Таким образом, воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Закон об образовании определяет воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. По-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим.
Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Выделяются два аспекта проблемы: воспитательные возможности учебных предметов и использование на уроке современных образовательных технологий.
Базой развития и воспитания обучающегося продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях.
Уроки русского языка и литературы призваны решать задачи обучения и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве.
Образование призвано не просто научить ребёнка правильно писать гласные и согласные в корне слова, верно ставить знаки препинания в сложных предложениях, но и привить ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности. Поэтому воспитание нравственных качеств на уроках русского языка и во внеурочное время путем использования художественного текста – это не дань моде, а жизненная необходимость. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, со всемерно развитым мышлением, творцах, новаторах.
Учителю необходимо использовать методы обучения, несущие практическую направленность, потому что знакомство с этическими категориями должно происходить в их житейских переплетениях, по «учебнику жизни». Это развивает стремление к нравственному действию. Важную роль в реализации воспитательного потенциала урока играет применение современных образовательных технологий. Использование новых технологических схем урока требует от учителя понимания того, эффективна ли применяемая схема с точки зрения реализации задач обучения и воспитания, или ее применение - только дань моде; технология урока должна применяться как система, иначе утрачивается и образовательный и воспитательный смысл применяемой технологии.
Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности - в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей.
Приёмы, используемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог ученика с самим собой, помогающий развивать самосознание, самооценку, личностную позицию (концепцию), способствующие углублённому проникновению в проблему художественного произведения.
К таким методам относятся:
пятиминутки – прологи, где ученикам предлагается осмыслить афоризм или стихотворение великого человека, посвящённого проблеме, поднимаемой в изучаемом на данный момент произведении (материал предлагается как самим учителем, так и заранее подготовленными учениками);
приём мыслительного штурма, где учащимся предлагается поразмыслить над притчами (древнерусский нравоучительный жанр), малоизвестными, но обязательно образными, яркими фактами из жизни, литературы, публицистики, которые лучше усваиваются, «западают в душу»;
проецирование моральных идей на собственную жизнь учащихся с учётом их возраста (предлагается поразмыслить над моральным выбором, принять решение и обосновать свою позицию).
проецирование моральных проблем, решаемых классиками в 18-19 веках, и их оценка с точки зрения современных общепринятых эталонов поведения: изменилось ли отношение к нормам поведения человека в обществе или жизнь вносит свои коррективы?
ещё одним нетрадиционным приёмом в подходе к организации нравственного воспитания на уроках литературы является внесение разнообразия, «свежей струи», резкого перехода с одного на другое, позволяющего нейтрализовать упорядоченную форму проведения занятия, разрядиться, переключиться. (используются примеры из жизни людей далеких от литературы: учёных, политиков и т. д.)
использование нестандартных уроков (например, уроки-концерты, благодатный материал для которых дает поэзия; или уроки-диспуты, например, по произведениям А.Чехова; уроки-размышления или уроки-дискуссии по проблемам современной литературы) также способствуют повышению интереса к предмету.
Сегодня неотъемлемой частью образовательного процесса помимо урочной деятельности является и внеурочная деятельность. Внеклассные занятия позволяют разнообразить школьную жизнь. Дети - эмоциональны и впечатлительны и создание вокруг обычных занятий атмосферы праздника, неординарного события надолго остаётся в их памяти. Занятие должно быть ярким, эффектным, а главное – продуктивным. Общество требует проявления у человека таких социально значимых качеств, как готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. Совершенно очевидно, что реализация внеурочной деятельности в практике школы, отвечает требованиям современной жизни. Внеурочная деятельность обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха.
Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. В этом состоит воспитательный потенциал внеурочной деятельности.
Особое внимание в решении задач воспитания принадлежит интерактивным методам и формам, которые способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Интерактивный метод(«Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе воспитания. Место учителя в интерактивных методах сводится к взаимодействию с учащимися на достижение результата.
Характеризуя возможности интерактивных методов в развитии личности школьника, отметим следующие их характеристики:
они психологически привлекательны для школьников;
обеспечивают среду жизнедеятельности класса, незамедлительно реагирующую на действия обучающихся;
позволяют «сжимать» время, передвигаться во времени;
повышают у обучающихся интерес к проблемам, моделируемым или проектируемым с помощью игровой технологии;
способствуют улучшению отношений между участниками и педагогами;
способствуют повышению самооценки участников игры, т. к. у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности;
позволяют изменить отношение к окружающей действительности, снять страх перед неизвестностью;
стимулируют обучающихся, самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;
создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.
Важным основанием использования интерактивных методов в воспитания является развитие способности противостоять многочисленным трудностям, находить выход из кризисных ситуаций, находить нестандартные решения, постоянно осуществлять контроль за своей деятельностью и поведением.
Интерактивное воспитание отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. В воспитательной работе с учащимися происходит постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах над проектами, моделями.
Таким образом, можно выделить следующие характерные черты интерактивного воспитания:
взаимодействие учащихся между собой и учителем, родителями (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать идеи взаимообучения в коллективной мысли деятельности;
процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения, именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного воспитания, в том числе и с использованием современных информационных технологий;
воспитание, основанное на опыте обучающихся, на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности;
К формам и методам интерактивного воспитания могут быть отнесены следующие: эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач, кейс-метод (разбор конкретных ситуаций), практические групповые и индивидуальные упражнения, моделирование ситуаций.
К психолого-педагогическим условиям организации интерактивного воспитания относят: доверительные, позитивные отношения между учителем и школьниками; демократический стиль общения; сотрудничество в педагогическом процессе педагогов и учащихся, школьников между собой; опора на личный опыт, включение в воспитательный процесс ярких примеров, фактов, образов; многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности.
Исходя из вышеизложенного среди главных преимуществ применения интерактивных методов в урочной и внеурочной деятельности можно назвать личностно-ориентированный подход в обучении, коллективное обучение, обучение в сотрудничестве, в которых и обучающиеся и педагог являются субъектами учебного процесса. Приобретение учащимися опыта нахождения решения, который основывается не только на его собственном опыте, но и на опыте других людей. Высокая степень мотивации, акцент на деятельность, практику
Среди не названных слабых сторон, можно назвать неготовность некоторых педагогов отойти от руководящей роли в процессе проведения мероприятий, Трудности установления и поддержания дисциплины страх показать свою некомпетентность в некоторых вопросах.
Педагог должен учиться всю жизнь. И не страшно, что он чего-то не знает, а использование интерактивных методов поможет ему в профессиональном росте, в изменении себя, обучении вместе с обучающимися.