СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ММО учителей русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Выступление на ММО учителей русского языка и литературы

 

 

 

«Реализация современных, в том числе

интерактивных, форм и методов воспитательной

работы, использование их как на учебном занятии,

так и во внеурочной деятельности в рамках

предметной области «Филология»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ММО учителей русского языка и литературы»

Выступление на ММО учителей русского языка и литературы





«Реализация современных, в том числе

интерактивных, форм и методов воспитательной

работы, использование их как на учебном занятии,

так и во внеурочной деятельности в рамках

предметной области «Филология»













Подготовила

учитель русского языка и литературы

Байловского филиала

МБОУ «Пичаевская СОШ»

Лукьянова Марина Ивановна







2020 год.

Задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности в принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Таким образом, воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Закон об образовании определяет воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. По-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим.

Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Выделяются два аспекта проблемы: воспитательные возможности учебных предметов и использование на уроке современных образовательных технологий.

Базой развития и воспитания обучающегося продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях.

Уроки русского языка и литературы призваны решать задачи обучения и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве.

Образование призвано не просто научить ребёнка правильно писать гласные и согласные в корне слова, верно ставить знаки препинания в сложных предложениях, но и привить ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности. Поэтому воспитание нравственных качеств на уроках русского языка и во внеурочное время путем использования художественного текста – это не дань моде, а жизненная необходимость. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, со всемерно развитым мышлением, творцах, новаторах.

Учителю необходимо использовать методы обучения, несущие практическую направленность, потому что знакомство с этическими категориями должно происходить в их житейских переплетениях, по «учебнику жизни». Это развивает стремление к нравственному действию. Важную роль в реализации воспитательного потенциала урока играет применение современных образовательных технологий. Использование новых технологических схем урока требует от учителя понимания того, эффективна ли применяемая схема с точки зрения реализации задач обучения и воспитания, или ее применение - только дань моде; технология урока должна применяться как система, иначе утрачивается и образовательный и воспитательный смысл применяемой технологии.

Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности - в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей.

Приёмы, используемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог ученика с самим собой, помогающий развивать самосознание, самооценку, личностную позицию (концепцию), способствующие углублённому проникновению в проблему художественного произведения.

К таким методам относятся:

  • пятиминутки – прологи, где ученикам предлагается осмыслить афоризм или стихотворение великого человека, посвящённого проблеме, поднимаемой в изучаемом на данный момент произведении (материал предлагается как самим учителем, так и заранее подготовленными учениками);

  • приём мыслительного штурма, где учащимся предлагается поразмыслить над притчами (древнерусский нравоучительный жанр), малоизвестными, но обязательно образными, яркими фактами из жизни, литературы, публицистики, которые лучше усваиваются, «западают в душу»;

  • проецирование моральных идей на собственную жизнь учащихся с учётом их возраста (предлагается поразмыслить над моральным выбором, принять решение и обосновать свою позицию).

  • проецирование моральных проблем, решаемых классиками в 18-19 веках, и их оценка с точки зрения современных общепринятых эталонов поведения: изменилось ли отношение к нормам поведения человека в обществе или жизнь вносит свои коррективы?

  • ещё одним нетрадиционным приёмом в подходе к организации нравственного воспитания на уроках литературы является внесение разнообразия, «свежей струи», резкого перехода с одного на другое, позволяющего нейтрализовать упорядоченную форму проведения занятия, разрядиться, переключиться. (используются примеры из жизни людей далеких от литературы: учёных, политиков и т. д.)

  • использование нестандартных уроков (например, уроки-концерты, благодатный материал для которых дает поэзия; или уроки-диспуты, например, по произведениям А.Чехова; уроки-размышления или уроки-дискуссии по проблемам современной литературы)  также способствуют повышению интереса к предмету.


Сегодня неотъемлемой частью образовательного процесса помимо урочной деятельности является и внеурочная деятельность. Внеклассные занятия позволяют разнообразить школьную жизнь. Дети - эмоциональны и впечатлительны и создание вокруг обычных занятий атмосферы праздника, неординарного события надолго остаётся в их памяти. Занятие должно быть ярким, эффектным, а главное – продуктивным. Общество требует проявления у человека таких социально значимых качеств, как готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. Совершенно очевидно, что реализация внеурочной деятельности в практике школы, отвечает требованиям современной жизни. Внеурочная деятельность обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха.

Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. В этом состоит воспитательный потенциал внеурочной деятельности.

Особое внимание в решении задач воспитания принадлежит интерактивным методам и формам, которые способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Интерактивный метод(«Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе воспитания. Место учителя в интерактивных методах сводится к взаимодействию с учащимися на достижение результата.

Характеризуя возможности интерактивных методов в развитии личности школьника, отметим следующие их характеристики:

  • они психологически привлекательны для школьников;

  • обеспечивают среду жизнедеятельности класса, незамедлительно реагирующую на действия обучающихся;

  • позволяют «сжимать» время, передвигаться во времени;

  • повышают у обучающихся интерес к проблемам, моделируемым или проектируемым с помощью игровой технологии;

  • способствуют улучшению отношений между участника­ми и педагогами;

  • способствуют повышению самооценки участников игры, т. к. у них появляется возможность от слов перейти к конкретно­му делу и проверить свои способности;

  • позволяют изменить отношение к окружающей действи­тельности, снять страх перед неизвестностью;

  • стимулируют обучающихся, самим решать трудные пробле­мы, а не просто быть наблюдателями;

  • создают потенциально более высокую возможность пе­реноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

Важным основанием использования интерактивных методов в воспитания является развитие способности противостоять многочисленным трудностям, находить выход из кризисных ситуаций, находить нестандартные решения, постоянно осуществлять контроль за своей деятельностью и поведением.

Интерактивное воспитание отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, пере­ключении внимания, смене форм деятельно­сти и т. д. В воспитательной работе с учащимися происходит по­стоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах над проектами, моделями.

Таким образом, можно выделить следу­ющие характерные черты интерактивного воспитания:

  • взаимодействие учащихся между собой и учителем, родителями (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать идеи взаимообучения в коллективной мысли деятельности;

  • процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения, именно это отражает коммуникатив­ную сторону интерактивного воспитания, в том числе и с использованием современных информационных технологий;

  • воспитание, основанное на опыте обучаю­щихся, на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности;

К формам и методам интерактивного воспитания могут быть отнесены следующие: эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач, кейс-метод (разбор конкретных ситуаций), практические групповые и индивидуальные упражнения, моделирование ситуаций.

К психолого-педагогическим условиям организации интерактивного воспитания относят: доверительные, позитивные от­ношения между учителем и школьниками; демократический стиль общения; сотрудничество в педагогическом процессе педагогов и учащихся, школьников между собой; опора на личный опыт, включение в воспитательный процесс ярких приме­ров, фактов, образов; многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности.

Исходя из вышеизложенного среди главных преимуществ применения интерактивных методов в урочной и внеурочной деятельности  можно назвать личностно-ориентированный подход в обучении, коллективное обучение, обучение в сотрудничестве, в которых и обучающиеся и педагог являются субъектами учебного процесса. Приобретение учащимися опыта нахождения решения, который основывается не только на его собственном опыте, но и на опыте других людей. Высокая степень мотивации, акцент на деятельность, практику 

Среди не названных слабых сторон, можно назвать неготовность некоторых педагогов отойти от руководящей роли в процессе проведения мероприятий, Трудности установления и поддержания дисциплины страх показать свою некомпетентность в некоторых вопросах.

Педагог  должен учиться всю жизнь. И не страшно, что он чего-то не знает, а использование интерактивных методов поможет ему в профессиональном росте, в изменении себя, обучении вместе с обучающимися.



© 2021 304 0