СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО "Особенности игрового проектирования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на МО "Особенности игрового проектирования"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО "Особенности игрового проектирования"»

Тема: Особенности игрового проектирования



Выступление по теме «Организация игрового проектирования»


Рассмотрим организацию игрового проектирования на основе программы «Я+ТЫ=МЫ»

В основу игрового проектирования под названием «Я+ТЫ=МЫ» решаются проблемные задачи:

  • встать на место другого человека;

  • понять мотивы действий другого человека;

  • принять условия сверстника, оценить их с нравственной точки зрения;

  • проявлять желание к «мирным переговорам».

Основные задачи:

  • Формировать у детей желание высказаться, внести свои предложения в обсуждаемую тему.

  • Учить детей припоминать факты по обсуждаемой теме из собственного опыта либо из опыта других людей, а также импровизировать (фантазировать), строить предположения.

  • Учить детей слушать друг друга и пользоваться фактами, которые получили друг от друга.

  • Учить детей выбирать собственное решение, опираясь на нравственную оценку.

Поиск ответов на возникающие игровые проблемы повышает социальную компетентность, познавательную активность детей и в реальной жизни. Достигнутый в игре прогресс психического развития ребенка существенно влияет на возможности его систематического обучения на занятиях, способствует совершенствованию его реальной позиции в среде сверстников и взрослых.

Проектирование ситуаций – повседневное творчество любого педагога.

Однако при этом необходимо соблюдение ряда правил:

  1. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные особенности.

  2. Выстраивать надо лишь те ситуации, которые отвечают общим проблемам всей группы.

  3. Игровые проекты должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения компонентов в связи с неожиданными изменениями условий.

  4. Реализация игрового проекта требует специальной подготовки, в которой можно выделить три этапа.

1 этап – подготовительный.

Включает сообщение темы, рассказ педагога о конкретном событии (ситуации, игре), в ходе которого даются характеристики героев, выбираются игрушки, предметы-заместители, распределяются роли (дети могут выбрать их сами).

Цель данного этапа – привлечение детей к интересной игровой деятельности, формирование умения действовать с куклами и предметами. Передача интонацией переживания героев, развивать диалогическую и монологическую речь.

2 этап – выбор возможных вариантов завершения предложенной ситуации.

Цель данного этапа – конкретизация ситуаций, поиск реальных путей достижения цели, определение границ допустимого поведения, определение этических норм, ограничений, проведение границ между «можно» и «нельзя».

3 этап – от следствия к причине.

Цель данного этапа состоит в развитии выбранных ситуаций, в поиске решающего фактора, обострившего ее, а также преобразовании ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем. Главное – начать приобщать детей к анализу ситуаций, комбинированию различных вариантов выхода из них, планированию действий, которые помогут ребенку установить причины и их последствия.

Для выбора темы обсуждения лучше пользоваться ситуациями из жизни детей группы.

На первом этапе детям предлагаются инсценировки кукольного (настольного) театра, где роли участников конфликта исполняют игрушки с вымышленными именами. Детям предлагается помочь игрушкам уладить конфликт и самим разыграть примиряющие диалоги. Педагог дает нравственную оценку итогу разрешения проблемы.

На втором этапе педагог напоминает детям о проблемной ситуации, которая была в группе (не называя участников конфликта), и предлагает вспомнить, так же ли мирно она была завершена.

Следует отметить, что потребность ребенка в поддержке и в оценке взрослым его действий – один из стимулов развития нравственного поведения детей.

Задание 1: Решение социально-педагогических ситуаций средствами игрового проектирования (составить план разрешения ситуации, проиграть ее в малых группах).

Рассмотрим игровую и решение с помощью игрового проектирование по теме «Я и другие».

В совместной деятельности с взрослыми и сверстниками ребенок практически осваивает правила и законы общения.

Для формирования ценностных представлений и выбора, правильных с точки зрения нравственности, решений процесс воспитания детей должен быть сориентирован в первую очередь на развитие правового сознания.

Наиболее эффективной формой работы для реализации этих задач, на мой взгляд, можно считать обучение детей решению нравственных дилемм.

Эта работа направлена на:

  • формирование внутренней позиции детей;

  • развитие самооценки;

  • обучение детей проектированию ситуации путем выявления особенностей характера героя и сравнения своего выбора с духовно-нравственными эталонами.

Детям предлагаются для обсуждения те проблемы, которые наиболее часто возникали в группе сверстников, а также между взрослыми и детьми. 

К обсуждаемым ситуациям предъявлялись следующие требования:

  • они должны были быть реальными и узнаваемыми;

  • простыми для понимания;

  • незавершенными.

Обсуждение включало два нравственно-содержательных вопроса: «Как поступит герой?», «А как поступил бы ты?».

Детям предлагаются на выбор два варианта ответа, и они должны были аргументировать свой выбор.

При анализе ситуации детям необходимо не просто сделать выбор того или иного действия, но и определить социальные позиции героев в данной ситуации (старший –младший, мать – ребенок, друг – враг), т.е. установить, в каких отношениях они находятся, какие нормы и правила расширяют или ограничивают их взаимодействия.

На основании такого анализа происходит выбор духовно-нравственных эталонов, в соответствии с которыми, по мнению ребенка, должно развиваться это событие.

В качестве примера предлагается рассмотреть следующую нравственную дилемму.

У Саши есть младшая сестра Катя. Однажды вечером дети остались одни. Саша уложил сестру спать, а сам захотел попробовать клубничное варенье, которое стояло в холодильнике. Незаметно для себя он съел почти полбанки варенья. Зная, что мама сильно рассердится, Саша решил сказать, что варенье съела младшая сестра. Катя была так мала, что сама не умела говорить, и Саша знал, что ее за это не накажут. Правильное ли решение принял Саша? Как бы ты поступил на его месте? Как бы ему следовало поступить?

В процессе решения нравственных дилемм дети встают не только перед проблемой выбора действия, но и перед проблемой объяснения своего решения, что для ребенка является достаточно сложной задачей. Естественно, этому детей необходимо учить поэтапно, преследуя выполнение следующих задач:

1. Развитие у детей представлений о нормах поведения, общечеловеческих и духовных ценностях:

  • обогащать знания детей о нравственных правилах поведения людей (они даются в виде антонимов: «добро—зло», «правда—ложь», «трудолюбие—лень» и др.);

  • создавать условия, побуждающие к объединению разрозненных сведений в общую систему представлений о духовных и общечеловеческих ценностях («Задушевные беседы», «Напиши себе учебник»);

  • вырабатывать на основе духовно-нравственных представлений общие для всего детского коллектива законы, традиции и правила группы, ценность и социальный смысл которых дети могут обсудить с педагогами и родителями.

2. Осуществление выбора на основании духовно-нравственных представлений:

  • выбор единственно правильного решения (между «+» и «–»);

  • выбор нейтрально-положительных действий с опорой на социальную роль (выбор между «+» и «+» в отношении разных героев);

  • поиск «+» и «–» в поступках других людей;

  • выбор действия на основе собственной позиции:

  • Я и Я (выполнить обещание или нет?);

  • Я и друзья (дать игрушку другу или пожадничать?);

  • Я и родители (помочь маме или посмотреть телевизор?);

  • Я и другие взрослые (уступить место в автобусе старушке или нет?);

  • завершить рассказ с опорой на нравственную характеристику героя. (Дима увидел, как на котенка напала большая собака. Дима был смелым мальчиком...);

  • выбор на основе использования духовно-нравственных эталонов. (Вася опаздывал в школу, но по пути встретил Лену, которая решила не ходить в школу и позвала его с собой в кино. Вася подумал и сказал...).

На данном этапе дети также знакомятся с различными комбинациями «+» и «–», как вариантами развития межличностных отношений. При обсуждении того или иного поступка следует обратить внимание детей на то, что оцениваются сами действия, а не герой в целом.

3. Решение духовно-нравственных дилемм на основе моделирования.

1) Использование бытовых ситуаций:

  • выстраивание логической последовательности (что сначала, что потом?);

  • завершение двух вариантов рассказа: «А как было бы иначе?».

2) Использование литературных произведений Валентина Осеева и Н. Носова, библии для детей – соотнесение духовных и общечеловеческих ценностей.

Например, в евангельской притче «О сеятеле» рассказывается, что поле (жизнь человека) засеяно не только добрыми семенами, но и плевелами (сорняками). Вместе растут они до определенной поры, и каким будет это поле, зависит от того, какие всходы будут преобладать на нем. Следовательно, какой ты человек — хороший или плохой, зависит от тебя самого. Ты можешь сам проявить это в своих делах и другого также оценить по его поступкам.

Если ты проявляешь добрые качества, как и другой человек по отношению к тебе, то между вами будут проявляться дружеские отношения. Никогда дружеские чувства не возникнут на обмане, жестокости, зависти, а враждебность может исчезнуть при проявлении доброты, заботы и внимания с одной из сторон.

Кроме социально значимых ситуаций, для детей интересны сюжеты с героями русских сказок, которые использовались для иллюстрации выбора действия в соответствии с характером персонажа.

На третьем этапе обсуждение проблемной ситуации и пути ее разрешения.

Варианты решения, с помощью следующих методик:

«Мостик»

Любая проблема создается двумя противоборствующими сторонами, каждая из которых стремится доказать, что она – единственно правая в споре. Задача каждого участника – сделать встречные шаги, выстроить «мостик», который поможет объединить людей, их желания и стремления, поможет привести их к общей цели, которая затем и должна быть сформулирована.

Например: Стас и Данил хотят рисовать красным карандашом, каждый стремится взять его себе.

«Мостиком» в этом случае является либо их договоренность рисовать по очереди, либо желание уступить другому.

Общая цель: сохранение дружеских взаимоотношений.

«Ступеньки»

Обсуждая проблему, дети могут проговаривать не только свои собственные «шаги», но и предвидеть реакцию на них другого человека, последствия того или иного своего «шага». Обсуждение происходит в виде «лесенки», поднимаясь по которой ребенок может выстроить логическую цепочку своих рассуждений (снизу вверх).

Например: Варя хочет попросить маму купить ей конструктор:

4. Мама обещает купить мне конструктор через неделю.

3. Я попрошу, чтобы она купила, когда будут деньги.

2. Мама скажет: «Нет денег!»

1. Я попрошу маму купить мне конструктор.

«Две гири»

Оценивая свое желание, ребенок может высказать свои предположения по итогам реализации задуманного с положительными последствиями «+» и с отрицательными последствиями «–». В этом случае «на весы» ставятся «две гири», и ребенок перечисляет на одной «чаше весов» положительные результаты достижения желаемого, а на второй – отрицательные последствия. Что выберет ребенок?

Дать игрушку «+»

Не давать «-»

Катя будет со мной дружить

Потом уступит свою игрушку

Будем играть вместе с ней

Катя не будет со мной дружить

Будет играть с другими детьми

Все будут меня дразнить


«Логическая цепочка»

Эта методика используется на первом этапе обучения детей составлению логических рассказов из жизни сверстников (или из собственного опыта). Ребенок пытается выделить этапы развития события, связать их воедино, сделать вывод из собственного рассказа.

«Туча»

С помощью этой схемы дети могут выстроить стратегию и тактику своего поведения и определить выход их создавшейся ситуации. Можно считать предыдущие методики подготовительными к освоению схемы «Туча».

Во-первых, ребенку нужно определить общую цель, ради которой необходимо погасить конфликт: жить дружно, чувствовать себя свободно, никого не обижать и др.

Во-вторых (и это самое сложное), надо отделить свое «хочу» («Что я хочу сделать?») от чужого «хочу» («Что хочет сделать другой?»). В этом и состоит суть конфликта. Именно на основе столкновения противоположных «хочу» и надо искать пути договоренности, выстраивая между ними «Мостик».

В-третьих, ребенок учится аргументировать свое «хочу» («Почему мне необходимо добиться своего?») и пытается сформулировать точку зрения другого («Почему другой настаивает на своем?»). На подготовительном этапе можно использовать методику «Две гири» (см. выше). Оценивая все «за» и «против», ребенок приходит к выводу: «Добиваясь одной своей цели (своего «хочу!»), можно многое потерять, а уступив другому, можно многое приобрести».

Подводя итог логическому анализу проблемной ситуации, можно воспользоваться алгоритмом «Ступеньки». С помощью этой схемы ребенок видит встречные шаги двух конфликтующих сторон и может сделать вывод: для достижения общего результата необходимы встречные усилия обеих сторон.

«Отрицательная ветвь»

Часто дети знают, что тот или иной поступок может вызвать негативную реакцию взрослых или сверстников. Однако проанализировать результаты своего поведения, выстроить логическую цепь отрицательных последствий им достаточно трудно.

С помощью этой методики ребенок овладевает навыками рассуждения по типу индукции: «Если А – то В, если В – то С, и т.д.».

Бывает, что итоги таких рассуждений удивляют или даже пугают некоторых детей. Они сразу же прекращают свои рассуждения и говорят: «Нет, я, пожалуй, так делать не буду!»

Выстраивают «отрицательную ветвь», как и «ступеньки», снизу вверх. Каждую фразу надо начинать со слова «Если...», а заканчивать фразой со словом «то...».

В качестве примера приведу рассуждения Кости (читаются снизу вверх).

16. Нет, я буду всегда слушаться педагога и дружить с ребятами!

15. Я буду переживать.

14. Она заболеет.

13. Она узнает причину и расстроится.

12. Она отпросится с работы и побежит в детский сад.

11. Мама будет волноваться.

10. Позвоню маме и попрошу ее забрать меня пораньше.

9. Я захочу домой.

8. Я очень расстроюсь.

7. Но никто со мной не захочет играть.

6. Когда я попрошу прощения, педагог разрешит мне играть с детьми.

5. Мне будет скучно сидеть, и никто ко мне не подойдет.

4. Педагог посадит меня на стул.

3. Дети обидятся на меня и пожалуются воспитателю.

2. Я буду бегать и всем мешать.

1. Я не буду слушаться педагога.

В результате решения данной ситуации дети постепенно приходят к выводу, что каждый человек имеет собственные интересы, мнения, желания. Эти желания надо принимать и уважать, тогда многих конфликтов и ссор можно избежать.



Список литературы


  1. Павлова, С.А. Организация игрового проектирования в образовательной среде/ С.А. Павлова//Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – 2015. - №15. – С.135-142.

  2. Панфилова А.П. Метод проектов и технология игрового проектирования в образовательном процессе: сравнительный анализ / А.П. Панфилова //Образовательные технологии. – 2014. – №1. – С.102-111.

  3. Сабирова, Д. Т. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы / Д. Т. Сабирова. // Молодой ученый. – 2015. – № 2.1 (82.1). – С. 28-30.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!