СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО -Особенности работы с обучающимися 1 классов в период адаптации.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в нашем обществе очень высокие требования как к процессу обучения, так и к самим школьникам. Ключевая задача системы образования воспитание и развитие свободно мыслящего человека, гармонично развитого,  способного анализировать и рефлексировать. У самого школьника на момент поступления в школу должны быть развиты многие навыки и умения.    Проблема благополучного прохождения периода адаптации к школьному обучению детьми  была и остаётся наиболее актуальной в образовательном процессе

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО -Особенности работы с обучающимися 1 классов в период адаптации.»

Выступление на МО учителей начальных классов

Тема: Особенности работы с обучающимися 1 класса

в адаптационный период.

Начало обучения в школе – один из значимых моментов в жизни человека. Это важное событие в жизни ребенка, но оно не менее важно и для нас самих. Особенности адаптации ребенка к школе во многом зависят от нашего поведения, и в наших силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наиболее безболезненно.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать осо­бенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с наруше­ниями физического и психологического здоровья. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем развития, с трудом переносят нагрузку, у многих первоклассников, еще не сформировалась способность подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

В ответ на новые повышенные требования у первоклассника могут появиться жалобы на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

В это время остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья перейти от игровой к новой очень сложной учебной деятельности.



Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значи­тельная часть детей (их обычно 50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ре­бенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, же­лание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого по­лугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу вы­полняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверст­никами неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудно­сти болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие де­ти отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отри­цательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Час­то именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызы­вает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задира­ются, мешают проводить урок и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четы­ре недели обучения. Это период так называемой "острой" адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после "острого" периода адап­тации.

Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длитель­ности адаптации первоклассников к школе. Он должен быть сдер­жанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Нецелесообраз­но вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуве­ренных в себе, стеснительных, демонстрировать перед всеми недос­татки и ошибки отдельных детей.

Специальной дополнительной работы требует устранение труд­ностей обучения, возникающих у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах.

Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его пси­хического здоровья.


Обучение первоклассников

Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогиче­ски грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников.

Обучение первоклассников должно строится с учетом особен­ностей организации деятельности детей седьмого года жизни.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пре­бывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества от­дельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с осо­бенностями их психики, поэтому важно (особенно в адаптационный период) не делать детям резких замечаний, не одергивать их, ста­раться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные осо­бенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Со­вершенно недопустимы в это время замечания типа "Быстрее!", "За­держиваешь всех!" и т.п. Объем работы школьников должен увели­чиваться постепенно.

Всем учителям хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Значительная часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, почти все с трудом организуют свою деятель­ность без внешнего контроля. Разными приходят ребята и по уров­ню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития.

Какие формы индивидуальной дифференцированной работы можно использовать в первом классе?

1. Задания разной степени трудности. Такие задания предлага­ются во многих учебниках и рабочих тетрадях. Суть их в том, что "сильные" дети самостоятельно выполняют учебные задания, а в это время учитель работает с остальными детьми. Затем весь класс обсуждает выполнение "сильными" своих заданий. Можно предложить самостоятельные задания разной сложности одновре­менно и "сильным", и "средним", и "слабым" детям.

2. Можно использовать специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., посвятив этому небольшую по времени часть урока. При этом дети могут объединиться в пары, группы, что­бы коллективно решить ту или иную логическую или творческую за­дачу.


Уровень развития функциональных систем и сформированности психических процессов детей (внимание, память, мышление, уровень произвольности), обеспечивающих успешность обучения, диктуют необходимость предоставления детям разных по сложности учеб­ных заданий и, что особенно важно, разную долю участия учителя в их выполнении. Учитель должен знать, что многие дети в этом воз­расте могут выполнять задания только с помощью взрослого, кото­рый подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень "школьной зрелости".

Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности обще­ния в коллективе. Сюда относятся как гиперактивные дети, ме­шающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обста­новки, стесняющиеся отвечать и производящие поэтому впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те, и другие тре­буют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учи­теля. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения - об­нять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п. Это не только успокаивает ребенка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо обратить особое внимание на это положение, так как для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

Требования к выполнению школьных норм поведения должны вводиться постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко еще и еще раз повторять не­обходимое правило.

Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребенка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень по­лезно давать детям творческие учебные задания: придумать что-то, догадаться, подобрать другие примеры и пр. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят пра­вильное решение.

Особое внимание требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя - поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Очень важно специально подготовить такого ребенка к ответу - стоять с ним рядом, поощрять, не боясь перехвалить, демонстрировать всему классу его успехи и активность. Нельзя спешить вызывать ребенка к доске, если учитель не уверен в правильности ответа, лучше пусть ученик ответит ему "на ушко", чтобы не демонстрировать классу ошибки ребенка.

Очень важно опираться на желание ребенка учиться. Как правило, большинство детей идёт в первый класс, горя желанием стать школьниками. Важно всячески поддерживать это желание. Обучение в школе - это совершенно новая деятельность для ребенка. Для того чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На первых порах для ребенка необходимо ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению учебной мотивации. Вот почему на первых порах для ребенка особенно важно поощрение.

Но хвалить первоклассника - это не просто называть его молодцом или умницей. Здесь есть несколько тонкостей.

Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не ребенка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Когда мы говорим ребенку: «Ты сегодня очень аккуратно написал буквы!» или: «Мне очень нравится хвостик у этой цифры!», ребенок получает информацию о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим школьником, и понимает, что для него это возможно. Если же мы говорим: «Умница, отлично!», - то не очень понятно, за что ребенка хвалят, и ребенку трудно сориентироваться в том, какое поведение является одобряемым.

Бывает и так, что очень трудно найти, за что ребенка похвалить.

В этом случае нужно найти что-то такое, что у ребенка все-таки получается хорошо, пусть это всего лишь один крючок из прописей. И в том случае, когда у ребенка что-то не получается, обращаться к этому, чтобы помочь ребенку поверить в свои силы.


В первом классе следует специально учить детей организовы­вать свою деятельность: планировать свои действия, менять усло­вия работы (например, убрать учебник или тетрадь, сложить кассу букв, закрыть книгу и т.п.). Здесь требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая что и как делать.

При организации деятельности по решению учебной задачи не­обходимо учить детей планировать свои действия. Это нужно делать не только на уроках родного языка и математики, но и на всех остальных уроках. Особенно эффективно использовать для этого уроки художественного труда, когда дети анализируют обра­зец будущего изделия, выделяют последовательность действий. Очень важно побуждать детей проговаривать вслух последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль: срав­нивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Причем, формулировку требования лучше высказывать не в категорической форме, а в мягкой ("Мне кажется, ты здесь ошибся", "Проверь, пожалуйста, нет у тебя ошибки вот здесь" и т.п.).

Необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе. Она должна быть "дробной", т.е. включать несколько, связанных темой, видов деятельности. Как уже было под­черкнуто выше, недопустимо строить весь урок на одном виде дея­тельности, например, все тридцать пять минут читать, писать, или решать арифметические задачи. Необходимо чередовать разные виды деятельности на уроке.

Для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего относится к игре. Поэтому следует активно включать игру в учеб­ный процесс, а не запрещать игру, не исключать ее из жизни перво­классника. В первом классе игра имеет особое значение для форми­рования умения учиться - основной деятельности, которой занима­ется теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр - ролевые и игры с правилами (дидактические, под­вижные, настольно-печатные).

Игра с правилами, также как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самооценку, самоконтроль и самостоя­тельность. На первом году обучения (особенно в первые недели уче­бы) игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке (ди­дактические), заполнять перемены и динамическую паузу (подвиж­ные, настольно-печатные).

Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов -этических, сенсорных, практических и др. При использовании игры как метода обучения необходимо выполнять ряд условий: учебная задача должна совпадать с игровой; наличие учебной задачи не должно вытеснять игровую, необходимо сохранять игровую ситуацию; игра обязательно долж­на включать игровое правило (если, то.) и игровое действие.

Ролевые игры очень важны для формирования произвольного по­ведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения. Большие возможности для развития сюжетно-ролевых игр предоставляют уроки литературного чтения, математики, окру­жающего мира, искусства, в процессе которых дети могут разыгры­вать различные роли реальных лиц или воображаемых героев.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить мо­делирующей деятельности со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы, и т.п. При этом раздаточный материал, который находится перед каждым ребенком, должен пол­ностью совпадать с демонстрационным. Необходимо помнить, что использование только демонстрационного, зачастую иллюстративно­го материала, привлекающего ребенка своей формой, а не содержа­нием, нередко приводит к обратному результату внимание детей фиксируется на ярких, но несущественных для решения учебной за­дачи деталях и свойствах. В этом случае работа не дает желаемого результата, не способствует развитию мышления. Опора на нагляд­но-действенное и наглядно-образное мышление первоклассников в обучении способствует формированию логического мышления.


Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.

У первоклассников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности.

Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети являются наиболее подверженными дезадаптации.

Невозможно через призму собственной тревожности говорить об адекватном восприятии ребенком школьной жизни, развитии отношений с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа становится проблематичной. И потенциальный отличник может превратиться в отстающего или прогульщика.

Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации идет. Вопрос в том, сколько времени уйдет у учителя и ребенка на него и насколько этот процесс будет эффективен.

Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Организация обучения

Помещения, в которых осуществляется обучение и воспитание школьников, целесообразно располагать не выше второго этажа. Площадь учебного помещения обеспечивается из расчета 2,5 кв.м на одного учащегося. Для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, необходимо специальное помещение. Туалетные комнаты оборудуются отдельно для мальчиков и девочек.

Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для школьников с нарушением слуха и зрения парты, неза­висимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с понижен­ной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна. Целе­сообразно располагать столы так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. Учебники и дидактические пособия для первоклассников рекоменду­ется хранить в школе.

Предельно допустимая наполняемость класса 25 человек, опти­мальная - 20 человек.

Продолжительность учебного года для первоклассников четы­рехлетней начальной школы - не более 30 недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней. С целью профилактики переутомления ор­ганизуются дополнительные каникулы.

4Рекомендуемая продолжительность учебной недели - 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 22 часа, дневная учебная нагрузка - не более четырех уроков.

Продолжительность урока - 35 минут в первом полугодии, и 45 минут во втором полугодии. Обязательно проведе­ние двух физкультминуток по 1,5 - 2 минуты каждая. Их рекомен­дуется проводить на 10 и 20 минутах урока (за исключением уроков физкультуры, ритмики и т.п.).

Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школь­ного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сен­тябре - октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультур­ными занятиями, развивающими играми. Со второй четверти еже­дневно проводится по 4 урока.

Продолжительность перемен между уроками - не менее 10 минут, большой перемены после второго урока - не менее 20 минут. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой или буфета.

После третьего (или второго) урока необходимо проводить дина­мическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут.

При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее.

Уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, родной язык, математика) рекомендуется проводить первыми или вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, труду целесо­образно проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (физкультура, ритмика и др.) - последними.

Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматри­вает дополнительно разгрузочный день - четверг. В этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры.

Недопустимо введение в первом классе дополнительных часов на факультативы, занятия с отстающими. Последнее особенно важно, так как отстающие дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки.

Контроль и оценка результатов обучения

В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при непра­вильном ответе ученика говорить "не думал", "не старался", "невер­но", лучше обходиться репликами "ты так думаешь", "это твое мне­ние", "давай послушаем других" и т д.

Никакому оцениваю не подлежат: темп работы ученика; лично­стные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)

В течение первого полугодия первого года обучения контроль­ные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы прово­дятся в конце учебного года не позднее 20 - 25 апреля; в день мож­но провести не более одной контрольной работы.

В первом классе четырехлетней начальной школы домашние за­дания не задаются. Обучающиеся первого класса четырехлетней начальной школы на второй год не оставляются.


При организации обучения в 1 классе рекомендуем использовать методические материалы об организации адаптационного периода первоклассников:

Статьи

1. Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход/Л.П.Баданина//Начальная школа плюс До и После.-2007.-№ 12. –С. 59-62.

2. Виноградова Н. 1-й класс-это серьезно! /Н. Виноградова //Начальная школа: газ.

издательского дома «Первое сентября».-2007.-№ 13. – С. 2-5.

3. Воронцов А. Педагогические условия реализации адаптационного периода в первом классе школ развивающего обучения /А.Воронцов //Начальная школа: газ. издательского дома «Первое сентября». -2008.-№ 13.-С. 32-35.

4. Герц Е.Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов /Е.Н.Герц, Е.А.Кутузова //Завуч начальной школы.-2008.-№ 4.- С.59-66.

5. Зайцева В. Первый раз в первый класс, или как важно быть готовым /В. Зайцева //Здоровье детей: газ. издательского дома «первое сентября».-2007.-№ 17.- С. 10-17.

6. Иванова М.Н. Воспитание в первом классе: ( из опыта работы ) /М.Н.Иванова, И.А.Нахалова //Начальная школа плюс До и После.-2004.-№ 1.-С. 10-17

7. Королева О.Ф. Адаптационный период в первом классе /О.Ф.Королева //Образование в современной школе.-2003.-№ 6. – С. 37-45.

8. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности /Л.М.Костина //Вопросы психологии.-2004.-№ 1.-С. 137-143.-ISSN 0042-8841.

9. Лосев П.Н. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе /П.Н.Лосев //Начальная школа.-2005.№ 8.-С. 51-55.

10. Лурье, С. Б. Физиологическая адаптация и прогнозирование успешности обучения первоклассников /С.Б.Лурье //Валеология.-2004.-№ 4.- С. 28-32.

11. Лямина Е.М. Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению: ( подпрограмма к Образовательной программе школы ) /Е.М.Лямина //Завуч начальной школы.-2007.-№ 6.-С.74-87.

12. Мирская Н. Ребенок идет в 1-й класс /Н.Мирская //Здоровье детей: газ. издательского дома «Первое сентября».-2007.-№ 16.-С. 31-36.

13. Насонов А.Н. Дети в процессе адаптации к школе /А,Н.Насонов //Завуч начальной школы.-2003.-№ 4.-С. 110-115.

14. Особенности организации обучения в адаптационный период. Первый класс //Начальное образование.-2006.№ 4.-С. 3-7.

15. Панина Г. Внимание, первоклассник! /Г.Панина //Начальная школа: прил. К газ. «Первое сентября».-2003.-№ 22.-С. 15.

16. Простатина О.Ю. Адаптация первоклассников к школе /О.Ю.Простатина //Справочник классного руководителя.-2007.№ 8.-С. 6-14.-ISSN 1991-3958.

17. Семенов Т,С, Изучение самочувствия и эмоционального состояния первоклассников в период адаптации к школе /Т.С.Семенова //Начальная школа плюс До и После.-2004.№ 8.-С. 13-15.

18. Стовбун Е.Н. Давайте познакомимся! Игра по станциям для детей первого класса в адаптационный период /Е.Н.Стовбун //Завуч начальной школы.-2007.№ 6.-С. 140.

19. Цыба Н.В. Система адаптации первоклассников как педагогическая технология! Н.Б.Цыба //Завуч начальной школы.-2002.№ 5.-С. 68-88.

20. Чтобы каждый день приносил ему радость. Адаптационный период первоклассников /материал подготовила В.Крутикова //Начальная школа: газ. издательского дома «Первое сентября».-2005.-№ 15.-С. 2-33.

Книги

1. 74.268.8 Б 61 Бильгидеева Т. Здравствуй, цветочный город!: развивающие занятия для адаптации детей к образовательной среде /Т.Бильгидеева; под ред. И.В.Вачкова.-М.: Чистые пруды, 2006.-30 с.-( Библиотечка « Первого сентября ). Сер. «Школьный психолог»; Вып. 1(7).

2. 88.8 П32 Пилипко Н.В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: учеб-метод. Пособие для учителей начальных классов /Н.В.Пилипко, Т.В.Громова, М.Ю.Чибисова; под ред. Н.В.Пилипко.-М.: Перспектива, 2002.-48 с.:ил.

3. 88.8 Р.27 Рахновская, И.В.Вместе: играем, учимся, переживаем: пособие для практических психологов по адаптации первоклассников /И.В.Рахновская.-М.: Школьная Пресса, 2005.-29 с.- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека Журнала; Вып. 27.