СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО "Развитие интереса к чтению художественной литературы у детей с ОВЗ"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема была изучена в целях выступления на методическом объеденении воспитателей.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО "Развитие интереса к чтению художественной литературы у детей с ОВЗ"»


«То, что ребенку необходимо запомнить и чему научиться,

прежде всего, должно быть для него интересным»

Сухомлинский В. А.


Одна из главных проблем нашего общества -приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Как результат, школьники не любят, не хотят читать! Частые просмотры порождают поверхностное восприятие информации, у детей отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Им скучно рисовать, лепить, конструировать.

Книга же, учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, речь, умение думать самостоятельно. От того какие книги читает ребенок, зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.

Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Литературный опыт школьников ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.

Начало этой системы - в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Семья-начало детского чтения. Читают родители- читает ребенок. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, -родители пример ему».

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по развитию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать?

Советы родителям по развитию интереса ребёнка к книге:

1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным...) и выработайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию.

2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.

3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.

4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.

5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.

6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.

7. Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя) с учётом его интересов.

8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних.

9. Поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спать, чтобы почитать).

10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

11. В доме должна быть детская библиотечка.

12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т. д.)

13. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.

15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.

16. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

17. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

(Из книги В. Уильяме «Нерадивый читатель. Как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению».)

Как видно из перечисленных советов, родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения.

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности. Художественная литература и художественное творчество направлены на формирование у детей: самостоятельности мышления; любознательности; познавательного интереса; художественного вкуса; творческих умений; чувства прекрасного.

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания, окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.

Приобщение юных поколений к умственным и нравственным ценностям дело первостепенной важности. Здесь не обойтись без книг, без искусства слова. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он владеет умением читать, так как образовательно-воспитательный эффект чтения книг прямо пропорционален результатам обучености, желанию и мнению читателя взять из книг всё, что она может дать.

Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой школе: одни читают по слогам, другие - бегло, а третьи - не читают совсем. Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы.

Чтение – это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. Навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. И это не случайно, так как чтение можно считать основным, главным навыком. Чтение дает богатый материал для развития связной речи, обогащения словаря, воспитывает любовь к родному языку. Занятия по формированию навыков чтения с детьми младшего школьного возраста являются базой, на которой строится все обучение, основой для дальнейшего развития ребенка.

Обучение чтению обучающихся массовых школ имеет свои сложности, а обучение детей с ограниченными возможностями здоровья тем более, и является наиболее трудным разделом обучения языку.

Недоразвитие познавательной деятельности детей с ОВЗ делают ребенка плохо подготовленным к овладению навыком чтения.

Осваивая навыки чтения, обучающиеся закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:

  • Овладение звуко-буквенными обозначениями. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка визуальной (зрительной) и аудиальной (слуховой) памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.

  • Послоговое чтение. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления).

  • Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.

  • Ступень синтетического чтения – это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, речедвигательной системы, координации движения глаз, произвольности внимания.

На процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. У детей с ОВЗ навык чтения формируется по тем же этапам, но с некоторыми сложностями, которые обусловлены особенностями психологического развития данной категории обучающихся. Слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.

Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открывать мир книг, или говоря научно, мотивация. Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт некий стимул. Важно завоевать доверие ребёнка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывая ему свои мысли о прочитанном.

В настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков чтения. Проведение занятий во внеурочное время решает такие задачи, как развитие читательской самостоятельности (чтение книг в свободное время, расширение читательских и избирательных интересов), закрепление навыка самостоятельного чтения, решение методической проблемы: где ребенок должен читать и откуда брать книги. Однако вместе с этими задачами неизбежно приходится решать и другие, не менее важные:

1. Получение детьми информации из других источников. Наше время, как известно, располагает большими возможностями, способствующими дать ребенку разносторонние и многообразные сведения по различным вопросам знаний. Однако, эта информация подчас доходит до него в распыленном виде, осмыслить же ее, привести в систему и направить на обогащение себя чем-то новым он не всегда способен из-за недостатка жизненного опыта, а мы, взрослые, не находим время ему в этом помочь. И получается, что ребенок пользуется лишь внешним, привлекающим его внимание фактором. Так, ребенок часами может сидеть, например, у компьютера, телевизора, и хотя из увиденного не всегда ему все понятно, однако его это привлекает сильнее, он считает, что это лучше, чем читать пусть даже интересную книгу. К другим источникам информации следовало бы отнести детские театры, большое разнообразие занятий дополнительного образования. Здесь тоже все интересно и полезно. Учащиеся с увлечением рассказывают о своих занятиях, проблему чтения отодвигая на последний план: читать скучно, общение с книгой один на один - занятие не из веселых.

2. Организация свободного времени. Под этим понятием подразумевается, прежде всего, время после занятий в школе, когда большинство детей предоставлены сами себе и выбирают отдых по своему усмотрению. И книга опять не на первом месте. Чаще всего это время посвящено играм, прогулкам, увлеченно компьютерными играми. Да и ученики знают, что урок чтения бывает каждый день и задание на дом по чтению - прочитать заново вслух.

3.Наличие художественной литературы для внеклассного чтения. Несмотря на то, что городские школы в своем распоряжении имеют достаточно хорошие библиотеки, их фонд не всегда удовлетворяет читательский интерес детей. Все это создает определенные трудности в подборе нужной литературы для внеклассного чтения.

Родителям порой не хватает времени следить за подготовкой уроков детьми, систематически интересоваться их чтением. Не во всех семьях так, но во многих. Учителю приходится думать, как же зажечь у детей искорку интереса к чтению, чтобы они читали не по принуждению, а по желанию. И чем раньше появиться эта искорка, чем раньше появится у детей желание читать, тем будет лучше.

Каким же путем можно было бы преодолеть психологический барьер ребенка, чтобы, не ущемляя его интереса к другим видам информации и сохраняя после школьных занятий, привить ему радость общения с книгой?

Для детей полезно организовать «Уголок чтения». Что он может включать в себя? Решение этого вопроса зависит от возможностей и творческого подхода педагога. «Уголок» может иметь следующий вид: стенд, рядом полки для книг, под ними - столик.

На стенде следующая информация:

  • Заповеди читателя. (Рекомендации о том, как надо читать.)

  • Правила обращения с книгой.

  • Памятки по подготовке к уроку.

  • Литературная игра, например, «Дежурная буква» и ее результаты.

  • Ориентировочные показатели по темпу чтения по всем классам на конец I и II полугодия.

  • Что читать? (Тема следующего урока и рекомендательный список произведений.)

  • Краткие автобиографические данные о детских писателях.

Примером связи семьи и школы может служить создание классной библиотечки, которая позволит расширить возможности в интересной и организованной форме проводить внеурочные литературные занятия и решать проблему приобщения ребенка к книге.

Методы и приемы работы по развитию интереса к чтению у детей:

  • оформление информационного пространства, связанного с книгой (книжный уголок);

  • проведение литературных праздников, разного рода турниров и викторин;

  • организация «минуток чтения».

  • «книжкина больница»;

  • игры по прочитанной книге;

  • экскурсии в районную библиотеку;

  • игра в библиотеку;

  • чтение с продолжением или беседа с книгой;

  • создание рукописных книг,

  • книжек игрушек;

  • аннотирование новых книг для родителей.

Чтение оказывает латентное воздействие на маленького читателя, и результаты этого воздействия проявятся в будущем, но при условии неформального, искреннего отношения к делу взрослого человека. Чтение способствует духовной связи ребенка со взрослым, преодоление дефицита общения детей и родителей.

Книга – удивительное изобретение человека, которое сопровождает его на протяжении жизни.


«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»

Сухомлинский В. А.