Тема проекта «По пути капитана Гранта в 21 веке». СЛАЙД 1, СЛАЙД 2
Цельнашего проекта: провести исследование романа «Дети капитана Гранта» с точки зрения математических единиц длины, массы, скорости, которые использовались путешественниками прошлого и представить себе, как это было бы в наше время.СЛАЙД 3
Задачи проекта:СЛАЙД 4
Ознакомиться с биографией и творчеством писателя, прочитать роман «Дети капитана Гранта»
Найти в книге единицы измерения длины, массы, скорости, создать сравнительную таблицу с привычным, «сухопутным» представлением этих величин
Провести опрос среди школьников
Проложить на карте маршрут и высчитать путь, который совершили путешественники до момента встречи с капитаном Грантом, перевести получившиеся данные в привычные меры длины
Актуальность темы заключается в том, чтобы привлечь внимание школьников к приключенческой литературе и помочь им увидеть мир так, как его видят путешественники, возможно, кто-нибудь не просто заинтересуется миром приключений, но и сам побывает в разных странах, преодолеет тысячи препятствий, чтобы увидеть, насколько прекрасна наша планета и сможет рассказать об этом людям. СЛАЙД 5
Можно добавить, что до 19 века в разных странах были различные меры, что было не совсем удобно. Например, миля для испанца равна 1, 049 км, а для немца – 2. 587 км. Позже все системы были унифицированы, то есть приведены к единой форме, одинаково принятой во всех странах. Когда читаешь какую-нибудь книгу о приключениях прошлого, часто встречаются именно старинные меры длины, и всегда возникает вопрос, а сколько это будет в привычных нам метрах килограммах и т. д.?
Методы исследования, которые мы использовали при проведении нашего исследования: картографический, сравнительный, сопоставительный и метод анализа. Кроме этого мы воспользовались методами IT технологий.СЛАЙД 6
Любое научное исследование начинается с того, что рассматриваются теоретические аспекты. Мы поставили перед собой ряд теоретических задач: СЛАЙД 7
Коротко рассказать об авторе и его романе
Найти математическое значение морской мили, сухопутной мили, морского узла, фута и туаза
Узнать приемы подсчета длины маршрута по карте
СЛАЙД 8Жюль Верн (1828 - 1905) - французский писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников жанра научной фантастики, гуманист. Член Французского Географического общества. Он писал приключенческие зарисовки, очерки, становившиеся популярными в то время. Жюль Верн создал несколько романов, изучая географию и морское дело в лучших библиотеках Франции. И только в 37 лет писатель совершил свое первое большое морское плавание – из Ливерпуля (Англия) до Нью – Йорка (США). У писателя был особый «плавучий» кабинет на яхте «Сен - Мишель», где он писал книги на протяжении многих лет, совершая поездки по Средиземному морю, Северному морю, берегам Скандинавии и Шотландии.
СЛАЙДЫ 9 – 10
Роман «Дети капитана Гранта» был опубликован в 1868 году. Герои совершают кругосветное путешествие вдоль 37 параллели в Южном полушарии в поисках пропавшего капитана. Их путь лежал через современные нам страны: Аргентину, Чили, Новую Зеландию и Австралию. Они преодолели огромные расстояния по воде и суше, преодолели множество опасностей, чтобы в итоге найти и спасти отважного капитана Гранта.
Путешествие героев романа, лорда Гленарвана и его жены Элен, географа Паганеля, Мэри и Джона Грантов произошло более 200 лет назад. За это время изменилась карта мира, исчезли такие страны, как Патагония, корабли, многие измерительные приборы стали более совершенными, да и такое путешествие, на которое отважилась команда лорда, в наши дни не было бы столь опасным и долгим.
Поскольку нашей целью является применение математических навыков, перейдем к понятию величины. В математике под величиной понимают такие свойства предметов, которые поддаются количественной оценке. Количественная оценка величины называется измерением. Процесс измерения предполагает сравнение данной величины с некоторой мерой, принятой за единииу при измерении величин этого рода.
На слайдах вы можете увидеть и вспомнить основные математические величины и их соотношение.СЛАЙД 11
Далее вы видите таблицу, в которой собраны величины прошлого и их представление в современном мире.СЛАЙД 12
Туаз | 1, 949 метра |
Морская миля | 1852 метра |
Сухопутная миля | 1609, 34 метров |
Фут | 0, 3 метра |
Морской узел | 1852 км/час (0, 514 м/с) |
Арроба | 15 кг |
В практической части работы подробно разберем, сколько это привычных нам километров, килограммов и с какой современной скоростью плыла яхта «Дункан».
Еще один важный вопрос для нашей научной работы – это расчет расстояния по географической карте.
Увеличение или уменьшение изображения на бумаге характеризуется масштабом. На географической карте изображение местности представлено масштабом уменьшения.
Числовой масштаб карты выражается отношением 1 к числу, показывающему, во сколько раз произведено уменьшение реального отрезка.СЛАЙД 13
Приведем пример измерения расстояния по карте от Миасса до Челябинска по прямой. Задан масштаб 1 см -120 км, т.е. 1:120. Измеряем расстояние линейкой, получаем 0, 7 см. 0, 7 * 120 = 84, 0 км, что примерно соответствует реальному расстоянию между этими городами. Это соответствует приблизительно 164 туазам, 156 морским милям, 135 милям сухопутным и 25 200 футам.СЛАЙД 14
Теперь можно сделать выводы по теоретической части работы. Во-первых, нам удалось найти информацию о старинных мерах длины и научиться переводить их в современные. Во-вторых, мы научились измерять расстояние по карте, зная масштаб.
Современные интернет-технологии помогают всю проделанную работу значительно сократить. Мы воспользовались сервисом Google для просмотра карт и расчета расстояний между разными географическими точками. Этот метод наиболее точно позволяет вычислить расстояние, кроме того, результат дается и в милях, и в километрах.СЛАЙД 15
Далее мы перешли к практической части и у нее тоже есть свои задачи:СЛАЙД 16
Выписать меры дины, массы и скорости из книги, перевести в километры, тонны и километры\часы
На карте проложить маршрут героев романа и высчитать длину пути, пройденного «Дунканом»
Провести опрос среди школьников
СЛАЙД 17
В романе нам встретилось много примеров, когда автор использовал старинные меры. Давайте посмотрим, как выглядят с точки зрения современного читателя эти величины.
Результаты наших наблюдений и расчеты вы можете видеть на экране.СЛАЙД 18
Теперь, когда математика нам помогает увидеть мир прошлого глазами современности, приступим к самому сложному моменту нашего исследования и посчитаем путь, который герои прошли по морю и по суше, следуя точно 37 параллели.
Сначала мы нашли карты в специальном сборнике карт, затем «проложили» маршрут героев, следуя географическим названиям. Некоторых из них на карте нет, скорее всего автор их придумал сам.
Вот какова была последовательность точек, которые проходили путешественники:
Глазго – о. Мадейра – Канарские о-ва – о. Зеленого Мыса – Патагония (Чили, Аргентина на уровне 37 параллели) - р. Рио – Колорадо – г. Коррьянтес – о. Тристан- да – Кунья – о. Амстердам – м. Бернулли (его на картах нет) – г. Мельбурн – Новая Зеландия – о. Табор.СЛАЙД 19
На карте, как оказалось, довольно трудно точно измерить расстояние, так как очертания материков неровные. Расчеты получаются искаженными. Поэтому мы воспользовались сервисами всемирной паутины и «проложили» маршрут от Глазго до острова Табор плавной линией при помощи мышки компьютера. Для этого достаточно зайти в Google – карты и ввести данные в командной строке, затем уже на экране можно подкорректировать линию. Программа сама посчитала пройденный путь. Он оказался равен 24 324, 32 милям (морским), или 39 146, 19 км. СЛАЙД 20
Также мы провели социологическое исследование.
Вопросы и ответы к ним вы видите на экране. СЛАЙД 21
Опрос показал, что из___20____ учеников читали роман только ___10__. Ответили на все вопросы правильно 3 человека, пять опрошенных справились только с пятью вопросами и еще двое знали ответы только на два вопроса. Результат мы оформили в виде диаграммы, которую вы можете видеть в презентации. СЛАЙД 22
СЛАЙД 23
В заключение, можно сказать, что нам удалось перевести непонятные величины в привычные и представить, какими на самом деле были объекты, встречавшиеся на пути героям. Мы научились высчитывать расстояние при помощи Google – карты. А также выяснили в ходе опроса, интересна ли нашим ровесникам приключенческая литература прошлого? Опрос показал, что книга не была интересна учащимся, но мы надеемся, что после проведенного нами исследования ребята начнут интересоваться приключенческой литературой.
Темой нашего проекта является «По пути капитана Гранта в 21 веке», поэтому в ходе работы мы применяли математические понятия, переводили одни величины в другие. Это необходимо было делать, так как в ходе чтения романа юный читатель встречает много непонятных величин, и наша задача – помочь ему правильно понять мир того времени. Математика захватывает только небольшую часть романа, особенно много в нем непонятного для начинающего географа или биолога. Такое разнообразие животного, растительного мира, таких подробных описаний мест редко где можно встретить.
В 6 классе мы будем изучать географию и биологию, и сможем продолжить исследовать романы Жюля Верна. Интересно, сохранилось ли многообразие животного мира того времени или экологические проблемы привели к исчезновению многих видов животных.
СЛАЙД 24 – 25 – литература и theend
Литература:
Верн Ж. Дети капитана Гранта; Двадцать тысяч лье под водой. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1993. – 624с.
Атлас мира. – М.: Торговый дом «Издательство Мир книги», 2005. – 96с.: илл.
www.prouzel.ru
https://studfiles.net
www.wikipedia.ru
www.googlemaps.com
3