Тема выступления: «Речевая готовность к школе».
Уважаемые родители! Ваш ребенок скоро пойдет в школу, и все мы хотим, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и успешно. Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будет зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!
Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ребенок овладеет чтением и письмом.
Для успешного овладением чтением и письмом у детей до начала обучение в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
Дети должны уметь слушать и слышать других. Слайд.
При несформированнности данных умений, у детей могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
Звуковая сторона речи.
- Правильно произносить все звуки речи (письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появится замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба- «суба», жук- «зук», звезда- «зведа»).
- Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, термометр).
-Изменять темп речи с учетом содержания высказывания (неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении).
Функции языкового анализа. Слайд.
Дети должны уметь:
- делить предложения на слова;
Уважаемые родители давайте с Вами повторим способ деления предложения на слова.
- Из чего состоит предложение? (предложение состоит из слов);
- Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (с большой буквы);
- Чем отделяется одно предложение от другого на письме? (точкой, восклицательным или вопросительным знаком);
- слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (раздельно);
Посмотрите, как составляется схема предложения.
Дети должны уметь:
- делить слова на слоги;
Слоги- это части слова, на которые оно делится при произношении. В слове столько слогов, сколько в нем гласных. Давайте разделим с вами слован на слоги (бананы, блины, гриб);
Дети должны уметь:
- уметь выделять все звуки в словах; Слайд.
- Выделите гласный звук, который стоит в начале слова или определить, где находится звук [А] (в начале, середине, конце слова); такая же работа проводится и с согласными звуками.
Дети должны уметь: Слайд.
- устанавливать последовательность звуков в слове.
- Определить последовательность звуков в слове (сыр, пила, танк);
Дети должны усвоить и дифференцировать: Слайд.
- понятия гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой звук
- Слова состоят из звуков.
- Звук – это то, что мы слышим и произносим.
- Звук на письме обозначается буквой.
- Буквы – это то, что видим и пишем.
- Звуки бывают гласные и согласные.
- Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке 6 гласных звуков: А, О, У, Э, И, Ы. Гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв - 10: 6 - А, О, У, Э, И, Ы – соответствуют звукам и 4 – так называемые йотированные, которые обозначают два звука: Я – йа, Ю – йу, Е – йэ, Ё – йо.
Йотированные гласные буквы обозначают мягкость впереди стоящего согласного .
- Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде зубов, языка или губ.
- Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки – голосовые связки не работают (горлышко не дрожит); звонкие согласные звуки – голосовые связки работают (горлышко дрожит).
- согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
- всегда твердые согласные: ж, ш, ц.
- всегда мягкие согласные: й, ч, щ.
Недоразвитие функции языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки: Слайд.
- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме- «вдоме», наступила- «наступила»);
- пропуски, перестановки, добавление слогов (печенье- «чепенье», бабушка- «бабабушка»);
- пропуски согласных при стечении; пропуски гласных, добавление букв (поросенок- «просенок», трава- «тарава»);
- перестановки букв (комната- «конмата»).
4. Лексическая сторона речи (словарный запас). Слайд.
Дети должны уметь:
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в целое;
- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», « обувь зимняя и летняя»;
- употреблять сложные слова (например: у аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим. У соловья звонкий голос, поэтому его называют звонкоголосым. У ласточки длинный хвост, поэтому ее называют длиннохвостой.);
- пользоваться эпитетами (например: чистое поле); Слайд.
- подбирать метафоры (например: туча комаров);
- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);
-подбирать синонимы (например: храбрый- смелый- отважный).
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.
Грамматическая сторона речи.
У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:
А) Навыки словоизменения:
Дети должны уметь:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей); Слайд.
- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бегите, бежал, побежит и т.п.).
Б) навыки словообразования:
Дети должны уметь:
- образовывать слова с помощью уменьшительно- ласкательными суффиксами и увеличительных суффиксов (например: глаза-глазки-глазище);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел- вышел- перешел- обошел);
- образовывать название детенышей животных; Слайд.
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина- малиновое, лиса- лисья).
Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то на письме могут наблюдаться:
- замены суффиксов , замена приставок .
Связная речь.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих их предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.
Дети должны уметь:
-свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.
Таким образом, хорошо развита речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.
Родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.
Успехов Вам и вашим детям при обучении в школе!