СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на общем родительском собрании в ДОУ по теме: «Речевая готовность к школе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые родители! Ваш ребенок скоро пойдет в школу, и все мы хотим, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и успешно. Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будет зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

Просмотр содержимого документа
«Выступление на общем родительском собрании в ДОУ по теме: «Речевая готовность к школе».»

Тема выступления: «Речевая готовность к школе».

Уважаемые родители! Ваш ребенок скоро пойдет в школу, и все мы хотим, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и успешно. Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будет зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ребенок овладеет чтением и письмом.

Для успешного овладением чтением и письмом у детей до начала обучение в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

  1. Дети должны уметь слушать и слышать других. Слайд.

При несформированнности данных умений, у детей могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

  1. Звуковая сторона речи.

- Правильно произносить все звуки речи (письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появится замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба- «суба», жук- «зук», звезда- «зведа»).

- Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, термометр).

-Изменять темп речи с учетом содержания высказывания (неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении).

  1. Функции языкового анализа. Слайд.

Дети должны уметь:

- делить предложения на слова;

Уважаемые родители давайте с Вами повторим способ деления предложения на слова.

- Из чего состоит предложение? (предложение состоит из слов);

- Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (с большой буквы);

- Чем отделяется одно предложение от другого на письме? (точкой, восклицательным или вопросительным знаком);

- слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (раздельно);

Посмотрите, как составляется схема предложения.

Дети должны уметь:

- делить слова на слоги;

Слоги- это части слова, на которые оно делится при произношении. В слове столько слогов, сколько в нем гласных. Давайте разделим с вами слован на слоги (бананы, блины, гриб);

Дети должны уметь:

- уметь выделять все звуки в словах; Слайд.

- Выделите гласный звук, который стоит в начале слова или определить, где находится звук [А] (в начале, середине, конце слова); такая же работа проводится и с согласными звуками.

Дети должны уметь: Слайд.

- устанавливать последовательность звуков в слове.

- Определить последовательность звуков в слове (сыр, пила, танк);

Дети должны усвоить и дифференцировать: Слайд.

- понятия гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой звук

- Слова состоят из звуков.

- Звук – это то, что мы слышим и произносим.

- Звук на письме обозначается буквой.

- Буквы – это то, что видим и пишем.

- Звуки бывают гласные и согласные.

- Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке 6 гласных звуков: А, О, У, Э, И, Ы. Гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв - 10: 6 - А, О, У, Э, И, Ы – соответствуют звукам и 4 – так называемые йотированные, которые обозначают два звука: Я – йа, Ю – йу, Е – йэ, Ё – йо.

Йотированные гласные буквы обозначают мягкость впереди стоящего согласного .

- Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде зубов, языка или губ.

- Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки – голосовые связки не работают (горлышко не дрожит); звонкие согласные звуки – голосовые связки работают (горлышко дрожит).

- согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

- всегда твердые согласные: ж, ш, ц.

- всегда мягкие согласные: й, ч, щ.

Недоразвитие функции языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки: Слайд.

- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме- «вдоме», наступила- «наступила»);

- пропуски, перестановки, добавление слогов (печенье- «чепенье», бабушка- «бабабушка»);

- пропуски согласных при стечении; пропуски гласных, добавление букв (поросенок- «просенок», трава- «тарава»);

- перестановки букв (комната- «конмата»).

4. Лексическая сторона речи (словарный запас). Слайд.

Дети должны уметь:

- точно подбирать слова;

- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в целое;

- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», « обувь зимняя и летняя»;

- употреблять сложные слова (например: у аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим. У соловья звонкий голос, поэтому его называют звонкоголосым. У ласточки длинный хвост, поэтому ее называют длиннохвостой.);

- пользоваться эпитетами (например: чистое поле); Слайд.

- подбирать метафоры (например: туча комаров);

- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

-подбирать синонимы (например: храбрый- смелый- отважный).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.

  1. Грамматическая сторона речи.

У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:

А) Навыки словоизменения:

Дети должны уметь:

- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

- употреблять различные предлоги;

- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);

- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей); Слайд.

- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бегите, бежал, побежит и т.п.).

Б) навыки словообразования:

Дети должны уметь:

- образовывать слова с помощью уменьшительно- ласкательными суффиксами и увеличительных суффиксов (например: глаза-глазки-глазище);

- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел- вышел- перешел- обошел);

- образовывать название детенышей животных; Слайд.

- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина- малиновое, лиса- лисья).

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то на письме могут наблюдаться:

- замены суффиксов , замена приставок .

  1. Связная речь.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих их предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

Дети должны уметь:

-свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

- рассказывать о пережитых событиях;

- пересказывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Таким образом, хорошо развита речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.

Родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.

Успехов Вам и вашим детям при обучении в школе!