СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете "Экологическое направление образовательного процесса в 4 классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Экологическое направление образовательного процесса в 4 классе"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донецкая Специальная школа – интернат №29









Выступление на педагогическом совете


тема: Экологическое направление образовательного процесса в 4 – Б классе







подготовила:

учитель начальных классов

Захарченко О.А.






Донецк, 2023г.

с – 1 Почему экологическое образование важно для детей?


Очевидно, что сегодня человек так сильно влияет на природу, что она просто не успевает с этим справиться. Но ведь от здоровья и благополучия природы зависит и наше благополучие, поскольку мы используем все ее блага и ресурсы.


Экология и экологическая защита довольно давно являются одной из актуальных и злободневных повесток современного мира. Не секрет, что бережное обращение с природой и окружающим миром, в целом, необходимо прививать ещё с детства.


«Над каждым человеком не поставить контролёра, а без смены менталитета прогресс в этом плане вообще невозможен. Это всё должно быть автоматически, на уровне привычки, как почистить зубы или пристегнуться ремнём безопасности. Общество должно понимать: мы все заплатим за экологию. Деньгами, временем или последствиями», - выразилась о важности экологического образования глава Росприроднадзора Светлана Родионова.


С чего начать экологическое воспитание детей? с - 2

Я бы (как родитель) начала с объяснения и демонстрации того, какой мир вокруг разнообразный, красивый и уникальный. Показать, зачем его стоит сохранять. Показать, сколько всего потрясающего! Ведь можно смотреть фильмы, читать книги на эту тему.

Но, я учитель и моя задача вводить экопривычки на уроках согласно программе обучения.


с – 3 1. Особое место в системе экологического воспитания занимает предмет: Мир природы и человека. В курс включены такие темы: «Сезонные изменения в природе», «Живая, неживая природа», «Что нас окружает», «Дом и школа», «Воздух, вода, их значение для растений, животных, человека», «Загрязнение воздуха и воды», «Экономия воды в быту» и др. Работая с этим темам на уроке, дети знакомятся не только с природными явлениями, но и с другими компонентами природы, а также влиянием деятельности человека на состояние данного компонента природы.

Начиная с 1 класса, я старалась заинтересовать ребят как правильно и бережно относиться к природе. На уроках не только рассматривали картинки и слушали учителя, но и старались отвечать на вопросы: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек и жуков?», «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?», «Зачем нужна чистая вода в реках?», «Зачем нужен чистый воздух?».

Но какие бы не были интересны уроки в классе, их нельзя заменить экскурсионными походами на природу. Мы ходили на школьный участок и я обращала внимание на то, какие сезонные изменения происходят в природе. Я рассказывала ребятам, как надо вести себя в природе: не ломать ветки деревьев, не разорять птичьи гнёзда, муравейники, делать букеты из полевых цветов и трав. Дети находили знакомые и незнакомые деревья, сравнивали их. Вернувшись с экскурсии ребята с удовольствием рисуют веточку ели или понравившийся листик с дерева или лепят из каштанов ежиков, черепах и др.

с – 4 В 3 классе мы с детьми завели «Экологические словарики». В которых записываем значения неизвестных слов, делаем зарисовки, вклеиваем картинки редких растений и животных.

В 3 классе я проводила открытый урок на тему: « Лес и его богатство». Мной была разработана игровая презентация включающая задания, игры, конкурс. Отправляясь на экскурсию в лес, мы повторили правила поведения в природе, поговорили о том, что необходимо убрать за собой. Понаблюдали за изменением природы. Дети посмотрели мультфильм о лесе и поиграли в игру: «Вопрос – ответ».

с – 5 Уже в 4 классе дети более осознанно воспринимают проблему Экологии. Согласно расширенным темам программы «Живой и неживой природы», также продолжаем вести «Экологический словарик», ведём ежедневный календарь наблюдений природы, провожу он-лайн экскурсии в природу. С приближением праздника Нового года, мной была предложена тема: изготовить из подручных материалов ЭКО-Ёлочку и поучаствовать на российском сайте «Экокласс», в конкурсе «Неёлочка».

Дети получили дипломы за свои творческие успехи.

.

Чтобы привлечь внимание детей к проблеме экологического кризиса, я на уроках провожу конкурсы рисунков в защиту окружающей среды, составляем памятки с правилами поведения на природе, провожу экологические тесты, разгадываем кроссворды, предлагаю посмотреть экологические сказки и мультфильмы. 


2. Каждый учебный предмет вносит определенную лепту в реализацию задач экологического воспитания ребенка, поэтому воспитание экологической культуры может формироваться и на уроках математики, и русского языка.


В начале урока после чистописания, я стараюсь расширить математический кругозор детей, провожу «Экологические минутки». Сначала предлагаю прослушать информацию на ту или иную тему связанную с растительным, животным миром, неживой природой. На этой основе предлагаю задания по теме. Например:

1). Рассказывая детям о черепахах – долгожителях, я предложила глядя на картинку, составить неравенства и выявить самую старую и молодую черепаху.

2). На одном из уроков я рассказывала детям о полезности моркови, и нужно было вычислить, сколько понадобиться шт. моркови, чтобы приготовить сок для мальчиков и девочек. Для этого нужно было воспользоваться таблицей умножения.

3). Изучив тему: радиус и диаметр, на «Экологической минутке», я детям рассказывала о «Амазонской кувшинке», самой крупной лилии в мире и предложила детям такое задание: На отдельном альбомном листе создать свое озеро с кувшинками разного диаметра.

4). Еще на «Экологических минутках» я предлагаю задания по измерению, поработать с чертежными инструментами.


На уроках русского языка провожу  работу по обогащению словарного запаса обучающихся, затрагивая тему Экологии.

1). Стараюсь разбить словарные слова на маленькие группы для запоминания, но чтобы они непосредственно были связаны с экол. направленностью. Например, автомобиль, фабрика, завод, человек. Объясняю каждое слово не только в написании, но и вредность или полезность его.


2). Для понимания информации экологического характера на уроках русского языка использую  тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных. Подбираю тексты для списывания, для списывания по памяти в стихотворной форме, согласно изученной теме, правила, орфограмм.

Например, такие задания: списать, разделив текст на предложения; списать текст вставив предлоги; озаглавить текст – дополнить предложения прилагательными;


3). Для обогащения лексического запаса подбираю задания к пословицам, поговоркам. Предлагаю разгадать загадки.


с – 7 4). Согласно программе по изучению темы: Однокоренные слова. Мной было предложено детям сделать проект на эту тему. Обучающимся предлагалось по образцу слова «Берёза», выбрать любой корень слова и сделать «Словесное дерево» оформить на альбомном листе. Ребята справились с заданием успешно.


5). На уроках по развитию речи, мною уделяется большое внимание работе со словарями синонимов и антонимов. Предлагаю упражнения связанные с экологическими понятиями.

Например, подобрать антонимы из словаря: север – юг, запад – восток, утро – вечер, сырой – сухой, солнечный – пасмурный, по воде – по суше и т.д.


с – 8 6). Один из уроков я посвятила устному сочинению собственной сказки о любом времени года. Для образца была рассказана сказка о Зиме.

Для сочинения сказки был разработан план по вопросам:

- Где жила героиня?

- Что она делала в избушке?

- Что происходило в осенние, весенние, летние дни?

- Что нужно сделать чтобы стало тепло, вернулись птицы, зацвели деревья, поспел урожай?

Сказка должна заканчиваться восклицательным предложением. Как хорошо было в лесу! или Как хорошо летом!


с – 9 3. Урок «Ручного труда» напрямую связан с экологией.

Начиная с 1 класса во время экскурсий, мы собирали природный материал для изготовления поделок. Отдельный материал приносили из дома. На уроках ручного труда из природного материала изготавливали различные изделия. В процессе, дети могут ощупать, сравнить, понюхать, и понять значение каждого листочка, шишки, желудя, цветочка. Работая с таким материалом, развивается глазомер, мелкая моторика, фантазия.

Учебная программа предусматривает работу с глиной, пластилином, бумагой, текстильным и древесным материалом.

Одна из моих задач, продолжать работать с рачительным использованием материала. Тем самым прививая экологическую – экономическую направленность на уроке.

Например, при изготовлении из пластилина геометрических тел (цилиндр, конус, брусок, шар), повторно этот пластилин использовался для изготовления «Совы», «Цветка», «Мышки», для крепления природного материала.

с – 10 Особое внимание уделила теме: Элементарные сведения о бумаге. Происхождение бумаги, картона. Применение бумаги. На этом уроке целеполаганием являлось познакомить детей с производством бумаги и ввести понятие «экологической ответственности». Детям предлагалось посмотреть короткометражный фильм о том «Что можно сделать из мусора?»,  «Вторая жизнь ненужных вещей», «Новая жизнь пластиковой бутылки».

После мною было предложено изготовить из пластиковой бутылки – кормушки для птиц. Заодно поучаствовать во Всероссийском конкурсе, организованном Союзом Охраны птиц России «Моя кормушка».

с – 11 Находясь в школьных стенах, ребята участвовали в работе на пришкольном участке по уборке территории, ухаживали за комнатными растениями; дежурили в столовой, тем самым формировалась экологическая культура с помощью универсальных учебных действий.


с – 12 4. Я очень люблю урок рисования. Весь свой опыт и навыки стараюсь передать детям. Особенно я считаю важным научить детей рисовать красками. Краски являются самым экологическим, безопасным материалом.

Начиная с 1 класса, мы с ребятами рисовали акварельными красками. С 3 класса применяем в рисовании гуашь. Дети научились пользоваться кисточкой, рационально используют воду с гуашью или акварелью. Рисунки стали не такими расплывчатыми, более четкими. Умеют распределить рисунок на весь лист бумаги, применить цветовую гамму.

Свои уроки рисования я стараюсь направить на развитие у детей художественно - творческого экологического мышления, формировать желание соблюдать чистоту не только классного, домашнего быта, но и душевного. Знакомлю учащихся с творчеством великих русских художников пейзажистов-Шишкина , Саврасова, Левитана, которое является достоянием всего русского народа.

Знакомлю учеников и с современными художниками их творчеством, искусством инсталляции.

На уроках рисования пытаюсь приобщить детей к проблемам экологии родного края и активному их решению.
Сформировать искреннее чувство гражданской ответственности за свою малую родину.

В программе по рисованию заложены темы о природе, пейзаже, о животном мире.
Работая над данными темами, я продумываю сначала беседу таким образом, чтобы не происходило слепое копирование с картинок природы или животных. Преподношу тему так, чтобы дети смогли рассказать о своих любимых местах малой родины, сопереживали, фантазировали, пропускали через себя истории про домашних животных, диких животных. Подвожу к главной мысли о том, что только от человека зависит, сохраним мы уникальную нашу планету или нет, и что нужно делать, чтобы природа продолжала нас удивлять и радовать.


с - 13 5. В начале учебного года Федеральным центром дополнительного образования РФ была организована акция «Эколята – молодые защитники природы». Наш класс принял участие во Всероссийском уроке и в акции «Начни с себя». Согласовав с детьми и выбрав из предложенных животных. Мной был организован внеурочный отрытый урок на тему: «Мой питомец – хомячок». Целью являлось познакомить обучающихся с основными правилами ухода и заботы о питомце - хомяке, показать разные подходы к обучению хомяков. Ученики посмотрели видеопрезентацию, поиграли в игры, некоторые поделились своими воспоминаниями о животном и нарисовали своих хомячков.



В заключении, хочу сказать, что проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы экологических знаний; тем самым формируются особенности его характера, воли, нравственного облика. Поэтому я считаю, нужно продолжать работу с обучающимися в этом направлении, чтобы воспитать взрослого человека для нашего с вами будущего, понимающего силу и возможности природы, и что они небезграничные и требуют бережного обращения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!