1 слайд Здравствуйте, уважаемые коллеги.
В условиях модернизации системы российского образования приоритетом для государства является
развитие её кадрового потенциала, непрерывный рост профессионального мастерства педагогических работников.
Этой цели служит создание единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках национального проекта «Образование».
2 слайд
Одним из ключевых направлений создания этой Системы сопровождения является развитие наставничества педагогических кадров, как эффективный инструмент профессионального роста педагогических работников образования.
3 слайд
Наставничество как социально-педагогическое явление существует в российском образовании с XIX века. В современной России существуют разнообразные практики наставничества педагогических работников, в которых сочетаются традиционные и инновационные черты.
4 слайд
Главная проблема наставничества в образовании на сегодняшний день – неопределенность его концептуально-методологического и нормативного правового статуса, что существенно затрудняет его «превращение» в широкое социально-педагогическое явление.
Наставничество в образовании развивается преимущественно как волонтерское движение. И в нашей школе мы помогаем друг другу, делимся опытом в разных ситуациях- в процесс подготовки к различным конкурсам на всех их этапах, в процесс подготовки к аттестации, к семинарам и т.д.. Но только нашу взаимопомощь мы не называем наставничеством.
Существует реальная потребность его трансформации в регламентированный вид профессиональной деятельности в образовании.
5 слайд
Одним из путей разрешения данного противоречия является разработка и внедрение системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.
Система (целевая модель) наставничества включает
- концептуально-методологическую разработку основных категорий и понятий, связанных с наставничеством,
- нормативное правовое обеспечение наставнической деятельности, направленное на повышение правового статуса наставничества и наставников,
-определение организационно-педагогических, методических и технологических механизмов реализации системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях.
6 слайд
Методические рекомендации для внедрения системы (целевой модели) наставничества
разработаны в соответствии с пунктом 33 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р (ред. от 20 августа 2021 г.) «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста», а также в рамках реализации паспорта федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»1.
7 слайд
А в главном, на данный момент, по вопросу НАСТАВНИЧЕСТВА Письме Министерства Просвещения России от 21 декабря 2021 года № АЗ-1128_08 «О направлении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях»)
определён Срок внедрения системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях Российской Федерации - декабрь 2022 года.
8 слайд
Образовательная организация признается реализующей систему наставничества педагогических работников при наличии документов образовательной организации, утверждающих положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации, т.е. ПРИКАЗ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА… И само ПОЛОЖЕНИЕ.
А так же Система (целевая модель) наставничества позволит скоординировать развитие практик наставничества с внедрением новой квалификационной категории «педагог-наставник», т.к. с января 2023 года вводится новая система аттестации.
9 слайд
Тем более 2023 год объявлен ГОДОМ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
10 слайд
Итак, тема моего выступления: План мероприятий (дорожная карта) внедрения и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в ГБОУ Новобрянская СКОШИ на 2022 – 2023 учебный год.
11 слайд
Я планирую познакомить вас
- с целью, задачами, формами наставничества;
- с функциями куратора и РАБОЧЕЙ ГРУППЫ по внедрению и реализации СН;
- с правами и обязанностями наставляемого, наставника;
- с механизмом реализации программы наставничества,
- с механизмом мотивации и поощрения наставников.
12 слайд
Результатом моего выступления, как решение педагогического совета, надеюсь станет:
- решение о внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в ГБОУ Новобрянская СКОШИ и индивидуальное участие в ней или в роли наставляемого, и в роли наставника;
- решение о выборе состава Рабочей группы по внедрению и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в ГБОУ Новобрянская СКОШИ;
К концу моего выступления прошу на листочках, находящегося у каждого, записать фамилию коллеги, которого Вы хотели бы для себя выбрать наставником, свой «запрос», и свою фамилию как наставляемого.
13 слайд
Например,
НАСТАВНИК | «запрос» | НАСТАВЛЯЕМЫЙ |
Ирина Игоревна Рюмшина | улучшить компетенцию в ИКТ | Москвитина О. С.. |
На административном совещании по вопросам Наставничества ПОСЛЕ ознакомления НАШИХ ПОЖЕЛАНИЙ, записанных в табличках, состоится УТВЕРЖДЕНИЕ СОСТАВА Рабочей группы по внедрению и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в ГБОУ Новобрянская СКОШИ.
14 слайд Вернёмся к плану моего выступления. И вопреки законам начну не с первого пункта. А с самого приятного - с механизма мотивации и поощрения.
15 слайд
Стимулирование реализации системы наставничества является инструментом мотивации и выполняет три функции – экономическую, социальную и моральную.
Материальное стимулирование предполагает возможность образовательным организациям
коллективными договорами,
соглашениями,
локальными нормативными актами - в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе регионального уровня - определять размеры выплат компенсационного характера, установленные работнику за реализацию наставнической деятельности. Всё в наших руках!
16 слайд
Нематериальные способы стимулирования предполагают комплекс мероприятий, направленных на повышение общественного статуса наставников, публичное признание их деятельности и заслуг, рост репутации, улучшение психологического климата в коллективе, увеличение работоспособности педагогических работников, повышение их лояльности к руководству, привлечение высококвалифицированных специалистов, которые не требуют прямого использования денежных и иных материальных ресурсов:
17 слайд А именно:
наставники могут быть рекомендованы для включения в резерв управленческих кадров органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления;
наставническая деятельность будет учитываться
- при проведении аттестации на квалификационную категорию «ПЕДАГОГ -НАСТАВНИК»,
-при выдвижении на профессиональные конкурсы педагогических работников, в том числе в качестве членов жюри;
18 слайд
И уже в нашей школе есть первые награды – наши коллеги – Валентина Георгиевна и Ирина Игоревна награждены Дипломами за участие в республиканском конкурсе «Мой наставник», в котором раскрыли свой опыт реализации Программы наставничества молодого специалиста «Учитель - учителю», разработанной совместно с педагогом-организатором Татьяной Петровной.
19 слайд
Среди стимулирующих мер общегосударственного значения можно выделить одну из государственных наград Российской Федерации – знак отличия
«За наставничество» Им награждаются лучшие наставники.
20 слайд
Также в качестве меры стимулирующего характера можно отметить ведомственные награды Минпросвещения России – нагрудные знаки «Почетный наставник» и «Молодость и Профессионализм», учрежденные приказом Минпросвещения России от 1 июля 2021 г. № 400 «О ведомственных наградах Министерства просвещения Российской Федерации».
21слайд
Вернёмся к первому пункту плана знакомства с системой наставничества, т.е. к цели
Цель системы наставничества – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
22 слайд
Задачи системы наставничества педагогических работников:
содействовать созданию в образовательной организации психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории; оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников образовательной организации, региональных систем научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
23 слайд
способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;
24 слайд
оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление с традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
25 слайд
знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
26 слайд
В образовательной организации применяются разнообразные формы наставничества
«педагог – педагог»,
«руководитель образовательной организации – педагог»,
«работодатель – студент»,
«педагог вуза/колледжа – молодой педагог образовательной организации»
и другие.
27 слайд
Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов.
ВИДЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Виртуальное (дистанционное) наставничество – РАБОТА С ВНЕШНИМ КОНТУРОМ, Т.Е. ПРИВЛЕЧЕНИЕ НАСТАВНИКОВ ИЗ ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник – наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.
Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты.
Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»).
28 слайд
Рассмотрим Функции куратора
Куратор реализации программы наставничества назначается руководителем образовательной организации из числа его заместителей
Куратор:
29 слайд
ведёт банк наставников и наставляемых, в том числе в цифровом формате с использованием ресурсов Интернета – официального сайта образовательной организации/страницы, социальных сетей;
формирует банк индивидуальных/групповых индивидуальных программ наставничества, осуществляет описание наиболее успешного и эффективного опыта;
30 слайд
организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе на стажировочных площадках и в базовых школах с привлечением наставников из других образовательных организаций;
курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ наставничества;
организует совместно с руководителем образовательной организации мониторинг реализации системы наставничества педагогических работников в образовательной организации;
31 слайд
Функции Рабочей группы по внедрению и реализации системы наставничества
ведет учет сведений о молодых/начинающих специалистах и иных категориях наставляемых и их наставниках; помогает подбирать и закрепляет пары (группы) наставников и наставляемых по определенным вопросам (предметное содержание, методика обучения и преподавания, воспитательная деятельность, организация урочной и внеурочной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение наставляемых и наставников и т.п.);
32 слайд
совместно с руководителем образовательной организации, куратором реализации программ наставничества участвует в разработке материальных и нематериальных стимулов поощрения наставников;
принимает участие в формировании банка лучших практик наставничества педагогических работников, в информационном сопровождении персонализированных программ наставничества на сайте (специализированной странице сайта) образовательной организации и социальных сетях (совместно с куратором и администратором).
33 слайд
С правами и обязанности наставляемого и наставника каждый познакомится, прочитав Положение о системе наставничества педагогических работников в Новобрянской СКОШИ на 2022-2023 учебный год, которое планируется доработать силами куратора и Рабочей группы и опубликовать на сайте школы до 10 сентября.
34 слайд А, если кратко:
35 слайд
Кто может быть наставляемым?
Наставляемые формируются из числа:
молодых/начинающих педагогов;
педагогов, приступивших к работе после длительного перерыва;
педагогов, находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
педагогов, желающих повысить свой профессиональный уровень в определенном направлении педагогической деятельности (предметная область, воспитательная и внеурочная деятельность, дополнительное образование, работа с родителями и пр.);
36 слайд
педагогов, желающих овладеть современными IT-программами, цифровыми навыками, ИКТ-компетенциями и т.д.;
педагогов, находящихся в состоянии профессионального, эмоционального выгорания;
педагогов, испытывающих другие профессиональные затруднения и осознающих потребность в наставнике;
студентов, проходящих практику в образовательной организации.
37 слайд
Механизм внедрения и реализации системы наставничества педагогических работников
1 этап. Подготовка условий для реализации системы наставничества
- информирование коллектива и принятие решения на пед.совете о внедрении и реализации системы наставничества в работу школы,
- сбор информации о профессиональных запросах педагогов,
- создание рабочей группы,
- подготовка и принятие локальных нормативно- правовых актов (по шаблонам).
2 этап Формирование банков данных наставляемых (по вашим запросам), обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных.
38 слайд
3 этап Формирование банков данных наставников (по вашим запросам), обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных.
4 этап Обучение наставников для работы с наставляемыми:
проведение консультаций, организация обмена опытом среди наставников «установочные сессии» наставников.
39 слайд
5 этап Организация и осуществление работы наставнических пар/групп
Формирование наставнических пар/групп.
Разработка индивидуальных программ наставничества для каждой пары/группы.
Организация психолого-педагогической поддержки сопровождения наставляемых, не сформировавших пару или группу (при необходимости), продолжение поиска наставника/наставников.
40 слайд
6 этап Завершение индивидуальных программ наставничества
Проведение мониторинга качества реализации персонализированных программ наставничества (анкетирование);
Проведение школьной конференции или семинара.
Проведение итогового мероприятия (круглого стола) по выявлению лучших практик наставничества; пополнение методической копилки педагогических практик наставничества.
41 слайд 7 этап. Информационная поддержка системы наставничества
Освещение мероприятий Дорожной карты осуществляется на всех этапах на сайте образовательной организации и социальных сетях, по возможности на муниципальном и региональном уровнях.
Прошу поставить на голосование
- разработать, внедрить и реализовать систему (целевую модель) наставничества педагогических работников в ГБОУ Новобрянская СКОШИ в 2022-2023 учебном году;
- выбрать Рабочую группы по внедрению и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в ГБОУ Новобрянская СКОШИ на 2022-2023 учебный год.
42 слайд Спасибо за внимание!