Выступление на педагогическом совете по теме "Работа учителя начальных классов с трудными детьми"
Кисель Людмила Васильевна,учитель начальных классов.
10.01.2020 г.
Сегодня я хочу поговорить с вами как выстраивать гармоничные воспитательные взаимоотношения с трудными детьми. Начну своё небольшое повествование с одной притчи, которая, как мне кажется, может служить своеобразным эпиграфом и позволяет представить суть накопленного мною воспитательного опыта.
«Однажды гулял по берегу моря человек. Все вокруг было усеяно мелкими рыбками и морскими звездами, которых выбросило на берег после страшного шторма. И вдруг он увидел маленькую девочку. Она, низко склонившись к земле, бережно брала рыбешку или звезду в руки, а потом относила их в море. - Зачем ты это делаешь? – спросил человек - ты же не поможешь им всем! Их слишком много!
- Может быть, ответила девочка, в очередной раз относя подальше в море ещё одну морскую звезду.
-Но, по крайней мере, именно для этой самой звезды я сделала всё, что могла».
Я думаю, что большинство из вас, узнали в этой маленькой девочке самих себя. Ведь из года в год мы, несмотря на усвоенную житейскую мудрость, гласящую о том, что яблоко от яблони недалеко падает , наперекор психофизической природе человека , которую, как известно , не обманешь, пытаемся помочь трудным детям.
Давайте попробуем определить кто он- трудный ребенок?
Это лентяй, безответственный, грубиян, хулиган, неудачник и тд.
Давайте познакомимся с четырьмя основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому что ребенок становится трудным и порой неуправляемым.
Причина первая – борьба за внимание.
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание . Внимание необходимо для эмоционального благополучия .
Причина вторая - борьба за самоутверждение.
Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный .
Причина третья – желание мщения .
Ребёнок может мстить за :
Сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами ;
Унижение друг друга членами семьи ;
Несправедливость и невыполненные обещания;
Чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
Причина четвертая – неверие в собственный успех.
Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неудачи , взаимоотношения в классе и с учителем , низкая самооценка .
Коррекционная работа с детьми группы риска проводится в двух направлениях:
работа с родителями
работа с детьми.
Для каждой матери и отца их ребенок – самый красивый, самый талантливый, самый умный, самый, самый, самый…. Многие родители регулярно обращаются за помощью в решении воспитательных проблем. Всё чаще родители говоря о собственном ребенке употребляют такую фразу «Сладу нет никакого с ним. Начал грубить , водиться со старшими ребятами».
Для родителей была разработана памятка в воспитании детей.
Общение с детьми должно быть не менее 3 - 4 часов в сутки.
Уважаемые родители, не кричите на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас слышать.
Воспитание – это передача детям вашего жизненного опыта. Будьте милосердны!
Не вмешивайтесь в его занятия, которые он может выполнить сам.
Помогайте, когда просит.
Поддерживайте и отмечайте успехи.
Рассказывайте о своих проблемах, делитесь чувствами.
Разрешайте конфликты мирно.
Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу – здесь вас поймут и вас, и вашего ребенка.
При попытках эффективного разрешения той или иной конкретной воспитательной проблемы с трудными детьми всегда необходимо стремится к диалогу. Чтобы понять ребенка, надо обязательно выслушать. Это не просто сделать. Особенно опытному педагогу, уже поверившему в свою непогрешимую опытность. А ребенку всегда важно быть услышанным. В своей работе систематически провожу беседы с учащимися на нравственные, моральные, правовые темы. При проведении и организации классных мероприятий в первую очередь вовлекаю учащихся группы риска, доверяя им выполнить важные организационные моменты.
Необходимо принять ребенка таким какой он есть,помочь ему справиться и поддержать в сложных ситуациях.