СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете «Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема выступления на педагогическом совете школы: «Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы».

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете «Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы».»

«Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы».

Цель:

выявить одаренных детей с учетом их индивидуальных возможностей и познавательных потребностей;

Задачи: 
-- создавать условия для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии из способностей;

-- выявить  и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное обучение и развитие интеллектуально одаренных школьников на уроках русского языка и литературы.

Организация деятельности: дифференцированная, групповая, фронтальная и индивидуальная работа

Формы обучения: групповые занятия, интеллектуальные марафоны, занятия исследовательской деятельностью, проведение предметных олимпиад

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений системы работы с одарёнными детьми.

Можно включить в урок задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление работы, поэтому сосредоточим на нём основное внимание. Какие же формы и приёмы работы помогут его реализовать?

1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника. Например, в упражнении предлагается в данных пословицах изменить лицо глагола. Сильные учащиеся должны выполнить указанное задание на материале пословиц, которые они должны подобрать самостоятельно.

2. Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний. В упражнении задание: вставить гласные Е-И в окончаниях глаголов. Сильные учащиеся должны не только выполнить задание, но и доказать, что выбор орфограмм невозможен без знания грамматики.

3. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например: сколько вариантов группировки слов можете вы предложить? Укажите, что лежит в основе группировки.

(Сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош).

Учащиеся могут предложить массу вариантов группировки слов: а) наличие мягкого знака и его отсутствие; б) тип склонения; в) род; г) падеж; д)собственные - нарицательные; е) одушевлённые- неодушевлённые; ж) с предлогами – без предлогов; з) имеющие только форму ед. числа; и другие.

4. Задания на сравнение, сопоставление явлений. Например, в упражнении предлагается поставить глаголы в форме настоящего времени. Для сильных учеников задание усложняется : определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.

5. Задания исследовательского характера. 1) Подбор доказательств к данному умозаключению. Например: докажите справедливость следующих слов: «Обособленные определения широко используются в научных терминах, где надо выразить мысль довольно точно и в то же время с максимальной краткостью и чёткостью». Использовать учебники, толковые словари.

«Обладающие сжатостью и стройностью, конструкции с обособленными определениями широко применяются в художественной литературе при описании природы, персонажей». 2)Формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала. Например: модальные частицы в баснях Крылова («Осёл и соловей», «Лжец», «Ворона и Лисица»)

Сравнительные обороты в поэме Лермонтова «Мцыри».

6. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний. Цель таких занятий - будить детскую любознательность, желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания.

Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическая необходимость обращаться к словарям воспитывается на базе ситуативных задач. Например:

Вы готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова: феномен, договор, средства, ходатайствовать, хаос, отчасти, квартал, индустрия. Поставьте ударения в словах, используя словарь.

7. Творческие задания.

Репродуктивно- творческие задания предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии. Следующий этап – создание сочинений - миниатюр по образцу. Например, в упражнении предлагается вставить прилагательные в текст, представляющий собой описание пасмурного дня. Детям, имеющим более высокий уровень подготовки, предлагаю по данному образцу дать самостоятельное описание солнечного дня.


Большое место среди работ творческого характера занимает работа по картине. Обычно, «читают» картину: по сути, пересказывают, что на ней изображено, несколько слов о колорите, о главной мысли полотна, о своих впечатлениях. Плюс к этому предлагаю наполнить картину звуками. Как чувствуют ребята природу, убеждаюсь, когда они «озвучивают» картину Шишкина «Ручей в лесу». Даже картины, на первый взгляд, лишённые звуков, если в них вслушаться, зазвучат. Например, на картине - Пимен, склонившийся над летописью. Казалось бы, только тишина на этом полотне. А дети «слышат», как потрескивает свеча, поскрипывает перо, шелестят страницы книги, как завывает за окнами кельи ветер, как вздыхает мудрый старец.

Считаю, что именно творческая самостоятельная деятельность взрослых и детей необходима современной школе. Поэтому на своих уроках и стремлюсь к ней. С интересом проходят уроки защиты своих точек зрения, особенно при изучении критических статей, при высказывании своего отношения к тому или иному герою. Каждая группа или пара учащихся получает своё задание, которое нужно не просто выполнить, а выполнить с применением своего творчества, так, чтобы заинтересовать остальных. Вот здесь ученики и стихи собственного сочинения читают, и иллюстрации для наглядного подтверждения и выражений своей точки зрения рисуют, и инсценируют отдельные отрывки произведений.

Развитие творческих способностей учеников средних классов стоит в тесной связи с их общим литературным образованием и начитанностью. Поэтому, прежде всего, стремлюсь к созданию у детей, особенно одарённых, богатого читательского опыта, опыта правильного и достаточно глубокого восприятия художественной литературы. Это касается и поэзии. Чтение стихов, беседы о прочитанном, наблюдения над поэтической речью, выразительное чтение учащихся. Многое дает участие в конкурсе чтецов.

Также моя работа сопровождается разнообразными творческими заданиями, побуждающими особенно сильных детей к «сочинительству», причём не обязательно в стихотворной форме. Многое дают упражнения, к которым я обращаюсь, когда готовлю учеников к сочинению на свободную тему, и которые заставляют задумываться над точностью, выразительностью и образностью речи. Например:

«На что похож тот или иной предмет? Какими словами можно передать неизменные его качества, а какими - отношения к нему или впечатления от него?».Часто предлагаю отдельным учащимся темы маленьких творческих работ: «Первый весенний цветок», «Что подарил мне осенний лес?» и др.

Среди форм и методов работы широкими воз­можностями выявления и разви­тия одаренных учащихся облада­ют различные конкурсы, интеллекту­альный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкур­сах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследова­тельской работы учащихся.

Из опыта своей работы , хочу сказать ,что дети принимают активное участие в различных играх , конкурсах ,олимпиадах школьного, районного, республиканского и российского масштаба, такие как , «Русский медвежонок»и др.

Ежегодно путём тестирования учащихся мы выбираем самых лучших для участия в районных олимпиадах. Для этого ведётся подготовка с сентября. Дети с удовольствием занимаются, получают задания на дом, где требуется найти ответы на сложные вопросы.

Результаты не заставляют себя ждать: ежегодно обучающиеся становятся победителями и призерами муниципального этапа олимпиады школьников по русскому языку и литературе.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс