Выступление на педсовете
Тема: « Использование дистанционного обучения на уроках
русского языка»
Подготовила :Шальнева Т.В.
учитель русского языка и литературы
2020г
В условиях постоянно меняющегося мира ученик должен выносить из школы не просто объём знаний, а умение учиться. Сегодня для того, чтобы стать профессионалом в любой деятельности, нужно быть уверенным пользователем персонального компьютера и уметь ориентироваться в бесконечном пространстве ресурсов глобальной сети Интернет. В связи с этим получает развитие такая форма обучения, как дистанционная.
Проведение урока в дистанционном режиме. Для любого российского учителя сегодня нет более актуальной проблемы. В условиях пандемии коронавируса переход на дистанционное обучение стал внезапной необходимостью, заставившей педагогов уйти от привычной классно-урочной системы и начать осваивать дистанционные технологии, инструменты и практики, которые ранее были для них мало востребованы.
Многие учителя сегодня впервые начали вести уроки в дистанционном режиме, что, несомненно, оказалось делом непростым. Но самое главное – и учителям, и обучающимся, их родителям стало понятно, что качественное образование должно быть доступно не только в школе, но и на «дистанте». Поэтому в педагогической среде широко обсуждается вопрос: как эффективно провести дистанционный урок?
Система дистанционного обучения является хорошим подспорьем учителю русского языка и литературы, так как содержит различные виды электронных средств обучения, отвечающих специфике предметов «Русский язык» и «Литература»:
- текстовые материалы в цифровом и мультимедийном формате (художественные, критические, биографические и справочные),
- аудиотексты,
- художественные и учебные видеофильмы,
- цифровые иллюстрации и фотографии,
- видеоуроки,
- видеоинтервью и видеоэкскурсии,
- интерактивные задания,
- флеш-задания,
- электронные контрольные работы и тесты,
Кроме того, система, в которой мы работаем, содержит конкретные предметно-тематические рубрики: в разделе «Русский язык» - «Готовимся к ЕГЭ», «Знаменитые лингвисты», «Материал для углублённого изучения», «Это интересно».
Обучение русскому языку и литературе – именно та область, где использование дистанционных образовательных технологий может принципиально изменить методы работы, и, что самое главное, её результаты.
Для проведения дистанционного урока русского языка в режиме видеоконференции я использую платформу Zoom. Она имеет ряд преимуществ: позволяет демонстрировать экран учителя или учащегося; вести переписку учителя и учащихся в чате, притом учитель может запретить переписку между учащимися, отключить микрофоны детей и включать тогда, когда нужно ответить. Кроме того, у учителя есть возможность отправить учащимся в чате файл для работы, сделать запись видеоконференции, чтобы переслать ее учащимся, которые отсутствовали на онлайн уроке
Одно из условий эффективного дистанционного урока по русскому языку — это частая смена заданий и много практики. Ученикам сложно воспринимать и усваивать большой объём информации или длительное время выполнять одно задание, тем более в непривычном для них формате. Необходимо, чтобы урок состоял из нескольких видов заданий: просмотр короткого видеоролика, задания на рассуждение, работу с текстом, ответы на вопросы, письменное задание.
На дистанционном уроке русского языка важным средством обучения является презентация. Презентация позволяет сделать процесс обучения более наглядным, ярким. Я применяю презентацию на разных этапах урока. При изучении новой темы наглядность облегчает восприятие учащимися теоретического материала. С помощью слайда презентации быстро и легко можно провести самопроверку домашнего задания или самостоятельной работы, упражнения в учебнике. Однако здесь важно чувство меры: слайдов не должно быть много, экран учителя не должен демонстрироваться весь урок.
Важная составляющая дистанционного обучения - обратная связь учителя с учащимися во время урока. Какие способы и средства помогут педагогу увидеть на уроке результат усвоения изученной темы, быстро оценить работу каждого? Хорошую возможность для быстрого оценивания и выявления уровня знаний учащихся по изученной теме дает и учебная платформа ЯКласс. Здесь можно выполнять как тренировочные задания по русскому языку и литературе, так и проверочные. Тренируясь, ребенок может вернуться к заданию, если неправильно его выполнил, может прочитать объяснение, повторить теоретический материал и выполнить снова. Большой плюс в том, что ребятам предлагается алгоритм выполнения задания. Важным преимуществом ЯКласса является то, что у учителя есть возможность самому создать проверочную работу из заданий, предложенных на платформе, а также составить свои задания и разместить их в системе. На дистанционном уроке очень удобно работать на этой платформе. Учитель видит, в каком темпе работает каждый ученик, видит, какие задания выполняет правильно или неправильно, система сама проверяет правильность выполнения и оценивает. Тем самым еще и экономится время учителя на оценивание обучающихся.
Могу сказать, что применение таких способов быстрого оценивания улучшило качество знаний моих учащихся по русскому языку и литературе, так как повысилась мотивация к учению: у каждого появился стимул получить быстро хорошую оценку, высокие баллы и узнать свой результат сразу после выполнения, а не ждать следующего урока, когда учитель проверит и объявит оценки. Возросла сознательность: если поначалу ребята воспринимали такие формы дистанционной работы как развлечение, то теперь взглянули на них в ключе самоорганизации и ответственности. Поэтому буду продолжать работу на платформе ЯКласс и дальше на традиционных уроках.
В заключение надо сказать, что дистанционное обучение сегодня востребовано, приобретает всё большую значимость, но наряду с преимуществами дистанционного обучения, существуют и проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса:
- «живое» общение учителя с учениками и учеников между собой возможно только в режиме «Конференция», что негативно сказывается на развитии устной речи;
- утрачивается навык письма - главная составляющая предмета «русский язык»;
- нет возможности дополнительного объяснения материала слабоуспевающим ученикам;
- отсутствие теоретического учебного материала в курсах, рассчитанных на учащихся среднего звена;
- идёт снижение двигательной активности учащихся, повышается нагрузка на глаза и опорно-двигательный аппарат;
- распространение плагиата – использование неотредактированных готовых ответов из сети Интернет;