СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете»

Выступление на педагогическом совете.

Дата 06.03.2025

Вопрос: «Ценности современного воспитания: проблемы, поиск, опыт»

Тема: Воспитание нравственных чувств, этического сознания. Из опыта работы.»

Актуальность этого важного вопроса определяется тем, что одной из главных задач образования в настоящее время является освоение школьниками общественной морали, патриотического воспитания, освоение нравственных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Повсеместная компьютеризация, использование сети Интернет, владение новой техникой сегодня вытесняют нравственно-ценностное измерение, способствует формированию новых нравственных установок в среде обучающихся, поэтому школьники практически перестали читать произведения русской классической литературы, которые как раз призваны воспитывать в людях духовность и нравственность. Среди даже младших школьников успешно внедрилась «новая форма» общения — переписка через Интернет и по мобильному телефону.  При общепризнанной загруженности обучающихся компьютер занимает одно из ведущих мест в формах проведения досуга. Кажущаяся в данном случае глобализация ведет к упрощению развития ребенка, невосприятию культурного фона, к низкому уровню общекультурной подготовки,  снижению грамотности.

С моим классом я работаю третий учебный год. По моему мнению, за это небольшое время положительные результаты работы достигнуты. Классный коллектив стал дружнее, сплочённее, инициативнее, дети стали добрее друг к другу, научились проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки. Конечно, так ведут себя ещё не все дети. Сейчас для меня очень важно, чтобы не погасли те искорки доверия и взаимопонимания, которые возникли за это время между мной и моими учениками. Доверие поможет мне в дальнейшей воспитательной работе.

Нравственное воспитание главным образом осуществляется в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приемы, способствующие осмыслению и усвоению морально-этических идей. Очень помогают в этом литературные произведения на уроках литературного чтения. Анализ литературных произведений напрямую направлен на развитие нравственных чувств, этического сознания. В помощь учебному процессу приходит система внеурочных мероприятий. В этом плане мною проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, тематические классные часы, викторины, конкурсы. Благодаря беседам на этические темы имею возможность на конкретных  примерах показать, что содержат в себе такие понятия, как «доброта», «честность», «правдивость», «смелость», «справедливость», «дружба» и т.д. С помощью таких бесед часто ставлю детей перед выбором поступка. Именно с этого выбора, по моему мнению, и начинается формирование нравственного и морально-этического поведения. Приведу пример тематику этических бесед с младшими школьниками:

«Настоящий друг».

· «Добро и зло».

· «Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка».

· «Книга – друг человека».

· «Разработка и утверждение правил жизни в классном коллективе».

· «О Вежливости».

· Классный час – викторина «Слагаемые здоровья».

· «Конфликты и пути их решения».

· Классный час – викторина «Весёлый классный час».

· «Мы – значит класс».

· «Наши достижения в учёбе».

· «В мире наук».

· «Герои нашего времени».

· «Интересный человек – кто он? Каков он? Как им стать?» (дискуссия).

Этическая беседа - лишь одна из форм работы над формированием нравственного сознания ребенка. Она сочетается с разными видами практической, игровой деятельности моих детей, упражнениями, нацеленными на формирование нравственного сознания и поведения.

Большую  роль в  становлении социально-активной личности  играет создание «ситуации успеха» Если ребёнок решает проблемы успешно без посторонней помощи или эта помощь незначительна, то его самооценка и вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех. Без самоуважения нет уважения. Этому  способствует проведение небольших, но социально-значимых акций: «Минута славы», «Неделя добрых дел»,   «Поможем  птицам зимой», операция «Чистая парта», «Чистый стол в столовой», «Кто сегодня самый вежливый»

С третьего класса начинаю привлекать детей в подготовку различных мероприятий, классных праздников, поощряю их инициативу, творческие решения. Я считаю, что таким образом  формируется положительная нравственная оценка таких качеств как дружелюбие, отзывчивость, любознательность. Участия в мероприятиях социально адаптируют детей, приносят им массу удовольствия, множество новых ярких впечатлений от общения друг с другом, что в свою очередь положительно сказывается на их развитии, в том числе и формируются нравственно-этические привычки.

Определяющую роль в процессе становления личности занимает семья. Основная моя задача в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

Мною проводятся различные тематические родительские собрания. Это:

· "Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника",

· «Детская агрессия и пути её коррекции»,

· «Состояние социально-эмоционального климата в классе»,

Если бы нужно было выбирать педагогический девиз, то моим девизом стали бы слова : «Люби, твори, прощай!». Я твердо верю, что готового ответа на вопрос: «Как воспитать нравственность, этическое сознание нет, но решение складывается из очень простых компонентов: любви к детям, слова учителя, силы личного примера, справедливости – основы доверия; способности прощать ребенка.

.