Сообщение учителя начальных классов Фатиной И.В.
«Из опыта работы учителей начальных классов по патриотическому воспитанию младших школьников».
«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО» - гласит народная мудрость, а будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа.
Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.
Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.
Решая задачи патриотического воспитания, строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей. Применяю в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы.
Традиционные формы работы:
уроки, классные часы, с использование презентаций, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему, поздравительные письма пожилым людям и солдатам СВО, выпуск поздравительных листовок.
Инновационные формы работы:
поисковая работ для начинающих, участие в социальных проектах, в общероссийских детский движениях
Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. Классные часы «Разговор о важном», на которых каждый урок говорим о замечательных людях нашей страны и родного края, о их любви к родной стране и близким, о достижениях и целеустремлённости, о красоте и необъятных широтах нашей замечательной страны, о культуре и народных традициях. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны. Главное, чтобы было желание учителя и родителей. Ведь они - один из главных «винтиков» в этом процессе. В современном обществе авторитет родителей, чаще всего, сильнее, чем у учителя.
Начиная с первого класса, в свою работу я включаю задания для расширения кругозора учащихся по основам истории. Уже в «Азбуке» под редакцией Горецкого В.Г. у нас есть вопросы и задания по изучению истории родного края, своей страны. Мы знакомимся с историей возникновения названий рек, городов, фамилий людей.
Или возьмём учебник по окружающему автор Плешаков А. А. в 1 классе мы узнаём, почему в нашей стране такие государственные символы, что они означают, откуда появились, какие народы населяют территорию нашей страны. Изучая тему «Полезны ископаемые» мы гордимся, что наша страна, село богаты полезными ископаемыми, а это наши богатства, которые играют роль в экономике нашей страны, а значит в развитии и процветании. Разве это не патриотизм! В разделе «Путешествие по городам и странам», 3 класс, есть тема «Золотое кольцо России». Урок провожу так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города нашей страны, по которому любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по городам, можно приобщиться не только к прекрасному, но и много узнать об истории нашего государства. Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника. Возьмём теперь учебник по литературному чтению. В нём много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Это хорошая почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах наших детишек.
Мой опыт работы показывает, что патриотические чувства детей воспитывает не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание и выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений. Тот любит горячо Родину, кто уже с детских лет стремится практическими делами внести свой вклад в её укрепление, могущество, рассвет. И мы должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, в бережном отношении к природе. Будут ли они защищать свою Родину в бою, честно работать у станка, сознательно учиться, помогать людям, оберегать родную природу – во всём этом и проявляются их патриотические чувства и дела.
Работа в классе по патриотическому воспитанию ведётся по направлениям:
1. Воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье
В рамках данного направления:
- изучаем историю своего рода через составление генеологических древ «Мое семейное древо»;
- просмотр фильма «Ванька-адмирал».
- пандемия внесла свои отпечатки , так мы реже организуем совместные праздники родителей с детьми: 8 Марта, День Матери, «День пожилого человека», и слова поздравления отправляли через видеоролики в сообществе Сферум)
2. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы
При работе по данному направлению использовались следующие формы воспитательной работы:
- посещение библиотеки, где библиотекарь провела с детьми беседу «Они защищали Родину»; - рассказала о подвиге солдата, в честь которого установлена мемориальная доска и названа улица, на которой построена школа
- участие в общешкольном конкурсе «Счастливое детство», «Патриотическая песня»
- проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя; принимаем участие в конкурсах «Счастливое детство», «Патриотической песни», участвовали не только обучающиеся, но и коллектив учителей начальной школы приняли участие в конкурсе «С песней по жизни»,
- участие в акции «Тепло родного дома» по сбору гуманитарной помощи участникам СВО и детям г. Курска, писали письма солдатам СВО, под руководством Сазоновой И.В.
Опыт работы показал, что патриотическое воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.
3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего.
По данному направлению провела следующие мероприятия:
- сбор материала о героях своей семьи
- изучение истории возникновения нашего города, «По улицам нашего города» проведена заочная экскурсия; которая помогает показать свои знания при написании ВПР по окружающему миру
- посещение музея «Самоваров» и музея имени Константина Александровича Федина
- общешкольные мероприятия посвящённые Дню Матери для обучающихся начальных классов
- традиционное участие в школьных мероприятиях, посвященных общегосударственному празднику День защитника Отечества;
Ежегодно в канун празднования Дня Победы мы с ребятами участвуем:
- в акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»;
- в конкурсах рисунков, поделок, посвященные Дню Победы;
- в конкурсе «Патриотической песни»
Всё, что изучают и о чем узнают дети, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.
Каждое мероприятие – это результат сотрудничества классного руководителя, учителей, родителей и детей. При выборе формы проведения и методов организации деятельности детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятия я включаю в деятельность каждого ребенка с учетом его желания и способностей. Все мероприятия, проведенные в комплексе, способствуют воспитанию истинных патриотов своего Отечества.
Сотрудничество с семьёй - залог успеха в воспитании детей. Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития и воспитания человека. В своей педагогической деятельности стремлюсь устанавливать тесный контакт с семьями учащихся, вовлекать их в совместную деятельность по воспитанию учащихся. Родители являются активными участниками и помощниками всех классных и школьных мероприятий. Постоянно ведется работа с родителями: проводятся родительские собрания по темам, направленные на воспитание патриотизма и духовно–нравственного развития: «Роль игры в школьном возрасте», «Принципы семейного воспитания», «Развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста».
Разговор о важном тоже дает свой результат, рассказывает Л. Ал. Афанасьева: «ВПР – «Почему государство уделяет большое внимание образованию подрастающего поколения?» Дети ответили: «Если мы будем учиться, станем образованными, развитыми и прославим своё Отечество», только один ребёнок написал, что учиться, чтобы получать хорошую зарплату.
Я считаю, что и программа «Орлята России» тоже даёт свои плоды. В своём 4 «В» классе провела анкетирование «Я патриот». На вопрос «Как ты определишь для себя понятие «патриотизм»? Дети отвечали: «Патриотизм – это любовь к своей стране, гордость за свою страну и надо её защищать. Патриотические чувства формируются под влиянием школы (29%), родителей, родственников (39%), кружков, секций по интересам (14%), друзей (18%). Считаешь ли ты себя патриотом? «Да» ответили - 25% и остальные сомневаются. Гордятся, что живут в России (79%), во взрослой жизни останутся жить в России (50%), ещё не определились (32%); «Мечтают ли уехать за границу?», ответили: «Только, чтобы посмотреть и по больше узнать для себя, что-то интересного», одон ребёнок ответил, что хочет купить бизнес и жить за границей и в России. «Какая форма мероприятия по патриотической направленности для тебя была бы интересна?» Ответили: «Посещение музеев и выставок (29%), участие в военно-спортивных играх (25%), просмотр видеофильмов (21%), участие в благотворительных акциях (18%), участие в конкурсных, игровых программах (18%), встреча с ветеранами воин, интересными людьми (14%). Интересуюсь историей своей страны (46%) и по необходимости (39%), один ребёнок ответил, что ему это не интересно. Я интересуюсь происходящими в стране событиями и смотрю программу «Новости» - «Да» (39%) и иногда (39%), но 25% не интересуются. На вопрос «Какие качества ты ценишь в людях больше всего?» Умение ценить настоящую дружбу (75%),Честность (61%), готовность помочь друг другу в трудную минуту(отзывчивость) (54%),ответственность перед другими и мужество смелость по (36%), самостоятельность (32%), сила воли, целеустремлённость и верность слову и делу (преданность) (29%), порядочность и приятная внешность не мало важно считают (21%) учащихся, трудолюбие и щедрость (18%); умение модно одеваться и широта интересов не мало важно считают (14%).
В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.