СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете «Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве в рамках школы 8 вида»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете "Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве в рамках школы 8 вида"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете «Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве в рамках школы 8 вида»»

Педагогический совет на тему:

 «Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве в рамках школы 8 вида»

 

Вид педсовета: тематический

Форма проведения: интерактивное общение, опросник.

Цель: определение путей и способов формирования культуры здоровья школьников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении; сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья; систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей школьного возраста в условиях школы-интерната.

Задачи:

1. Анализ составляющих культуры здоровья и ее влияния на образовательный процесс.

2. Изучение современных технологий здоровье сбережения  и  внедрение современных инноваций в области физического развития детей.

3. Изучение и обобщение опыта работы педагогов по формированию культуры здоровья у детей в условиях школы-интерната.

4. Развитие у преподавателей, родителей, воспитанников потребности в сохранении собственного здоровья.

5. Знакомство с приемами, позволяющими обеспечить психологическое здоровье учителям и детям.


Актуальность темы :

  • В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.

  • Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.

  • Объем информации удваивается с каждым годом.

  • Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п.

  • Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.

  • Для того чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.


 







  

Повестка дня.


1.Отчёт о выполнении решения предыдущего педсовета.

Ответственный: секретарь педсовета Скрипник Е.В.

(до 3-х минут)


2.Выступление зам. директора по УВР Скрипник Е.В.

 «Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве в рамках школы 8 вида»

(до 20 минут)

 

3. Содокладчики: Дроботова С.Ф. – учитель физической культуры;

Столярова П.В. - учитель начальных классов;

Воищева Н.А., Лебединская О.Ю. - воспитатели;

Бондаренко М.В. – учитель технологий;

Слюсар А.В., Теплинская М.В. – учителя старших классов;

Степкина А.А. – учитель логопед

(до 3-х минут каждому педагогу – 25 минут)

4. Разное.

Ответственный: директор школы Дроботова С.Ф.

(до 20 минут)


5. Вынесение решения педагогического совета.

Ответственный: директор школы Дроботова С.Ф.

(до 5 минут)







Предположительная продолжительность заседания педагогического совета –

1 час 15 минут


















 Ход педагогического совета: 


              1-4 СЛАЙДЫ     I. Выступление заместителя директора по УВР Скрипник Е.В.  «Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве в рамках школы 8 вида»

 "Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...
 А как относитесь к своему  здоровью вы, уважаемые коллеги?

5-6 СЛАЙДЫ Предлагаю вам опросник «В какой мере вы подвержены стрессам?»
Ответьте на вопросы. За каждый утвердительный ответ начислите себе 1 очко, за каждый отрицательный – 5 очков.

7 СЛАЙД Мы уточнили, что путь к здоровью  - это и правильное питание,  систематическая двигательная активность,  отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит,  прежде всего, от нас самих.

 По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается:

  • здравоохранением лишь на 10-12 %,

  • наследственности принадлежит 18 %,

  • условиям среды – 20 %,

  • а самый большой вклад – 50-52 % - это  образ жизни.

Если считать, что здравоохранение наше само по себе нездорово, а ситуация с окружающей средой у нас по меньшей мере неблагоприятна, то «контрольный пакет акций» - вот эти самые 50-52 % - в наших руках. О том, как грамотно распорядиться этим «контрольным пакетом акций» в условиях нашей современной начальной школе пойдёт речь на нашем педсовете.

По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний. Так, количество здоровых школьников составляет всего лишь около 10%. Среди детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. Увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.

8 СЛАЙД Причиной резкого снижения уровня здоровья детей школьного возраста являются:

  • падение уровня жизни, социальные потрясения;

  • неблагоприятная экологическая обстановка;

  • ухудшение состояния здоровья матерей;

  • стрессы;

  • малоподвижный образ жизни;

  • неполноценное питание;

  • отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;

  • частичное разрушение служб врачебного контроля;

  • массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.


В целом в нашей школе-интернате сложился системный подход к сохранению и укреплению здоровья детей, организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться.

Учителя школы-интерната продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья учащихся.

9 СЛАЙД Основой здоровье сберегающей технологии в школе-интернате является соблюдение следующих принципов:

  1. учет возрастных особенностей школьников;

  2. учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;

  3. структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная часть урока);

  4. осуществление здоровье сберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

10 СЛАД В структуре урока, учителями школы-интерната применяются следующие элементы здоровье сберегающих технологий:

  • положительный эмоциональный настрой на уроке;

  • оптимальный темп ведения урока;

  • подача материала доступным рациональным способом;

  • наглядность;

  • смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);

  • физкультминутки, динамические паузы;

  • дифференцированный подход в обучении;

  • групповая работа, работа в парах;

  • игра, игровые моменты;

  • гимнастика;

  • самомассаж, точечный массаж;

  • воспитательные моменты на уроке (беседы);

  • санитарно – гигиенические условия;

Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровье сберегающих технологий на состояние школьников.

  1. Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок

только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.

  1. Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль

общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.

  1. Подача материала должна быть в доступной, понятной форме, с учетом его возрастных особенностей.

  2. Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации

изучаемого материала, повышает интерес учащихся.

В качестве наглядности учителя начальной школы активно используют компьютерные технологии.

Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса, наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

  1. Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в

тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.

  1. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе-интернате большое значение имеют физические упражнения.

Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

12 СЛАЙД Физкультминутки – естественный элемент урока, они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление, влияют на деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

Требования:

-они должны быть разнообразны;

-проводятся на начальном этапе утомления;

-предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Каждый рабочий день в классе начинаем с гимнастики, которая длится около пяти минут. В основе гимнастики лежит комплекс упражнений, предложенный доктором С.С. Коноваловым.

  1. Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и

создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.

  1. Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира

организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровье сберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

  1. Среди учителей часто применяется игровая технология. Через игру

ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. В начальной школе широко используются нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, дидактические игры, например: «Ты – мне, я – тебе», «Перебрасывание мяча друг другу», «Кто больше?», «Угадай-ка».

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена – динамическая пауза. Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

10. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя и воспитатели школы-интерната посвящают воспитательные беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, необходимости выполнения режима дня, правильном питании.

Во внеурочное время проводятся внеклассные мероприятия, классные часы по темам, беседы с родителями учащихся, на которых учителя и воспитатели знакомит ребят и их родителей с основными принципами организации здорового образа жизни, досуга ребят, правильного питания и т.п.

11. Немаловажную роль в здоровье сбережении учащихся играет санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность, проветривание, оснащенность. Основное рабочее место ребёнка в школе – интернате это парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, поэтому необходимо пересаживать ребят с одной парты на другую, с ряда на другой ряд.

12. В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе учитель вступает в новую для себя позицию - быть одновременно и учителем, и психологом.

Личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе.

Только комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровье сберегающим. Благодаря этому можно решить не только задачи защиты здоровья детей и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья учащихся.

13-14 СЛАЙДЫ Все здоровье сберегающие технологии, применяемые в школе, позволяют сделать учебный процесс для обучающихся более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.

15-16 СЛАЙДЫ

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОКА

Школьный урок, продолжительностью в 45 минут включает в себя пять основных моментов:

  • организационный момент

  • проверка домашнего задания

  • объяснение нового материала

  • закрепление полученных знаний

  • задание на дом

Последовательность режимных моментов урока не случайна, она предусматривает динамику изменения функционального состояния учащегося и его работоспособности:

1 период – врабатывания (первые 1-3 минуты) как правило, совпадает с ОМ и характеризуется эмоциональным всплеском, несогласованностью действий, отвлеченностью внимания (действия учителя должны способствовать более быстрой и успешной адаптации школьников к предстоящей учебной деятельности)

2 период - оптимальной работоспособности (1-4 кл - 10-15 минут, 5-9 кл.-15-20 минут) – должен включать самые трудные этапы урока

3 период - сниженной работоспособности – совпадает с моментом закрепления полученных знаний (после 30 минут) все виды деятельности в конце урока должны носить облегченный характер.

Следует помнить, что сроки наступления и длительность каждого периода зависит от:

  • возраста учащихся, их общего эмоционального настроения;

  • времени суток и количества уроков в расписании;

  • характера и длительности выполняемой работы, чередования различных видов учебной деятельности;

  • трудности учебного предмета;

  • статических и динамических компонентов урока.

Эффективность работы учащегося на уроке во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием:

  • интересного наглядного материала;

  • дидактического материала;

  • использованием ТСО…

Эмоциональному восприятию, снижению утомляемости способствуют внешний вид учителя, его доброжелательность, своеобразная жестикуляция, тембр голоса.

Однообразный материал и однообразная деятельность возбуждают одни и те же мозговые центры, приводя к быстрому утомлению.

Не менее важно для здоровья учащихся и выполнение домашнего задания. В конце уроков даются задания по всем предметам с учетом их выполнения в следующих пределах:

1 класс

2 класс

3-4 класс

5-6 класс

7-8 класс

9класс

1,5 ч

1,5 ч

2 ч

2 ч

2 ч

Несоблюдение соответствия учебных нагрузок приводит к постоянному дефициту времени, который, как правило, восполняется за счет уменьшения ночного сна, прогулок на свежем воздухе, приводя к состоянию предболезни, сдвигая физиологические и психологические параметры здоровья ребенка, что недопустимо.

16 СЛАЙД

Рекомендации

17 СЛАЙД Будьте здоровы!










Решение педсовета:



  1. Признать работу педагогического коллектива по здоровье сбережению удовлетворительной.

  2. Считать работу по здоровье сбережению участников образовательного процесса приоритетным направлением работы. Совершенствовать профилактическую и оздоровительную работу в школе через разнообразные формы оздоровления.

Ответственные: учителя 1-8 классов, воспитатели. Срок: постоянно.

  1. Педагогам

- постоянно держать на контроле выполнение законодательных актов, касающихся организации учебно-воспитательного процесса;

- планировать и проводить учебные занятия в соответствии с принципами здоровье сбережения, и соблюдения санитарно-гигиенических норм учебно-воспитательного процесса.

Ответственные: учителя 1-8 классов, воспитатели. Срок: постоянно.


  1. Вести среди родителей пропаганду здорового образа жизни, используя традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Ответственные: учителя, воспитатели, классные руководители 1-8 классов.

Срок: постоянно.






Памятка для родителей

по формированию здорового образа жизни

у своих детей











  1. Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки.

  2. Соблюдайте режим дня.

  3. Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.

  4. Любите своего ребенка, он - Ваш. Уважайте членов своей семьи, они - попутчики на вашем пути.

  5. Обнимать ребенка следует не менее четырех аз в день, лучше – 8 раз.

  6. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.

  7. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.

  8. Личный пример по здоровому образу жизни – лучше всякой морали.

  9. Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воздух и воду.

  10. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.

  11. Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями.