СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете на тему "Тестовая технология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете на тему "Тестовая технология".

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете на тему "Тестовая технология"»

Тестовая технология

Важнейшим критерием оценки деятельности учителя являются сформированные компетенции учеников. Проверяю их глубину и прочность с помощью тестовых заданий. Тестовая технология актуальна, т.к. использование тестов в качестве формы контроля над уровнем учебных достижений младших школьников дает возможность объективной оценки знаний и умений учащихся по единым критериям и приучает их к осознанному выполнению учебных заданий на всех этапах усвоения материала, способствует формированию самоконтроля. Принципиальным отличием школьных стандартов второго поколения является их ориентация на формирование творческой личности учащихся, на овладение ими универсальными способностями учебной деятельности. Поэтому целью моей педагогической деятельности является повышение качества школьного образования, позволяющего увеличить эффективность познавательной и практической деятельности учащихся при изучении предметов. Разрешая проблему выявления пробелов в знаниях учащихся и их корректировки, я ставлю и решаю общепредметные задачи:

- развивать логическое мышление учащихся, подготовить детей к тому, чтобы они могли самостоятельно и внимательно изучить задание;

- проанализировать предложенные варианты ответов;

- суметь выбрать правильный ответ.

Тесты выполняют контролирующую функцию и обучающую. Обучающий характер тестов заложен в принципе их составления: ученику необходимо выбрать вариант (варианты) из предложенных. В процессе выполнения того или иного задания отрабатываются приемы применения соответствующего правила, совершенствуются навыки языкового анализа, развивается мышление и внимание, активизируются исследовательские навыки, что, в конечном итоге, ведет к повышению уровня знаний.

С помощью тестов реализую все формы контроля: предварительный - в начале учебного года с целью определения знаний учащимися важнейших элементов курса; текущий, который провожу в процессе усвоения каждой изучаемой темы; тематический; итоговый. Сочетаю метод тестов с другими методами контроля.

Недостаточная подготовка младших школьников к особенностям тестирования не позволяет им полностью раскрыть свои достижения в обучении. Предварительно знакомлю (с 1-2 класса) с этой процедурой: например, введение в ход урока 2-3 заданий в форме теста с обязательными комментариями. Перед проведением каждого теста обязательным является вводно-мотивационный и технологический инструктаж: рассказываю учащимся о целях тестирования в доступной их возрасту форме, сообщаю им о необходимости выполнения заданий в отведенное для тестирования время. При проведении итогового теста-контроля обращаю внимание учащихся на то, что целесообразно выполнять задания в предложенной последовательности, не задерживаться слишком долго на одном задании. К заданиям, вызвавшим затруднение, можно вернуться, выполнив остальную работу.

На мой взгляд, включение в тесты заданий, направленные на поиск ошибок, необходимо, потому что, во-первых, они помогают формированию осознанных умений, а во- вторых, дают возможность через поиск «чужих» ошибок находить свои, позволяют обучать самоконтролю. Психологи считают, что в силу особенностей этого возраста чужие ошибки дети видят лучше, чем свои. Сначала коллективно выполняем такие задания: ошибки зачеркиваем и исправляем; записываем правильные варианты. Для исправления не предлагаю много ошибок.

Ученикам предлагаю памятку:

- прочитай внимательно вопрос;

- вспомни нужное правило (можно воспользоваться учебником, словарем, справочником);

- используя правило, разбери каждый вариант ответа;

- выбери правильный ответ.

Проверив и оценив тестовые задания, я выявляю типичные ошибки, то есть определяю материал, который еще требует отработки и понять причину ошибок. По итогам анализа работы вырабатываю концепцию своих дальнейших действий: планирую целенаправленное повторение и закрепление изученного материала, подготавливаю и провожу урок-контроль. Контроль - традиционный диктант, так как только в этом случае ученик возвращается к естественному восприятию слов в речи, а учитель получает окончательные данные о степени усвоения материала. Кроме того, не всякое содержание поддается трансформации формам тестового задания. Следовательно, как уже отмечала ранее, тест является не единственной формой отображения содержания учебного предмета. Он является только одним из наиболее технологичных методов проведения контроля с заложенными в него параметрами качества. Существуют тестовые задания, проверяющие умения воспроизводить усвоенные знания по памяти, узнавать указанный объект среди других объектов, и задания, проверяющие умения применять полученные знания на практике. В последнем случае тесты выполняют обучающую функцию: среди них немало таких заданий которые требуют актуализации имеющихся у ученика знаний, умения оценить ситуацию, выбрать способ действия и др.

Каждый тест обеспечен: инструкцией к проведению работы, тестовом листом (два варианта), ключом к проверке работы, шкалой перевода результата, полученного в баллах, в процентный, соответствующий полученной учеником отметке.

Систематическая работа дала положительные результаты:

- учащиеся, в большинстве, успешно справлялись с тестовыми заданиями;

- достигнут неплохой уровень, улучшились показатели;

- возрос интерес детей, работа с тестами стала для них интересной.

Использую тесты на печатной основе по русскому языку, математике, окружающему миру и составляю сама.

Например, тест по русскому языку(1 класс)


  1. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки мягкие: вечер, пищать, гиря, жить

  2. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки твёрдые. чудо, тётя, рожь, ваза

3. ....


Ключ


  1. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки мягкие:

Оценка: 0 баллов – подчеркнуты все слова или подчеркнуты несколько слов и при этом среди подчеркнутых нет ни одного правильного выбора: ни слова гиря, ни слова пищать.

  1. балл – подчеркнуто слово гиря или слово пищать и слово жить.

2 балла – подчеркнуто только слово гиря или подчеркнуты 3 слова: гиря, жить, пищать. 3 балла – задание выполнено правильно: подчеркнуты слова гиря, пищать.

  1. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки твёрдые.

Оценка: 0 баллов – подчеркнуты все слова или подчеркнуты несколько слов и при этом среди подчеркнутых нет ни одного правильного выбора: ни слова ваза, ни слова рожь.


  1. балл – подчеркнуто слово ваза или слово рожь и слово чудо.

  2. балла – подчеркнуто только слово ваза или подчеркнуты 3 слова: ваза, чудо, рожь. 3 балла – задание выполнено правильно: подчеркнуты слова рожь, ваза.

Итоговая диагностика по русскому языку для выпускников начальной школы.


  1. Выбери правильное утверждение и поставь рядом с ним +.


  • а) В русском языке произношение и написание не всегда совпадают.

  • б) В русском языке нет слов с непроверяемыми безударными гласными.

  • в) Написание всех слов с безударными гласными в корне необходимо запомнить.

  • г) Правописание большинства слов с безударными гласными в корне слова можно проверить.

2. ....


Тема «Состав слова. Орфограммы корня»

?Выберите номер слова без приставки.

–побережье

–постройка

+полочка

–походка

?Выберите номер слова, которое не является однокоренным в данной группе слов.

–рисунок

–зарисовка

–нарисовал

+рисовая

–рисование

Проверка знаний учащихся в форме тестов очень нравится детям. Тесты экономят много учебного времени на уроке. Позволяют объективно и оперативно проверять качество и степень усвоения учащимися учебного материала большого объёма и по результатам проверки вносить коррективы в учебный процесс. Хотя у тестирования немало положительных сторон, этот метод имеет ряд недостатков. Например, велика вероятность угадывания правильного ответа. Тест проверяет лишь результат действий, а не процесс его получения. Отсутствует возможность проследить логику рассуждений учащихся. Поэтому я считаю, что тесты не должны быть единственной формой контроля за качеством знаний и умений учащихся. Их использование не должно исключать традиционные формы проверки результатов обучения, такие как тематические и итоговые контрольные работы.


Преимущества тестового контроля

Отрицательные стороны тестирования

Объективность -

исключает субъективный фактор (за одну и ту же работу ученики получают разные оценки).

Невозможно проконтролировать случайные ошибки: невнимание учащегося, непонимание задания


Затруднена проверка глубинного понимания материала, хотя и возможна


Ответы на вопросы в системе тестирования кратки и не всегда аргументированы, что не может не сказаться на развитии монологической речи учащихся, их способности обоснованно делать выводы


Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний.

Эффективность – можно одновременно тестировать большое число учащихся, причем проверка результатов производится гораздо легче и быстрее, чем при

традиционном контроле

Достоверность оценки и информации об объеме усвоенного материала и об уровне

его усвоения

Надежность – тестовая оценка однозначна и

воспроизводима

Дифференцирующая способность, т.к. в тестах содержатся задания различного

уровня

Индивидуальный подход в обучении –

возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся

Гуманизм тестирования, который заключается в том, что всем предоставляются равные возможности, а широта теста даёт возможность показать

свои достижения на широком поле материала

Различия в работе над тестами в начальной и средней школе существенны, но они необходимы именно для того, чтобы научить выпускников начальной школы успешно справляться с тестовыми работами на более высокой ступени обучения в средней и старшей школе и, в конечном итоге, подойти к независимому тестированию во всеоружии. Мышление учеников начальной школы более гибко и подвижно. Следовательно, новый вид контроля – тестовая работа воспринимается менее болезненно. Работа с тестами является для них привычной и интересной, позволяющая получить точное представление о своих знаниях, а я реализую основную цель школы на начальном этапе обучения – формирование учебной деятельности.