Учительское наставничество как фактор повышения качества образования.
Сегодня система наставничества в школе вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Цель: оказание помощи молодым специалистам в их профессио-нальном становлении; формирование в школе кадрового ядра.
Задачи:
•привить молодым специалистам интерес к педагогической деяте-льности;
•ускорить процесс профессионального становления учителя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
•способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам поведения в образовательном учреждении ;
•организовать педагогическую поддержку и оказание помощи начинающим педагогам.
Аспекты работы с молодыми специалистами в школе :
-создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;
- обеспечение необходимыми знаниями , умениями, навыками;
- обеспечение методической литературой, дидактическими материалами;
- формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;
- оказание поддержки со стороны коллег.
Наставничество в нашем педагогическом коллективе выстроено в три этапа:
1-й этап - адаптационный.
(1-й год работы)
Самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег.
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
2 этап -основной (проектировочный)
(2-3-й годы).
Процесс развития профессиональных уме-ний, накопления опыта, поиска лучших ме-тодов и приемов работы с детьми, формиро-вания своего стиля в работе, авторитета среди детей, родителей, коллег.
3 этап -контрольно-оценочный
(4 год работы).
Складывается система работы, имеются собственные разработки.
Учитель внедряет в свою работу новые технологии.
Второй год являюсь наставником молодого специалиста нашей школы Фокиной Анны Владимировны,
Мы сейчас находимся на втором основном этапе.
Я посещаю уроки с целью определения уровня владения основами методики преподавания предмета. Это помогло выявить некоторые затруднения.
Для устранения указанных затруднений были проведены:
- консультации,
- анализ посещённых уроков с методическими рекомендациями;
- рекомендации и советы по организации дисциплины обучающихся на уроке, на перемене;
- инструктаж по ведению электронного журнала;
- инструктаж по выполнению единых требований к ведению тетрадей.
Были даны рекомендации по написанию плана воспитательной работы и по ведению портфолио обучающихся.
Также и А.В. посещает мои уроки. Она прислушивается к моим рекомендациям. В начале марта этого года мы провели проверочную работу по рус и математике. Показатели стали выше по сравнению с диагностической работой в октябре, что говорит о повышении качества образования.
Таким образом, система работы с молодым педагогом способствует:
адаптации молодого педагога к новым ус-ловиям труда;
формированию его заинтересованности в работе;
получению положительных результатов;
развитию педагогического потенциала;
созданию педагогической среды, в которой молодой педагог найдет себя и будет принят и востребован.
Описание опыта работы педагога-наставника Ильиной Тамары Федоровны с молодым специалистом Нескородовой Яной Юрьевной
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. Но такого учителя с готовыми качествами и умениями, на мой взгляд, трудно найти. Поэтому в сельскую школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. В этой связи молодому специалисту следует:
систематически знакомиться с опытом своих коллег, посещать их занятия, прислушиваться к их советам, учиться у них методике преподавания учебного предмета, методике воздействия на учащихся с целью пробуждения у них интереса к знаниям;
систематически изучать методическую и научную литературу, следить за педагогическими находками и поисками педагогов-новаторов, посещая библиотеки, составляя картотеку работ по изучаемой педагогической проблеме. Каждый раз следует пересматривать свои записи и заметки, тщательно анализируя тенденции развития общеобразовательной школы для внесения коррективов в сою педагогическую деятельность;
совершенствовать свои знания и умения по преподаваемой учебной дисциплине: принимать участие в научно-практических конференциях, выступать с докладами об опыте своей работы, обсуждать в педагогическом коллективе возникшие проблемы учебно-воспитательной работы, организовывать встречи с коллегами других образовательных учреждений и обмениваться опытом работы.
В этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
В 2014-2015 учебном году в МКОУ «Дмитриевская ООШ» пришел молодой специалист, учитель русского языка и литературы Нескородова Яна Юрьевна. По воле жизненных обстоятельств молодая учительница окончила Курский педагогический колледж и только начала заочное обучение в Курском государственном университете на филологическом факультете. Опыта преподавания русского языка и литературы у нее не было. Решением педагогического совета школы было решено назначить молодому специалисту педагога-наставника, приказом по школе я была назначена наставником молодого специалиста.
Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста, его отношения к окружающим, увлечения, наклонности, круга досугового общения. Кроме того, необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение Яной Юрьевной учебных занятий и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий, который включал:
составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;
индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста;
карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога (приложение);
подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
разработка методических рекомендаций для организации работы;
осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.
При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.
Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе.
К таким проблемам относятся:
проблемы в отношениях с учащимися;
проблемы в учебной работе.
Диагностика моей подопечной была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям:
планирование работы; организация деятельности учителя;
контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков).
Проанализировав анкеты, побеседовав с молодым педагогом, наставником которого я являюсь, и, посетив его уроки, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:
недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе, недостаток знаний по предмету;
сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.
Была и еще одна серьезная проблема: большая часть времени начинающего педагога уходило на подготовку к уроку, и, как следствие, возникали перенапряжение, усталость, угасал интерес к работе. Вот с решения этой проблемы и началась работа с Яной Юрьевной, так как считаю своей задачей дать молодому учителю инструментарий для самостоятельного проектирования урока, отвечающего современным требованиям.
Во-первых, у молодого специалиста вызвало затруднение составление рабочих программ по предметам, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
С этой целью совместно с молодым специалистом подробно изучены программы по учебным предметам, даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы. Упор в процессе работы делался на соблюдение требований к рабочей программе, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета и на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Здесь моей целью было донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для своего класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего современным требованиям. Об успешности проведенной работы свидетельствует следующий факт: в феврале 2015 года Золотухинский РМК с целью оказания помощи молодому специалисту по выполнению требований ФГОС ОО по составлению рабочих программ проанализировал рабочие программы молодого учителя, нарушений у Нескородовой Я.Ю. не было выявлено.
Во-вторых, определенные затруднения у начинающего учителя вызвал процесс проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС.
С целью решения данной проблемы были проведены консультации, в ходе которых молодой специалист был ознакомлен с особенностями современного урока, акцент был сделан на то, чтобы необходимый образовательный результат получить, необходимо урок направить на развитие личности учащегося. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного урока учитель – соавтор образовательного продукта, а ученик – активный участник образовательного процесса, деятель. Именно поэтому упор был сделан на такие этапы урока как:
Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
Актуализация учениками своих знаний
Поиск решения проблемы учениками
Выражение решения
Применение знаний учениками
Кроме того, нами были рассмотрены
современные образовательные технологии, методики и результаты их применения;
формы работы с обучающимися на уроке;
система оценивания полученных результатов (затруднение вызывало оценивание письменных работ по русскому языку), а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.
В процессе работы Яне Юрьевне были предложены опорные таблицы, позволяющие правильно спроектировать урок. Совместно с молодым педагогом были разработаны отдельные уроки.
Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже к концу первой четверти учебного года у Яны Юрьевны сформировался свой стиль ведения урока, способствующий формированию у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения.
В-третьих, проблемным для моей подопечной стало составление технологических карт к уроку. Решению этой проблемы было уделено особое внимание, ведь обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС. Более того, правильно составленная технологическая карта позволяет существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Проанализировав то, в чем нужна помощь молодому специалисту, мы совместно составили план и карту индивидуального образовательного маршрута (приложение), куда были включены следующие вопросы:
изучение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);
изучение вопросов организации и проведения образовательного процесса;
работа по освоению учебного предмета;
самостоятельная работа по теме самообразования;
работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;
общественная работа, участие в заседаниях методического объединения учителей гуманитарного цикла.
В начале учебного года молодому учителю были даны рекомендации по составлению технологических карт с дидактической и методической структурами урока, а также возможные варианты деятельности учителя и обучающихся.
С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов была разработана индивидуальная программа молодого специалиста, которая определяла направления работы по сопровождению молодого учителя. Кроме того, в программе прослеживалась работа с молодым специалистом по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.
В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
Считаю, что правильно выбранные мной формы методического сопровождения позволили начинающему учителю раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности. Например, в 2016 году Яна Юрьевна приняла участие в Фестивале педагогических идей на муниципальном уровне и в номинации «Проектная деятельность» стала призером (2-е место). Сочинение ее ученицы «Сон в зимнюю ночь» регионального конкурса «Рождественская открытка» стало победителем муниципального этапа и участником регионального.
Нескородова Яна Юрьевна стала организатором волонтёрского движения в школе, провела работу по созданию юнармейского отряда. Она подготовил команду старшеклассников для участия в районной военно-спортивной игре «Зарница». Педагог был отмечен грамотами отдела образования и военного комиссариата Золотухинского района за хорошую подготовку обучающихся к игре.
Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя, в нашем случае: наставник, молодой специалист и директор школы. В этом процессе наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, молодой педагог, в свою очередь, получает знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, директор школы повышает культуру и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшает взаимоотношения между сотрудниками.
Проведение моей работы по формированию традиций наставничества позволило молодому специалисту:
отработать усвоенные в период профессиональной переподготовки содержание и методы педагогического сопровождения развития детей;
взаимодействия родителей и педагогов школы на практике;
Используя в своей работе классическое наставничество, считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное, чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.
Результативность профессиональной деятельности молодого специалиста
В настоящее время Нескородова Я. Ю. имеет высшее профессиональное педагогическое образование, первую квалификационную категорию, показывает высокие результаты в профессиональной деятельности на школьном и муниципальном уровнях.
На уровне МКОУ «Дмитриевская ООШ»:
проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий в рамках работы ШМО учителей гуманитарного цикла;
выступления на заседаниях методического совета школы, методического объединения учителей гуманитарного цикла по программе профессионального самообразования «Применение информационных технологий в обучении русского языка и литературы».
На муниципальном уровне:
призер Фестиваля педагогических идей в номинации «Проектная деятельность»;
открытый урок по литературе в 6 классе в рамках районного семинара учителей русского языка и литературы;
выступление на секции учителей русского языка и литературы района на тему «Произведения современной русской литературы в школе».
Яна Юрьевна публикует свои разработки в сети Интернет, на школьном сайте, ее ученики – активные участники очных и заочных олимпиад, конкурсов.
Вывод: правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.