Практика внедрения нового ФГОС в первых классах 2023 уч. год
Обновленные стандарты коснулись детей, которые пошли в первые классы в сентябре 2022 года.
Они фокусируются на формировании практических навыков детей: ребята должны понимать, как связаны знания и умения, получаемые на разных учебных предметах между собой, и как они помогают в реальной жизни.
Еще среди новшеств можно выделить: внимание к формированию функциональной грамотности и конечно же единство воспитания и обучения.
В прошлом учебном году, мы обсуждали новые рабочие программы, (Которые мы делали через конструктор рабочих программ), в этом учебном году мы обсуждали соответствие примерных рабочих программ и учебников УМК «Школы России».
В тематическом планировании новых рабочих программ обязательно нужно было отразить возможность использования электронных образовательных ресурсов.
И вот, в этом учебном году позади уже учебная четверть работы по обновленным стандартам.
Главная цель нашей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Надо сказать, что само содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже интересно. Нашей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо было просто как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность.
«Для чего мы учим детей?»
Раньше, мы бы ответили: для того, чтобы они умели читать, считать, вычислять и пр. Но с позиции ФГОС мы поняли и приняли это по-другому – для того, чтобы они стали успешными в жизни.
Для того, чтобы быть успешным, человеку необходимо развиваться, и мы считаем, что нужно развивать способности ученика учиться, иначе говоря – формировать систему универсальных учебных действий.
И здесь мы не могли обойтись без технологии системно- деятельностно- го обучения.
Она позволяет детям вырасти людьми, способными понимать, оценивать информацию, анализировать её на основе имеющихся у них теоретических и практических знаний. Ученик теперь главный деятель на уроке. В центре учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более самостоятельная.Для этого необходимо использовать задания по моделированию результатов действий.
Например, при обучении грамоте у нас есть достаточное количество материала для действия со знаково-символическими средствами при слого-звуковом анализе слов. Если дети только наблюдают, но не строят сами, то моделирующая деятельность не формируется. Поэтому мы используем средства ИКТ для построения схем, а также раздаточный материал с моделями единиц русского языка и элементами для конструирования букв, т.к. любая информация должна закрепляться движением.
Почему детям бывает интересно на уроке? Потому что знания дети не получают от учителя, а открывают их сами, в процессе исследовательской деятельности, поэтому они приобретают личностную значимость. Мы, педагоги. лишь направляем деятельность своих учеников. Ребёнок должен быть включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, тогда у него сформируются деятельностные способности.
Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности. Может быть, это самый главный этап урока.
Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение.
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие«функциональная грамотность».
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
На уроках математики через многочисленные задания мы формируем у детей математическую грамотность.
Математическая грамотность- способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения.
Уже в 1 классе закладывается основа функциональной математической грамотности.
Готовясь работать по новым стандартам и изучая инновационные технологии, методы и приёмы, я поняла, что некоторые из них я применяла в своей деятельности и раньше, хотя и не называла их так. Например, «Кластер».
Для формирования регулятивных УУД часто и с большой результативностью использую приём «Мозговой штурм».
Приём «актуальность» я называла ранее просто возникновением проблемной ситуации. Применение этого приёма связано с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать эти знания в жизни.
Подобные инновационные приёмы помогают формировать УУД учащихся. И их достаточно много, выбор есть.
Несколько слов о качественной оценке учителя. Я использую такие словесные оценки как «самый умный на этом уроке», «самый догадливый», «самый активный», «самый вежливый», «лучший помощник учителя» и т. д. Ребёнок от таких слов на седьмом небе от счастья. Так закладывается ситуация успеха у тех ребят, которые далеко не отличники. Такая качественная оценка стимулирует к деятельности.
Теперь подготовка к каждому уроку по ФГОС занимает довольно много времени. Ведь теперь мне как учителю нужно запланировать не только учебное содержание, но главное организовать деятельность учащихся. Теперь это самый трудный момент при планировании урока. Нужно продумать наиболее эффективные формы работы, использовать инновационные приёмы.
Мой многолетний опыт работы в начальных классах говорит о том, что жизнь младшего школьника напрямую связана с эмоциями, поэтому для них личностно значимо лишь то, что вызывает положительную эмоциональную реакцию. Те новые знания, которые они сами строят, вызывают удивление, радость, даже восторг от самостоятельных побед. Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Поэтому часто использую в своей работе исследование, опыт, практические работы, чтобы ребенок сам экспериментальным путем добыл новое знание. Но и не забываю о необходимости атмосферы доверия, доброжелательности, позволяющей по-настоящему «раскрыться» и поверить в свои силы каждому ученику. Я стараюсь добиться того, чтобы каждый мой ученик не боялся, а наоборот, стремился высказать своё мнение, и, с другой стороны, с уважением относился бы к мнениям своих товарищей.
Игра для младших школьников - средство побуждения детей к познавательной деятельности. На уроке необходимо обеспечить активную позицию учащихся, обстановку свободного сотрудничества школьников с учителем.
Недавно я познакомилась с новой педагогической технологией геймификацией.Геймификация — это когда игровые правила используют для достижения реальных целей. Другими словами, за счет игры скучные задания становятся интересными, избегаемое — желанным, а сложное — простым. Вот некоторые приемы геймификации. 1.Проработайте сюжет
Чтобы урок стал игрой, в первую очередь нужна увлекательная история.
На уроке обучения грамоте мы работали с сюжетной картинкой. (азбука с.56-57). Здесь на поляне большое дерево и большое количество животных.
2.Распределите роли между учениками
Дети получили задание оживить картинку и разговаривать от лица того или иного персонажа. Сначала были трудности и непонимание, а затем дети вошли в роли. Когда я конце урока попросила поговорить от лица дерева, возникло замешательство. Но при помощи наводящих вопросов все услышали: что дерево очень доброе, столько животных приютило, дятел его лечит, оно является общим домом для всех.
Позитивные изменения произошли в деятельности учащихся. Самостоятельной работе на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. А я как учитель при этом формирую у учеников навыки самоконтроля и самооценки. Если прежде самостоятельная деятельность детей на уроке использовалась только с целью контроля уровня знаний и умений, то в условиях ФГОС самостоятельная деятельность осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели.
Раньше я организовывала деятельность детей по выполнению заданий из учебника, а сейчас - по поиску, обработке информации, обобщению способов действия, постановке учебной задачи и т. д. Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях. Это позитивный результат новой деятельности в условиях ФГОС.
Стали новыми и формы взаимодействия с родителями учащихся. Если раньше родители не были включены в образовательный процесс, то теперь они имеют возможность участвовать в образовательном процессе.
Надо сказать, что и родители прочувствовали всю серьезность работы по новым стандартам. Организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность позволяет метод проектов.
Все проекты, которые запланированы по «Окружающему миру» или «Литературному чтению» предполагают совместную деятельность детей и родителей. Учитель определяет тему, ставит задачу, знакомит с материалами учебника, распределяет задания, обсуждает способы и сроки работы. Родители помогают ребенку дома подобрать необходимый материал.
Мы с ребятами уже успели поработать над проектами: «Моя малая родина», «Моя семья» ,
Проектный подход может быть применён к изучению любой школьной дисциплины и очень эффективен, ведь ученики открывают для себя новые факты, а не получают их от учителя в готовом виде.
Информационное взаимодействие «родитель – учитель – ребенок» в новых условиях осуществляется не только в виде общения по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече, но и при помощи Интернета (сайт школы, электронная почта). Родители стали хорошо информированы в вопросах образования и очень даже позитивно относятся к новизне в работе учителя.
Мы, учителя, начавшие работать в условиях введения ФГОС, оказались в трудном времени. Но трудное время – это время величайших перемен и возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит «оказаться во времени».
Вся наша работа сегодня позволяет сделать вывод: успешность современного урока, зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам.
Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.