СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на проблемном семинаре

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит материал выступления на Проблемном семинаре по методам формирования у обучающихся  личностных УУД  на уроках русского языка и литературы 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на проблемном семинаре»

Приемы формирования личностных УУД на уроках русского языка и литературы 1.Что такое личностные УУД ? 2. Значимость формирования личностных УУД . 3.Практика формирования личностных УУД 4. Причины того , почему педагоги не актуализируют работу по формированию личностных УУД. 5. Выводы

Приемы формирования личностных УУД на уроках русского языка и литературы

1.Что такое личностные УУД ?

2. Значимость формирования личностных УУД .

3.Практика формирования личностных УУД

4. Причины того , почему педагоги не актуализируют работу по формированию личностных УУД.

5. Выводы

Вступление Под универсальными учебными действиями мы понимаем умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Выделяют следующие виды универсальных учебных действий: Личностные. Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные.

Вступление

  • Под универсальными учебными действиями мы понимаем умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  • Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:
  • Личностные.
  • Регулятивные.
  • Познавательные.
  • Коммуникативные.
Что такое личностные УУД ? Личностные  УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях . Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о  том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Что такое личностные УУД ?

  • Личностные  УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях . Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
  • действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о  том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
Значимость формирования личностных УУД Личностные  универсальные учебные действия  отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающей действительности. К личностным УУД  относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Значимость формирования личностных УУД

  • Личностные  универсальные учебные действия  отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающей действительности.
  • К личностным УУД  относятся:
  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
  • желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • осваивать новые виды деятельности;
  • участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
  • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Практика формирования личностных УУД Современному  учителю приходится применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Практика формирования личностных УУД

  • Современному  учителю приходится применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Приемы и методы формирования личностных УУД на уроках русского языка и литературы Для формирования личностных универсальных учебных действий используются  следующие виды деятельности : участие в проектах; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие материала; мысленное воспроизведение картины, ситуации; самооценка события, происшествия; дневники достижений.

Приемы и методы формирования личностных УУД на уроках русского языка и литературы

  • Для формирования личностных универсальных учебных действий используются  следующие виды деятельности :
  • участие в проектах;
  • творческие задания;
  • зрительное, моторное, вербальное восприятие материала;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации;
  • самооценка события, происшествия;
  • дневники достижений.
Технология проблемного диалога   Например: проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать».( написать словосочетания и предложения на новое правило , создание цитатного плана текста с обозначением идеи и проблем текста и т.д.)

Технология проблемного диалога

  • Например:
  • проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся
  • Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать».( написать словосочетания и предложения на новое правило , создание цитатного плана текста с обозначением идеи и проблем текста и т.д.)
Технология продуктивного чтения   Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс: до начала чтения в процессе чтения после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)

Технология продуктивного чтения

  • Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс:
  • до начала чтения
  • в процессе чтения
  • после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)
Первый этап: На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов учащиеся высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий

Первый этап:

  • На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов учащиеся высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий
Второй этап : Самостоятельное чтение  про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения  задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети  находят в тексте,  и также по ходу чтения проходит  словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором). Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

Второй этап :

  • Самостоятельное чтение  про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения  задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети  находят в тексте,  и также по ходу чтения проходит  словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором).
  • Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.
Третий этап После чтения   ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности. Далее работа усложняется и углубляется. Выделяются средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматривается стиль языка, особенность письма,  приемы, формы, жанры произведений.

Третий этап

  • После чтения   ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.
  • Далее работа усложняется и углубляется. Выделяются средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматривается стиль языка, особенность письма,  приемы, формы, жанры произведений.
Технология оценивания учебных успехов Технология оценивания учебных успехов направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  учеников за счёт изменения традиционной системы  оценивания и также тесно связана с регулятивными универсальными учебными действиями. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация  на успех.  Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к  личностному развитию ученика

Технология оценивания учебных успехов

  • Технология оценивания учебных успехов направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  учеников за счёт изменения традиционной системы  оценивания и также тесно связана с регулятивными универсальными учебными действиями. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация  на успех.  Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
  • Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к  личностному развитию ученика
Технология оценивания реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ), в «Дневниках школьника», в тетрадях по диагностике метапредметных результатов
  • Технология оценивания реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ), в «Дневниках школьника», в тетрадях по диагностике метапредметных результатов
Информационно-коммуникационная технология Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области

Информационно-коммуникационная технология

  • Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
  • ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области
Фрагмент интегрированного урока русского языка в 6 классе   Язык и литература.   Цели:  освоение новых видов деятельности, участие в творческом процессе; осознание себя как индивидуальности и как члена общества; усвоение общепринятых морально-этических норм; осознание  себя как гражданина и представителя , носителя русского языка и русской культуры. Задание: - определите, чему посвящены приведенные ниже пословицы;   - объясните их смысл;   -дополните своими пословицами; - напишите сочинение-миниатюру, взяв в заголовок одну из пословиц. $18.     Человек с друзьями- как широкая степь, а без друзей- как узкая ладонь. $19.     Старая дружба в огне не горит и в воде не тонет. $110.Вдруг не станешь друг. $111.Легче друга потерять, чем найти. $112.Друга за деньги не купишь. $113.Сам погибай, а друга выручай. $114.Знал друга в радости, не оставляй и в горести.

Фрагмент интегрированного урока русского языка в 6 классе

  •  
  • Язык и литература.
  •  
  • Цели:  освоение новых видов деятельности, участие в творческом процессе; осознание себя как индивидуальности и как члена общества; усвоение общепринятых морально-этических норм; осознание  себя как гражданина и представителя , носителя русского языка и русской культуры.
  • Задание:
  • - определите, чему посвящены приведенные ниже пословицы;
  •   - объясните их смысл;
  •   -дополните своими пословицами;
  • - напишите сочинение-миниатюру, взяв в заголовок одну из пословиц.
  • $18.     Человек с друзьями- как широкая степь, а без друзей- как узкая ладонь.
  • $19.     Старая дружба в огне не горит и в воде не тонет.
  • $110.Вдруг не станешь друг.
  • $111.Легче друга потерять, чем найти.
  • $112.Друга за деньги не купишь.
  • $113.Сам погибай, а друга выручай.
  • $114.Знал друга в радости, не оставляй и в горести.
Почему учитель не актуализирует работу по формированию личностных УУД на уроках ? 1.Сложность формулировки конкретных задач урока по формированию личностных УУД. 2.Отсутствие интереса к чтению и навыков самостоятельного поиска информации у детей . 3. Сложности организации групповой работы на уроках и ее последующего анализа . 4. Недостаточный уровень оснащения кабинетов средствами ИКТ и отсутствие системной базы рабочего ( дидактического ) материала и т.д

Почему учитель не актуализирует работу по формированию личностных УУД на уроках ?

  • 1.Сложность формулировки конкретных задач урока по формированию личностных УУД.
  • 2.Отсутствие интереса к чтению и навыков самостоятельного поиска информации у детей .
  • 3. Сложности организации групповой работы на уроках и ее последующего анализа .
  • 4. Недостаточный уровень оснащения кабинетов средствами ИКТ и отсутствие системной базы рабочего ( дидактического ) материала и т.д
Вывод: личностные УУД  позволяют учителю не навязывать правильное отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, в результате происходит развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Вывод:

  • личностные УУД  позволяют учителю не навязывать правильное отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, в результате происходит развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Заключение Памятка для учителя Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е. они должны быть значимы для него. Создать атмосферу успеха. Помогать ребёнку  легко учиться. Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях. Не скупиться на поощрения и похвалу. Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.  

Заключение

  • Памятка для учителя
  • Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.
  • Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
  • Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е. они должны быть значимы для него.
  • Создать атмосферу успеха.
  • Помогать ребёнку  легко учиться.
  • Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях.
  • Не скупиться на поощрения и похвалу.
  • Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.
  •  
Методические задачи для педагогов по формированию личностных УУД   Выберите из перечня действий нужные действия по формированию личностных УУД на уроках : * участие в проектном исследовании ; *креативные ( творческие ) задания ; * «хитроумные решения»; *составление опорных схем ; * самооценка событий , происшествий ; *взаимный диктант ; * составить рассказ от имени неодушевленного предмета ; *групповая работа по составлению опорного конспекта новой темы ; *зрительное, моторное , вербальное восприятие и оценка материала ; *

Методические задачи для педагогов по формированию личностных УУД

  • Выберите из перечня действий нужные действия по формированию личностных УУД на уроках :
  • * участие в проектном исследовании ;
  • *креативные ( творческие ) задания ;
  • * «хитроумные решения»;
  • *составление опорных схем ;
  • * самооценка событий , происшествий ;
  • *взаимный диктант ;
  • * составить рассказ от имени неодушевленного предмета ;
  • *групповая работа по составлению опорного конспекта новой темы ;
  • *зрительное, моторное , вербальное восприятие и оценка материала ;
  • *
Личностные УУД Типовые задачи Примеры заданий На личностное самоопределение ; *на развитие Я-концепции ; *на смыслообразование ; *на мотивацию обучения ; * на формирование элементов оценивания

Личностные УУД

Типовые задачи

Примеры заданий

  • На личностное самоопределение ;
  • *на развитие Я-концепции ;
  • *на смыслообразование ;
  • *на мотивацию обучения ;
  • * на формирование элементов оценивания
Проблемные задачи, решение которых должны быть основаны только на фактах . Ситуативная задача . Творческие задания . Дискуссия . Подведение итогов урока ( рефлексия)
  • Проблемные задачи, решение которых должны быть основаны только на фактах .
  • Ситуативная задача .
  • Творческие задания .
  • Дискуссия .
  • Подведение итогов урока ( рефлексия)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!