Доклад «Принципы формирования и механизмы реализации ООП посредством реализации учебных планов в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС ООО, СОО к результатам освоения обучающимися на уроках биологии». «Использование цифровых образовательных технологий на уроках биологии».
Слайд 1
Здравствуйте уважаемые коллеги, тема нашего заседания «Принципы формирования и механизмы реализации ООП посредством реализации учебных планов в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС ООО, СОО к результатам освоения обучающимися на уроках биологии», тема очень широкая, и я хотела бы начать с того, что
Слайд 2
В Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения, которые вступили в силу с 1 сентября 2022 года чётко сформулированы требования к результатам освоения учащимися биологии, в том числе практическим компетенциям.
Слайд 3
В обновленных ФГОС ООО сохраняется привычная для образовательных организаций и педагогов структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности, к числу которых относятся: наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), возможность разработки и реализации дифференцированных программ, возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов.
В нашей школе для 5-9 классов используется вариант №4 федерального учебного плана основного общего образования при 5 –дневной учебной неделе с изучением родного(эвенкийского) языка, поэтому часть, формируемая участниками образовательных отношений в нашей школе по нулям. Общее число часов, рекомендованных для изучения биологии, – 238 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Слайд 4
При Составлении рабочей программы мы все с вами используем структуру федеральной рабочей программы, а для разработки рабочих программ мы все используем онлайн-сервис «Конструктор рабочих программ», размещённый на портале «Единое содержание общего образования». Небольшое вступление, а тема моего доклада
Слайд 5 Использование цифровых образовательных технологий на уроках биологии
Мы, учителя, всегда хотим сделать уроки более интересными, запоминающимися для ребят. И перед нами встаёт вопрос: что нужно сделать для того, чтобы ребятам было интересно на уроке. А необходимость использования цифровых технологий в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. И педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации.
Слайд 6
Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, потому что цифровые технологии дают возможность повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся.
Для сопровождения уроков биологии сегодня разработано множество цифровых продуктов, которые учителя активно используют на уроках и во внеклассной деятельности.
Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего мною используются на уроке.
Слайд 7
Применение современных технологий в преподавании биологии имеет ряд преимуществ:
- повышает мотивацию современного школьника к занятиям;
- стимулирует его познавательный интерес;
- повышает эффективность групповой и самостоятельной работы;
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
Слайд 8
- способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Слайд 9
Возможности, которые дают цифровые технологии:
- автоматическая проверка (экономия времени учителя, возможность задавать на дом тренировочные тесты) ЯКЛАСС, Решу ОГЭ, ВПР, образовательная платформа Единая коллекция ЦОР;
- мультимедийность (возможность вставить видео, что помогает лучше запомнить материал);
- интерактивность (включение в активную работу одновременно всех учеников группы, что даёт экономию времени);
- совместная работа группы над проектом (возможность совместно создавать документы, презентации);
- статистика ошибок (экономия времени учителя при анализе ошибок);
- разнообразие (возможность быстро генерировать большое и даже бесконечное количество однотипных упражнений – экономия времени учителя, повышение качества образования для ученика).
Слайд 10
1.Я использую в своей работе известный образовательный портал учи.ру, который предлагаем школьникам интерактивные курсы по основным предметам, а учителю можно принимать участие в тематических вебинарах.
Слайд 11
На данный момент на платформе проходит Олимпиада
«Ближе к Дальнему»: она входит в перечень Минпросвещения России на 2024–2025 учебный год и проверяет знания о Дальнем Востоке: его истории, географии, культурном наследии, биологическом разнообразии. Дети принимают активное участие.
Слайд 12
С большим интересом мои обучающиеся работают на уроках, проводимых в форме игры. Интеграция обычного урока с ИКТ позволяет переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, продуктивным.
Кроме того, у обучающихся работает сразу несколько видов памяти. Необходимо помнить о том, что среди детей есть аудиалы, визуалы. Поэтому одному нужно увидеть, другому достаточно услышать материал, а если и видишь, и слышишь, то результат будет выше. А ведь именно этого мы и добиваемся на своих уроках.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, заставляет обучающихся быть на уроках активными, даёт возможность быстрой обратной связи учителя с обучающимся.
Очень удобна для создания тестовых заданий платформа OnlineTestPad.
Преимущество сервиса Onlinetestpad в том, что:
-тесты остаются только "твои",
-можно просмотреть их статистику, никуда в почту входить не надо, чтобы открыть отправленные детьми файлы.
Пример использования данной платформы во время проведения урока биологии в 5 классе. Обучающиеся выполняют тест, созданный на данной платформе. Тест можно сохранить таким образом, что он будет использоваться без подключения к сети Интернет.
Немаловажным преимуществом является немедленное оценивание обучающихся.
Слайд 13
Часто использую группу в контакте «Методическая сокровищница для учителей биологии». В этой группе имеются игры, рабочие листы по биологии, презентации, проверочные работы, которые можно использовать на своих уроках. Делюсь с вами ссылкой на игру биологический кластер «Размножение растений» https://disk.yandex.ru/i/CsrSRF5ULdCvqw Рекомендую
Слайд 14
Wordwall — универсальный учебный ресурс, решающий одну из наиболее важных задач образовательного процесса — повышение мотивации учащихся!
Wordwall можно использовать для создания материалов двух типов: печатных и интерактивных.
Для создания наиболее оптимального ресурса нужно пройти три этапа: выбрать подходящий шаблон, заполнить контентом и спроецировать на экран или распечатать. В Шаблоны входят всем знакомые игры, сопоставления, привести предложения в порядок, согласовать пары, кроссворды и т.д.
Слайд 15
Например, урок «Растительная клетка» в 6 классе., работа с интерактивным заданием «Пластиды», необходимо найти пару.
Слайд 16
После создания упражнения можно переключить его на другой шаблон.
Слайд 17
Например, урок «Низшие растения. Общая характеристика водорослей» в 7 классе, работа с интерактивным заданием на закрепление науки о водорослях, необходимо правильно привести в порядок текст, Слайд 18 также можно данное задание преобразовать в анаграмму.
Слайд 19
Подобным образом можно превратить любой другой ресурс. Сервис предлагает не только создание своего контента, так и возможность использовать задание, которые предложены в библиотеке сервиса. Если задание не совсем то, что нужно, его можно настроить в соответствии с уроком и стилем преподавания. Каждое созданное занятие можно сделать общедоступным. Это позволяет поделиться ссылкой на страницу занятия в социальных сетях, по электронной почте или с помощью любых других средств. Это также позволит другим учителям найти занятие в библиотеке, играть в него и, если необходимо, улучшать его. Но можно хранить задание и в частной форме, что означает, что только создатель можете получать доступ к нему.
Во вкладке «Мои результаты» можно отследить выполнение заданий, которые были отправлены учащимся. Здесь можно увидеть статистику по учащимся, которые выполнили задание.
Слайд 20
Без использования ЦОР никак нельзя обойтись при подготовке к ОГЭ.
Всем известно, что при составлении экзаменационного варианта более 90% заданий ОГЭ из ФИПИ. Однако есть небольшое но, тесты здесь не структурированы, нет разделения по вариантам и типам. Ученикам самостоятельно без учителя нелегко справиться. Поэтому практически каждый урок биологии я начинаю с небольшой разминки. Дети выполняют вот такие тестовые задания в формате ОГЭ, коллективно мы их комментируем, анализируем. Несмотря на это небольшое неудобство, материалы ФИПИ – самые полезные и достоверные материалы в открытом доступе.
Сами ребята предпочитают работать на РЕШУ ОГЭ, так как ко всем заданиям и ответам есть пояснения.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
• целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
• видеть информацию в целом, а не фрагментарно,
• выделять главное в информационном сообщении.
В нашей школе есть необходимые информационные ресурсы: компьютерный класс, наличие компьютера в учебных кабинетах, доступ в Интернет.
Подводя итог, можно сделать вывод, что применение в практике преподавания биологии цифровых образовательных ресурсов способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а значит и эффективности урока. Именно это оживляет процесс обучения и делает его современным. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие оригинальности мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Все делает ученика более подготовленным к жизни в бурно развивающемся цифровом мире.
Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да и не нужно. Каждый учитель должен планировать свои уроки так, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.
Слайд 21 Обратите внимание на следующий слайд
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Амурской области, структурное подразделение ГАУ ДПО «АмИРО» проводит интересные вебинары.
Слайд 22
Спасибо за внимание!