СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме «Система образования Болотнинского района: гордимся прошлым, проектируем будущее»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема выступления "Ключевые аспекты эффективного обучения учащихся начальной школы. Из опыта работы учителей МКОУ Корниловской СОШ имени И.А.Дасько. (Август 2017г.)

Просмотр содержимого документа
«Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме «Система образования Болотнинского района: гордимся прошлым, проектируем будущее»»

Районное методическое объединение учителей начальных классов по теме «Система образования Болотнинского района: гордимся прошлым, проектируем будущее»

Ключевые аспекты эффективного обучения учащихся начальной школы. Из опыта работы учителей МКОУ Корниловской СОШ имени И.А. Дасько август 2017 г. Танкевич В.И., учитель начальных классов

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому, впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и, соответствующей способностям, общественным потребностям, профессии. СЛАЙД 1.)

(СЛАЙД 2.) Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

(СЛАЙД3.) Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека.

Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений. Нужно тот объем, которым владеешь, использовать в реальной жизни. И в нем нет заданий, которые можно решить, просто запомнив формулы.

Наша школа работает по новым стандартам шесть лет. Мы подвели некоторые итоги работы и наблюдений педагогов нашей школы в связи с введением ФГОС. В свете требований по ФГОС происходят изменения не только в деятельности педагогов, но и в деятельности обучающихся.

Изменения в деятельности учащихся

Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а примерные программы ориентированы (СЛАЙД 4.) на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

(СЛАЙД 5, 6.) Индивидуальная и парная формы работы. Самостоятельной и практической работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем, характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

(СЛАЙД 7.) Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. В связи с небольшой наполняемостью класса эта форма работы реализуется чаще всего.

Проектная деятельность. Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися вид творческой деятельности, а также результат этой деятельности, которым присуще отличительные особенности:
– наличие личностно значимой проблемы, социально значимых целей и задач, средств достижения поставленных целей и задач;
– самостоятельное планирование действий по разрешению проблемы;
– самостоятельный поиск информации, ее обработка и осмысление;
– творческое оформление «продукта», представляющего результаты этой деятельности (плакат, реферат, изделие, модель, альманах, мультимедийная презентация и т.п.);
– презентация «продукта» и его социальной значимости;
– наличие сопровождающей и отчетной документации;
– рефлексия собственной деятельности.
Метод проектов можно и нужно применять в начальной школе, поскольку мы, учителя начальных классов, закладываем "фундамент" всего дальнейшего обучения. Он позволяет закреплять полученные на уроках ЗУНы, усваивать новую информацию в ходе проектной деятельности, способствует развитию компетенций. (СЛАЙД 8, 9.) В учебниках УМК «Школа России» предусмотрена проектная деятельность учащихся, как на уроке, так и вне урока, с использованием различной информации.

(СЛАЙД 10.) Исследовательская деятельность. Учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены  с опорой на

деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать. "Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко. Если у тебя есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи!" Большой материал для исследований содержится по окружающему миру (практические работы с использованием приборов, лабораторного оборудования для проведения опытов и наблюдений). В этом году наши ученики принимали участие в районном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов обучающихся начальных классов с темой «Зимующие птицы нашего села" и « История коромысла». Ученицы 2 и 4 классов заняли 1 место.

СЛАЙД 11.) Освоение информационно-коммуникативных технологий. В соответствии с новыми стандартами нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а, наоборот, – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации (в окружающем школьном и внешкольном пространстве, в средствах массовой информации, сети Интернет) и навыки ее применения в реальной жизни..

Современные УМК комплектуются не только приложением печатной продукции (рабочие тетради, контрольно-измерительные материалы, методические пособия, таблицы), но и цифровыми образовательными ресурсами (компакт-диски, адреса сети Интернет). Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни, понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом. Изучение искусства предлагает изучение современных видов искусств наравне с традиционными. В частности, цифровые фотографии, видеофильмы, мультипликации. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете. Компьютер и другое цифровое оборудование должно стать наравне с тетрадкой и ручкой. Школьник будет учиться искать информацию в Интернете, фиксированию на видеокамеру образов окружающего мира, подготовке выступлений с мультимедийной поддержкой. Ученик должен уметь работать с программами, сопровождающими изучаемый предмет, создавать электронный продукт своей деятельности (документ, рисунок, презентация). Работа на уроке с компьютером   предусматривает не более 15 минут.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…» Л.Н.Толстой.

(СЛАЙД 12, 13.) Использование информационного пространства школы

(СЛАЙД 14.) Внеурочная и внешкольная деятельность. Реализация стандарта второго поколения ведётся не только в классно-урочной форме. Стандартом введены новые формы обучения и развития личности ребёнка, а именно - внеурочная деятельность. В Корниловской школе внеурочная деятельность ведётся по различным направлениям и реализуется в таких формах, как изостудия «Весёлые краски», клуб «Тропинки», кружок «Умельцы», кружок «Народные игры», «ИКТ и информатика». (СЛАЙД 15.) Ребята с удовольствием занимаются не только в творческих объединениях, но и принимают участие в школьных и клубных мероприятиях.

Дифференциация обучения. Основой дифференциации стал учет сформированности учебной деятельности школьника, знание учителем того, какие ее компоненты у ребенка не развиты, и на этой основе обеспечение восполнения пробелов и устранение возникших трудностей. Задания стали разноуровневыми, позволяющие не затормозить развитие сильных учащихся и помочь слабым преодолеть трудности учения. При этом каждый ученик имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников). (СЛАЙД16.)В учебниках и рабочих тетрадях предоставлен обширный материал, который способствует не только усвоению программного материала, но выбору и выполнению заданий по силам и желанию. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать больше, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее.

Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.

Оценивание результатов деятельности, методы системы оценивания. С учетом того, что современная начальная школа – это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика. Оценка должна отражать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность.

(СЛАЙД 17.) Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

И здесь на помощь могут прийти различные методы системы оценивания, которые уже давно используются при безотметочном обучении:
- лесенки достижений, где помещенная на ту или иную ступеньку лесенки фигурка символизирует исходный уровень владения данным навыком;
- волшебные линеечки, подробно описанные в книге «Оценка без отметки» Г.А. Цукерман;
- листы индивидуальных достижений, где закрашивание определенной клетки фиксирует формирование определенного навыка на данном этапе;
- листы наблюдений, оценочные листы и др. (СЛАЙД 18, 19 .)

Подводя итог проделанной работе по внедрению ФГОС мы подошли к новому пониманию результатов образования: (СЛАЙД 20 .)

Личностные результаты

- система ценностных ориентиров обучающихся;

- готовность к саморазвитию и личностному самоопределению;

- мотивация к обучению и познанию;

- социальные компетентности;

- основы гражданской идентичности.

Метапредметные результаты

- универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметные результаты

- освоенный в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению + система основополагающих элементов

научного знания.

Модель выпускника начальной школы

(СЛАЙД 21 .) По новым образовательным стандартам, выпускники начальной ступени должны быть деятельными и активными, любознательными, инициативными, открытыми внешнему миру, доброжелательными и отзывчивыми. У них должно быть положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающей среде и навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

Использование возможностей современных развивающих технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми).

Какие бы преобразования нас не ожидали, мы не имеем права быть равнодушными учителями, ведь именно мы прививаем любовь к знаниям, к открытиям. И если все нововведения будут сопровождаться СИТУАЦИЕЙ УСПЕХА, то ребенок будет с большим интересом стремиться познавать все новое. Мы не должны забывать, что все нововведения коснуться и детей, и учителя, и УСПЕХ завтрашнего дня зависит от нашего СЕГОДНЯ!

(СЛАЙД 22 .) Упала с неба капля дождевая,
Всего минуту, может, прожила.
И, всё же, век короткий доживая,
Она травинку напоить смогла,
Да так, что та окрепла, осмелела
И в рост пошла,
Как люди ходят в путь.
Вот так и нам суметь бы
Жизнью всей и делом
Пролиться каплей для кого-нибудь.

2