Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Бургуйская СОШ»
Районный семинар учителей русского языка и литературы
ДОКЛАД
«Развитие эмоционального интеллекта обучающихся
на уроках русского языка и литературы»
Подготовила:
Гомбоева С.Г.,
учитель русского языка и литературы
Январь 2022 г.
Оглавление
Введение. Актуальность темы………………………………………………………3
Развитие эмоционального интеллекта обучающихся на уроках русского языка и литературы…………………………………………………………………………..4
Заключение…………………………………………………………………………10
Методические и информационные ресурсы……………………………………...11
Приложение
Введение. Актуальность темы.
Рене Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно, я существую», я бы изменила эту фразу так: «Я чувствую, следовательно, я живу». Жизнь человека немыслима без чувств и эмоций, которыми она наполнена, именно они задают направление дальнейших действий человека и влияют на его сознание.
Чувства и эмоции влияют на все сферы человеческой жизни, поэтому умение разбираться и управлять собственными эмоциональными состояниями является одним из важнейших умений. Согласно последним исследованиям, успешность человека в жизни лишь на 20% зависит от коэффициента умственного развития (IQ), остальные 80% — это коэффициент эмоционального развития. Безусловно, нельзя недооценивать умственное и логическое развитие человека, ведь эти процессы тесно связаны с развитием эмоциональным и непосредственно влияют друг на друга. Но человек, способный разобраться в собственных чувствах и эмоциях, умеющий управлять эмоциональными состояниями, понимающий эмоции и чувства других и правильно оценивающий их, а как следствие - выстраивающий на основе этого понимания конструктивное взаимодействие с окружающими, является наиболее успешным в современном мире. Перечисленные выше навыки являются основой не так давно сконструированного понятия «Эмоциональный интеллект», введенного Д. Майер и П. Саловой в 1990 году.
Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины. Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которое первоначально означает процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека.
Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем.
Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми.
Школьная жизнь ученика — это своего рода школа формирования нравственности, приобретение жизненного опыта. Поэтому содержание обучения и воспитания, как равно значимых частей единого целого, должно определяться принципами личного подхода к ребенку. Важно воспитывать человека с развитым нравственным потенциалом и «эмоциональным интеллектом», воспитывать личность самостоятельную, творческую, способную оказать позитивное влияние на окружающий мир.
Выбранная мною тема, безусловно, актуальна. Убеждена, что важно развивать эмоциональный интеллект у современных школьников, скорость мышления которых огромна; они мгновенно находят необходимую информацию, обрабатывают и анализируют ее, но многие современные учащиеся не способны понять и услышать другого, проявить сочувствие и сопереживание. Именно поэтому развитие эмоционального интеллекта имеет огромную роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся.
Важность уроков литературы и русского языка в развитии эмоционального интеллекта и как следствие духовно-нравственных качеств современного школьника очевидна. На уроках словесности школьники учатся не только понимать себя и свои чувства, но и сопереживать, сострадать, радоваться.
Развитие эмоционального интеллекта обучающихся на уроках русского языка и литературы
На сегодняшний день с уверенностью можно отметить следующие факты:
Уровень эмпатии у обучающихся снижен и, как следствие, школьники испытывают затруднения в понимании чувств и эмоционального состояния литературных персонажей, в постижении идейно-художественного своеобразия произведения.
Учащиеся не умеют понимать, принимать и контролировать собственные эмоции.
У большинства школьников отсутствует эмоциональный отклик во время чтения литературных произведений, отмечается равнодушное отношение к чужой боли.
Важно отметить и сложившиеся противоречия:
Между доступностью и разнообразием литературных произведений и отсутствием у обучающихся желания читать.
Между снижением уровня речевой культуры обучающихся и необходимостью развития языковой грамотности.
Между поступками литературных персонажей и поведением людей в реальной жизни.
Между читательскими интересами и вкусами обучающихся и кругом чтения, предлагаемом учебной программой.
Таким образом, перед учителями встает проблема: традиционные методы обучения не в полной мере способствуют развитию эмоционального интеллекта и духовно-нравственных качеств обучающихся.
Для себя, как учителя русского языка и литературы, я поставила следующую цель: создание на уроках литературы условий для развития эмоционального интеллекта в процессе постижения идейно-художественного своеобразия произведений литературы; духовно-нравственное воспитание и повышение качества знаний на основе применения разнообразных технологий эмоционального погружения.
Задачи:
Выбрать наиболее эффективные методы, средства и формы взаимодействия с обучающимися на уроках русского языка и литературы.
Формировать положительную мотивацию школьников к изучению русского языка и литературы, к процессу чтения и потребности читать.
Вводить обучающихся через литературу в мир человеческих отношений, морально-нравственных ценностей.
Развивать творческие способности обучающихся.
Расширять опыт участия обучающихся в устном общении: умение участвовать в диалоге, в дискуссии, строить эмоциональное монологическое высказывание.
Концепция: «В какой мере работа ума становится трудом души – вот критерий урока литературы» (педагог-новатор Е.Н. Ильин). Теоретико-методологические основы концепции:
Теории познания, теории деятельности, теории развития личности в обучении (Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин др.).
«Педагогика сотрудничества», гуманно-личностные технологии Ш.А. Амонашвили.
Система преподавания литературы Е.Н. Ильина как предмета, формирующего Человека.
Активные методы обучения.
Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»
Уроки словесности должны быть главными и важнейшими средствами развития эмоционального интеллекта, поэтому сегодня гораздо важнее сделать уроки яркими, интересными и запоминающимися с помощью использования нетрадиционных форм и разнообразных технологий эмоционального погружения, ведь как говорил Л. С. Выготский, «только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».
Технологии развития эмоционального интеллекта на уроках литературы в большинстве своем основаны на синтезе различных искусств, который способствует эмоциональному погружению в учебный материал, эмоциональному отклику, развитию самосознания, появлению сочувствия и сопереживания литературному герою, «другим». Приемы и методы, затрагивающие эмоции ребенка, развивают ассоциативное мышление, творческие способности, помогают глубокому погружению в текст и постижению идейно-художественного своеобразия произведения. Изучение литературы в единстве с другими видами искусств позволяет ученикам войти в некий культурный пласт, увидеть его многообразие и целостность.
Сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства (живопись, музыка, ораторское искусство и др.) позволяет сделать инструментом познания не только разум, но и чувства учеников.
Приведу несколько приемов, направленных на развитие эмоционального интеллекта.
Коммуникативный прием, направленный на развитие эмоционального интеллекта и часто применяемый мною на уроках русского языка и литературы, это прием «Миром правят мысли». Он предполагает разбор в начале или в конце урока одной цитаты известного актера, режиссера, писателя, политика или философа, связанной с восприятием мира, с эмоциями. Хорошо, если слова принадлежат человеку, знакомому современным подросткам. Предлагаю ученикам согласиться или не согласиться с цитатой и аргументировать свою точку зрения, опираясь на литературные произведения. Задание можно выполнять в устной или письменной форме. Приведу несколько примеров таких цитат:
«Найти себя невозможно — себя можно только создать» (Джонни Депп)
«Рецепт успеха в любом деле быть искренним» (Сергей Бодров)
«Попытайтесь осчастливить хотя бы одного человека и на земле все будут счастливы» (Юрий Никулин)
«Я не боюсь ошибок потому, что они лучше всего могут чему-то научить» (Орландо Блум)
«Смысл жизни – в умении видеть» (известный кинорежиссер Андрей Кончаловский) и другие.
Приемы «Синквейн», «Придумай финал» и «Чтение со «стопом» (из технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления») хорошо работают с небольшими по объему произведениями, которые содержат неожиданную развязку или финал.
Например, при работе с рассказом Гурама Петриашвили «Бабочка» я использую прием «Чтение со «стопом»: прогноз, конструирование текста, по опорным словам, размышление над прочитанным, двухчастные или трехчастные дневники.
А при работе над рассказом «Последняя просьба» Александра Вампилова предлагаю ученикам самим додумать финал, отвечая на вопрос: «Какова была последняя просьба главного героя перед смертью?» После написания финала произведения ученики сопоставляют его с авторским. Данный прием позволяет погрузиться в эмоциональное состояние литературных героев, понять их мысли и чувства, идейную проблематику произведения в целом.
Очень важно на уроках литературы использовать визуальное искусство, благодаря которому можно наблюдать различные преломления текста. Приведу пример работы над стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою…» (5 класс). Данное стихотворение Ф.И. Тютчева – благодатный материал для изучения: оно вызывает эмоциональный отклик младших школьников, позволяет познакомиться с секретами поэзии. К тому же есть много произведений искусства, которые помогают в процессе анализа поэтического текста развивать образное видение учащихся, творческие способности и, конечно, эмоциональный интеллект. Эмоциональной подаче материала способствуют и специально подобранные музыкальные произведения. Все это делает работу с поэтическим шедевром настоящим праздником красоты.
В век информационных технологий, увлечения гаджетами на своих уроках использую видеоряд: фрагменты кинофильмов, видеоролики. на уроке. Кинематограф – один из видов визуального искусства, часто применяемого на уроках литературы. Погружению в текст и эмоциональному отклику способствуют такие приемы как «Экранизация + текст», «Экранизация + идея», «Экранизация + вопросы и ответы», которые увеличивают в способность учеников понять авторский замысел, тему и нравственную проблематику произведения.
Например, при изучении романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» учащимся можно показать фрагменты из кинофильма Карена Шахназарова «Курьер» и попросить сопоставить проблематику этих произведений. В результате десятиклассники приходят к выводу, что проблема отцов и детей - вечная проблема.
На мой взгляд, можно использовать экранизацию сложнейшего произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». «У Кулиджанова один Тараторкин-Раскольников чего стоит! За две серии все успел сказать зрителям. А были там еще и Смоктуновский в роли Порфирия Петровича, Ефим Копелян - Свидригайлов, Майя Булгакова - Катерина Ивановна... Каждый из актеров привнес столько мысли, столько своего собственного гения в ту картину - забыть невозможно» - говорил о фильме прямой потомок великого писателя, его родной правнук Дмитрий Достоевский.
Эффективным приемом работы на этапе погружения в текст является прием работы над художественной деталью. Через деталь обратить учащихся к пониманию идейно-художественного содержания произведения.
Очень люблю произведения К.Г. Паустовского. Например, рассказ «Телеграмма». Развернутую характеристику героини рассказа Насти, дочери Катерины Петровны, можно составить с помощью детали: «Сольвейг» - «холодные глаза» (роль эпитета) и др.
Объектами исследования в тексте могут стать и мотив, и мелодика, и пространство, и время, и даже отдельное слово из изучаемого произведения. В этой связи очень эффективно обсуждение названия произведения, имен, фамилий героев.
Приемы работы с воображением и ассоциативным мышлением учащихся так же способствуют развитию эмоционального интеллекта. Эти приемы помогают учащимся понять свои внутренние состояния в момент изучения произведения, дают возможность почувствовать, увидеть, мысленно и сердцем прикоснуться к тому, что изучается. Приемы «от слова к чувству» нравятся ученикам, не требуют дополнительной подготовки, но при этом способны рождать на уроках разнообразные эмоции, переживания по поводу одного и того же произведения, одного и того же художественного образа. Ассоциации может вызвать слово учителя, текст произведения, образ, выражение, музыка, видеоряд.
Не могу не упомянуть и творческую работу на основе полученных знаний и впечатлений: эссе, письма, этюды, стихотворения собственного сочинения, буклеты и другое.
Заключение
Таким образом, уроки словесности сегодня должны стать живыми, гибкими, яркими, эмоциональными, наглядными, интригующими. Лишь в этом случае можно надеяться на отклик в душах ребят.
Очень важно, чтобы на уроках литературы создавалась обстановка, в которой ученики могли бы свободно высказываться и творить. Синтез искусств, безусловно, способствует раскрытию творческой личности и встрече ребенка с самим собой. А современный учитель должен быть человеком, способным зажечь сердца учеников, заставить сопереживать или сорадоваться литературным героям.
В заключение хотелось бы отметить, что в наш рациональный век, век повального увлечения всевозможными гаджетами, важно не забывать о формировании читательской культуры, немаловажным компонентом которой является эмоциональный интеллект - умение проживать, прочувствовать ситуацию изнутри, и через сопереживание, сострадание и, что немаловажно, совместную радость творить в себе Человека.
Методические и информационные ресурсы.
Живопись и критическое мышление
https://www.edutopia.org/discussion/using-art-teach-critical-thinking
Исаченкова Н. В. «Сравнительный анализ художественного текста на уроках литературы. Методическое пособие. — СПб. : «Паритет», 2003.
Исследования «Эмпатия через литературу» https://www.empathylab.uk/empathylab-research-bank
Как чтение может научить сочувствию
https://www.theguardian.com/teacher-network/2015/may/13/reading-teach-children-empathy
Сергиенко Е. А., Ветрова И. И.: Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство, Изд. Институт психологии РАН, 2010
Усов Ю. Н. В мире экранных искусств. - М.: SvR —Аргус, 1995.
Шамрей Л. В. Образный диалог времен как принцип и способ изучения художественной культуры. — НИРО, Нижний Новгород, 1993.
7