Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новороговская средняя общеобразовательная школа № 2
Выступление на РМО
«Классных руководителей»
«Современные воспитательные технологии в формировании здорового образа жизни»
Подготовил учитель начальных классов:
Казарцева Лада Романовна
Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик.
В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранить и укреплять здоровье, формирование гигиенических навыков, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья. Содействию у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Сохранение и укрепление здоровья школьников — это главная составляющая в работе педагога. В. А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…» и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества. В настоящее время в результате активного реформирования российского образовательного пространства, особое внимание уделяется не только повышению качества учебного образовательного процесса, но и особенно пристальное внимание педагоги стали уделять внедрению здоровьесберегающих технологий в систему учебно-воспитательного процесса, что способствует становлению развитой воспитанной личности ученика.
В нашей школе работа по формированию здорового образа жизни реализовывается через повседневное проведение подвижных игр на переменах, физкультминуток на уроках, занятиях на уроках физической культуры, внеклассной работе и игровой деятельности, спортивных праздников, работу с родителями и окружающими учреждениями социума.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования выделяют несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
Классификация здоровьесберегающих технологий в образовании:
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения участников образовательного процесса;
В школе здоровьесберегающие технологии подразделяют на два направления:
Формы работы педагогов
Урочная деятельность:
– строгое соблюдение режима школьных занятий (по правильно составленному расписанию по СанПиН);
– построение уроков с учётом работоспособности детей;
– использование средств наглядности;
– смена видов учебной деятельности;
– обязательное выполнение гигиенических требований;
– благоприятный эмоциональный настрой;
– применение дидактических игр, физкультминуток, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики на уроках;
– работа в группах и парах.
Внеурочная деятельность
– занятость в кружках и секциях;
– экскурсии, походы на природу;
– дни здоровья, спортивные праздники
– беседы, классные часы на тему здоровьесбережения;
– динамические паузы;
– утренняя гимнастика (при благоприятных погодных условиях – на свежем воздухе);
– подвижные игры на переменах;
– гимнастика для глаз, физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастика на уроках;
– Творческие конкурсы:
рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растем», «Физкуль-ура!»;
поделок «Золотые руки не знают скуки»;
фотоколлажей «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»;
сочинение стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»;
Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе в этой связи стоят следующие задачи:
— объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции и его реализация;
— необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих технологий;
— ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье обучающихся;
— целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с обучающимися, отслеживание получаемых результатов, как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;
— содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, обучающихся и их родителей для создания условий, и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.
Таким образом, главной задачей реализации здоровьесберегающих технологий является организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.