Выступление на РМО учителей истории и обществознания на тему: «Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания»
Функциональная грамотность человека проявляется в его способности действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определенные знания, умения и навыки.
Выделяют основные направления формирования функциональной грамотности: (математическая гр, читательская гр, естественно-научная гр, финансовая гр., глобальные компетенции и креативное мышление). Функциональная грамотность занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, поэтому его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская. Я остановлюсь подробнее на теме: «Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания» Достаточно рассмотреть КИМы ОГЭ и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. Современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное.
Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей. Ученик должен научиться находить, извлекать нужную информацию, интерпретировать и интегрировать ее, осмысливать и оценивать содержание текста, использовать полученную информацию.
Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой задачи. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность - это метапредметное умение, которое важно формировать на всех школьных предметах, используя задания по читательской грамотности.
В процессе работы выявляешь основные дефициты у детей
- неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
-не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
-отсутствие навыка целостного анализа информации
- не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
- неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
Какие же средства помогают формировать функциональную грамотность на уроках истории и обществознания:
-
пересказы параграфа, дополнительной литературы, в 5 классах мифов, в 6-8 биографий, и т.д.) - предоставление учащемуся возможности монологически грамотно изъяснять свои мысли,
-
познавательные игры (колесо истории, крестики-нолики – повторение пройденного материала), викторины, уроки-дебаты 8-9 кл (например, в 8 кл на тему «Петр 1 в истории России, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
-
исторические диктанты с последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
-
изучение исторических и правовых документов, умение извлекать нужную информацию, производить анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение.
-
чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям.
-
исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз, убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).
-
функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения
Для того чтобы научить ребенка пониманию информации в тексте, есть множество приемов.
Приемы работы с текстом:
- выделение в тексте главных положений и смысловой идеи (первое время (в 5-6 классах) такой вид работы дается не просто ученикам, в дальнейшем они уже справляются легко);
- составление вопросов к тексту и ответы на них; (ученикам очень нравится следующая работа с текстом: как правило это задание дается на дом: к каждому пункту текста составить 2-3 вопроса таких, чтобы на них не было явного ответа в тексте.).
- комментированное чтение текста (если в 5-6 классах достаточно комментирование текста учебника, то в более старших классах производится комментирование чтение исторических источников);
- аналитическое чтение текста; выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц;
- разбивка текста на смысловые части;
- составление различных видов планов (данный вид работы мы встречаем в ОГЭ и ЕГЭ; анализ результатов работ выпускникам показывает, что в таких заданиях ученики делают немало ошибок; поэтому, начиная с 8 класса я учу составлять план текста, не используя готовые словосочетания из текста);
- составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц;
- подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста;
- составление логической схемы, кластера на основе ключевых извлечений из текста;
- преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму;
- развертывание текста;
- на основе сопоставления нескольких источников восстановление поврежденного текста;
Прием 1. «Корзина» (обучающиеся записывают все понятия, идеи, имена по данной теме).
Пример приема «Корзина» на уроке истории в 6 классе. Тема «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»: можно предложить обучающимся высказать, что такое «Инквизиция», причины и последствия появления данного явления, привести примеры.
2. Прием «Синквейн» применяю на разных этапах уроков и в качестве дз.(первая строчка – одно существительное, вторая строчка – описание двумя прилагательными, третья строчка – описание действия тремя глаголами, четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме, пятая строка – это синоним из одного-двух слов, который отражает суть понятия).
Тема «Столетняя война»:
1) Жанна дАрк;
2) отважная неординарная;
3) сожгли, реабилитировали, канонировали;
4) главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне;
5) Орлеанская дева.
Приём 3. Составить рассказ – путешествие от первого лица.
Данный прием также удачно применяется в 5 классах, когда у учителя истории стоит задача – мотивировать учеников на изучение истории, полюбить этот новый предмет.
Прием удачен при изучении таких тем, как «Жизнь египетского вельможи», «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте», т.е. такие темы, где описывается жизнь и быт людей, и т.п.
Прием 4. Работа с понятиями.
существует множество приемов работы с понятиями. Например:
-
«Четвертый лишний» (исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три).
-
«Продолжи ряд» (написаны два-три слова, ученик угадывает принцип, по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова).
-
С проверяемым термином надо составить предложение (или – с определенным количеством терминов составить рассказ). Проверяется уместность употребления слова, понимание контекста.
-
Самостоятельное составление кроссворда. Самый простой вид кроссворда: одно слово по вертикали, остальные – по горизонтали отходят от него параллельно друг другу.
-
Дается текст с пропусками терминов, под ним - список понятий, их надо вставить в нужное место текста (варианты: список избыточный, надо отобрать подходящие слова, или слова даются в именительном падеже, и их при необходимости надо склонять, менять окончание, пр.) и др
Прием 5. «Толстые и тонкие вопросы». Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ на вопросы: Где? Когда? Что? Кто? Толстый вопрос предполагает развернутый ответ: Каковы последствия? В чем состоят различия?
Пример. Тема урока истории в 7 классе «Церковный раскол». Можно предложить обучающимся задать толстый и тонкий вопросы. Тонкий вопрос: Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники? Толстый вопрос: Какие причины церковного раскола можете назвать?
Прием 6. «Кластер» («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди винограда.
прием 7. Составление по тексту учебника ребуса, теста (альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности).
Заключение. Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования читательской грамотности учащихся. Необходимо регулярно развивать «смысловое чтение», т.к. оно означает наиболее точное понимание и осознание прочитанного текста. Ученик, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, совершенствовать приобретенный опыт работы с информацией. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий, которые способствуют развитию проектных и исследовательских компетенций учащихся.