СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на родительском собрании на тему: "Домашние уроки. Как помочь ребенку хорошо учиться".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на родительском собрании на тему: "Домашние уроки. Как помочь ребенку хорошо учиться".»

Домашние уроки. Как помочь ребенку хорошо учиться и стать самостоятельным.

Учащиеся-второклассники существенно отличаются от первоклассников. Они знают, что собой представляет процесс учения, уверенно чувствуют себя в школе, во время уроков и в общении с учителем.

Второклассники чрезвычайно подражательны: они подражают своим родителям, старшим братьям и сестрам, старшеклассникам, друзьям, своим учителям. Именно во 2 классе начинается серьезная учебная деятельность, оценка которой определяется системой отметок.

Главный объект труда второклассника – книга, тетрадь, а главный труд в школе – учение. Необходимо поддерживать их интерес к учению, помочь им почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у них любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания.

С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить порядок выполнения уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу, вести ее, не отвлекаясь и в хорошем темпе. Доводить начатое дело до конца, добиваться поставленной цели, рационально распределять свое время, выполнять домашнее задание самостоятельно - всему этому ребенка нужно учить, учить тактично, не отбивая интереса к учебному труду.

Ваш ребенок чему-то учится. Общий итог будет состоять из нескольких частных результатов.

  1. Самый очевидный – знание, которое он получит, или умение, которое он освоит.

  2. Результат менее очевидный – это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя. Учить себя очень сложно, тем более детям.

  3. Результат – эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах. А это зависит от того, насколько эффективными были ваши занятия.

  4. Результат – след ваших взаимоотношений с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог может быть либо положительным (остались довольно друг другом), либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств).

Родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (выучился? научился? оценка?). Ни в коем случае не забывайте об остальных трех. Они гораздо важнее.

Мы, взрослые, должны учитывать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, знать его темп работы, наблюдать за его ростом и развитием. Любую работу он должен выполнять «на успехе». Очень важно поддерживать даже самые незначительные результаты, особенно если при этом ученик проявил самостоятельность, терпение, настойчивость.

Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка.

Усилия семьи и школы в решении этой проблемы должны быть едиными. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

- организация режима дня;

- контроль за выполнением домашних заданий;

- приучение детей к самостоятельности.

1.Направление - организация режима дня. Она позволяет ребенку:

- легче справиться с учебной нагрузкой;

- защищает нервную систему от переутомления. У 20% школьников плохое здоровье – причина неуспеваемости. Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; к прогулкам на свежем воздухе. Соблюдение режима дня – залог здоровья.

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг и желательно в одно и то же время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.

Необходимо правильно организовать сон. Хороший, спокойный сон – это основа здоровья. Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии ребенка.

2. Направление помощи – контроль за выполнением домашних заданий. Контроль должен быть в системе, а не от случая к случаю. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности. Ученик не понимает вопросов учителя, ответов одноклассников, становится неинтересно на уроке, нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. Контроль – это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов. Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс, как ребенок выполнял эту работу, где нужно помочь.

Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому нужно приучать детей к планированию предстоящей работы.

Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час, т.к. у ребенка вырабатывается установка, психологическая готовность. Уроки должны быть выполнены и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам быть не может. Для выработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе как важному и серьезному делу.

Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным, никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела. Работают хорошо те, кто работает быстро. Поэтому нужно ограничивать во времени – ставить часы.

Труднее всего даются навыки письма. В наш век каллиграфическое письмо не самое главное, но важно приучить ребенка писать чисто, аккуратно, разборчиво, начертания букв, соединения должны быть правильными, соблюдать поля, красную строку и т.д. Для развития мелкой моторики хороши след. упражнения: раскрашивание, аппликация, лепка, рукоделие, рисование. Прививайте аккуратность при выполнении любой работы.

Наберитесь терпения, добрых слов, как можно больше требовательности и уважения к детям, контроль должен быть ненавязчивым и тактичным. И тогда вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесет свои плоды.

Возникает вопрос, а когда же ребенка оставлять наедине с уроками ?

Делать это нужно как можно раньше, но постепенно. При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время.

3. Направление помощи – приучение к самостоятельности. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя. При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. Научить ребенка думать – главная обязанность родителя.

Как привить навыки контроля ?

Во 2 классе ребята обычно могут контролировать свое внешнее поведение, но еще не умеют держать под контролем свою умственную деятельность. Ученики в этом возрасте могут вообще не осознавать, выучили они заданный урок или нет. Самоконтроль в этом возрасте развит очень слабо. Только в третьем классе у ребенка самоконтроль уже достаточно развит для того, чтобы он сам проверил свои ошибки. Особенно плохо контролируют себя и свои ошибки при письме дети торопливые и неосторожные. Несобранность и рассеянность не позволяют сосредоточить свое внимание. Должно пройти время. Психика ребенка окрепнет, он станет спокойнее и постепенно войдет в определенный ритм работы.

Какие же приемы использовать для развития самоконтроля?

Начните с того, что при подготовке д/з ребенок должен внимательно прочитать задание вслух. Затем пусть объяснит, как он понял то, что требуется сделать. Выполняя задание по переписыванию текста, ученик должен предварительно проговаривать каждое слово вслух. Если понадобится проверочное слово, пусть сам постарается найти его и объяснить, почему именно это слово подходит. Так ребенок научится находить проверочные слова и контролировать свои ошибки при письме.

Устные ответы – это один из самых эффективных приемов повторения и закрепления изученного материала. Здесь можно сразу же выявить все речевые и смысловые ошибки и недоработки. Вот почему важно, чтобы ребенок вслух пересказывал изучаемый материал дома. Для детей стеснительных, робких хорошим примером является рассказ перед зеркалом.

Все дети способны, но способности развиваются только в труде, и надо научить ребенка напрягать волевые усилия. Наша задача – постепенно приучить школьника контролировать и оценивать свои действия.

Родителям следует запомнить несколько правил:

  1. Не требуйте многократного переписывания заданий с черновика на чистовик. Лучше выполнить задание один раз, но качественно.

  2. Для сохранения работоспособности, успешного выполнения д/з необходим четкий ритм занятий. Например, работает второклассник 25 минут, а затем 5-10 минут отдыхает (восстанавливается внимание, физические упражнения).

  3. Если же ребенок учится во 2 смену, то вечером д/з просматривается, разбираются сложные для ребенка вопросы, а работа выполняется в первую половину дня.

  4. По русскому языку логично сначала прочитать правило, а затем перейти к выполнению упражнения. При письме не стойте за спиной ребенка, не сердитесь и не злите его.

  5. Продолжительность работы ребенка по приготовлению д/з во 2 классе до полутора часов.

  6. Строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано все, что отвлекает. Хорошо бы установить четкий и постоянный порядок расположения предметов на рабочем столе, не меняющийся. Все должно находиться на своих местах. Перед глазами календарь и расписание уроков. Правильное освещение.

Памятка для родителей «Как относиться к отметкам ребенка»

  1. Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если таким быть не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.

  2. Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которое он сможет приобрести в результат ежедневно упорного труда.

  3. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

  4. Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных победах над собой, над своей ленью.

  5. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.