Тема выступления на родительском собрании:
«Рекомендации учителя- логопеда родителям по развитию правильных речевых навыков у их детей»
Москвитина Ольга Семеновна, учитель-логопед
1 СЛАЙД Тема моего выступления звучит так: «Рекомендации учителя- логопеда по развитию правильных речевых навыков у детей»
2 СЛАЙД
Характерными особенностями речевого развития детей, обучающихся в нашей школе, являются:
- недостаточное использование речи в процессе игры и общения,
- бедность словаря,
- значительные нарушения артикуляции,
- значительные дефекты произношения,
- значительные нарушения в формировании фонематического слуха,
3 СЛАЙД
- затруднения в проведении звукового анализа слова,
- отсутствие желания понять прочитанное, поэтому их пересказ непоследователен, нелогичен.
- нарушение усвоения значений слов,
- трудности овладения грамматическим строем речи,
- стойкие нарушения чтения и письма.
4 СЛАЙД
Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия.
Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей. В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, интересно рассказывать.
Часто у Вас возникает вопрос – когда заниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени и сил…
Не секрет, что значительную часть времени, вы, уважаемые мамы, проводите на кухне, а уважаемые папы часто помогают на кухне мамам.
5 СЛАЙД
Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком и развития его речи, используя логопедические игры, то есть разнообразные задания и упражнения, способствующие развитию речевых навыков.
А различных «дидактических» материалов на кухне – более чем достаточно.
6 СЛАЙД
На что же могут быть направлены логопедические игры, то есть задания и упражнения, способствующие развитию речевых навыков?
Первая группа - на развитие мелкой моторики.
Вторая - на формирование правильной воздушной струи.
Третья - на развитие артикуляции.
Четвёртая - на развитие звукового восприятия (фонематического слуха).
Пятая - на обогащение словарного запаса.
И шестая группа логопедических игр направлена- на развитие связной речи.
Остановимся на каждой группе.
7 СЛАЙД
Итак, первая группа - игры, направленные на развитие мелкой моторики
Например, вы заняты на кухне приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено — тем самым он окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи, то есть ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Превратите это упражнение в игру под названием «Поможем Золушке»
8 СЛАЙД
Для игры «Юный художник» раскрошите яичную скорлупу на кусочки, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина (или клея) – это будет фон. А затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы. Чем старше ребёнок, тем сложнее картина.
9 СЛАЙД
Так же в изготовление картин можно использовать манную крупу, соль.
Пока на плите варится обед, нарисуйте вместе с ребёнком на листе картона зимний пейзаж. Нанесите кисточкой на крыши домов и ветки деревьев толстым слоем клей (лучше ПВА) и сверху посыпьте соль. Когда клей высохнет, неприклеевшиеся остатки соли можно стряхнуть.
С помощью такой техники можно сделать обитателей моря, пляж, платье куклы, украшенное бриллиантами, и так далее.
10 СЛАЙД
Для развития правильных речевых навыков важное значение имеет правильное речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
11 СЛАЙД
К играм, направленным на формирование воздушной струи относятся:
Игра «По морям, по волнам». Наберем в тазик воду, опустим туда кораблик,
мячик и т.д. Делаем вдох носом, выдыхаем ртом не надувая щек.
Игра «Буря в стакане»
В ёмкость наберем воду и опустим туда трубочку. Делаем вдох носом, выдыхаем ртом в трубочку, не надувая щек.
12 СЛАЙД
От правильного речевого дыхания переходим к произношению. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Игры и упражнения, направленные на развитие артикуляции так же можно проводить на кухне с соломинкой или Чупа - чупсом, но предварительно просмотрите видео в интернете и попробуйте сами.
13 СЛАЙД
Из звуков собираем слова…
Если человек слышит слово, то оно воспринимается, как одно целое – название предмета, действия, признака. Слово создает определенный образ, который появляется в голове, когда мы слышим это слово.
Чтобы записать это слово, нам необходимо разложить его на составляющие – буквы. Так вот, чтобы ребенок смог разложить слово на составляющие, его
фонематический слух должен быть достаточно развит.
При несформированности речевого звукоразличения человек воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Нам в помощь игры, направленные на развитие звукового восприятия то есть фонематического слуха.
14 СЛАЙД
Например, игра «Угадай» - Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
- Насыпаем в баночки крупы (должно быть не менее двух одинаковых баночек). Затем просим ребенка с закрытыми глазами найти одинаково звучащие баночки.
15 СЛАЙД
Игра «Повтори»
Ребенок сидит на стульчике, а взрослый в это время задает определенный ритм, отстукивает его по стакану (можно усложнить попросить ребенка закрыть глаза).
После этого взрослый просит повторить ребенка услышанный ритм.
16 СЛАЙД
Игра «Поварята»
Попросите ребенка составить меню. В названии блюд должен быть определенный звук
Например: звук [С] - салат, сырники, суп - в начале слова, в дальнейшем в конце слова - морс).
Поэтому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
СЛАЙД
Предложите поучаствовать в составлении меню, используя настенный календарь. Например, в понедельник будем готовить пудинг, во вторник — ватрушки, в среду – сырники, спагетти, сардельки и т. д., в четверг – чебуреки; в пятницу – пирожки, печень и пюре; в субботу – суп, сосиски, сыр; в воскресенье – вареники, или винегрет, вермишель(вь).
В составлении такого меню решаются задачи: закрепление первого звука в словах, запоминание дней недели.
Детей, которые уже могут записать слова, просите написать меню на каждый день - с указанием числа, месяца, дня недели.
СЛАЙД
Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т. д.
Покажите ребенку свои покупки.
Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р].
Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:
Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?
19 СЛАЙД
Как вы заметили - игры, направленные на развитие звукового восприятия (фонематического слуха) тесно связаны с играми на обогащение словарного запаса. С такими как:
Игра «Угощение».
Ребенок называет «вкусное» слово и «кладёт» его вам на ладошку, затем вы ему, до тех пор, пока все не «съедите». (Можно поиграть в «соленые», «сладкие», «кислые», «горькие», «холодные» слова. Например, называйте только «сладкие» слова: мед, конфета, арбуз…).
С детьми, умеющими читать и писать, поиграйте в игру «Магазин» - написать заказ продуктов для магазина, написать ценники с указанием названий продуктов. Многим нашим детям сложно писать от руки, предлагайте напечатать сообщение папе список продуктов, которые необходимо купить…
20 СЛАЙД
Следующая игра на обогащение словарного запаса - «Приготовим сок».
Предложите ребенку назвать какой сок: из яблок – яблочный сок, из моркови - морковный и т. п. Справились? А затем наоборот: апельсиновый сок из чего? (из апельсина)…
Более старшим детям - найти информацию в интернете об экзотических соках, и об изготовлении соков в домашних и промышленных условиях.
21 СЛАЙД
Игра «Закрой глаза - открой рот».
Ребенок с закрытыми глазами должен рассказать, какой кусочек положила ему в рот мама (сочный, кислый, мягкий,…), а затем он называет, что это было (лимон).
Детям, умеющим читать и писать, предложите записать словосочетания
Лимон (какой?) сочный, кислый, мягкий.
22 СЛАЙД
Игра «Давай искать на кухне слова».
Попросите ребенка подумать и сказать, какие слова можно «вынуть» из борща? (свекла, капуста…). Из винегрета? Из холодильника? Кухонного шкафа?
Детям, умеющим читать и писать, предложите записать обобщающие слова (овощи, продукты, посуда).
23 СЛАЙД
Игра «Из двух – одно».
Поучите ребенка составлять из двух слов одно (кофе мелет - кофемолка, мясо рубит - мясорубка, сок выжимает соковыжималка…). И устно и письменно…
24 СЛАЙД
Игра «Подбери слова».
Взрослый просит ребенка назвать те предметы, которые относятся к «посуде», к «овощам», к «мебели» (можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты» и т. п.). И устно и письменно…
25 СЛАЙД
Следующая группа игр направлена на развитие связной речи
Попросите ребенка ответить на вопрос: «Зачем нужен половник (дуршлаг, терка, солонка)?»…
Так же учитывайте учебные умения и навыки своего ребёнка.
26 СЛАЙД
Игра «Где что спряталось?».
Попросите ребенка помочь найти «спрятавшиеся» предметы: кастрюлю, половник, табуретку…
Оказывается, кастрюля «прячется» в шкафу, половник – в ящике, табуретка – под столом, вилка лежит около ложки и т. д. А что висит на стене, стоит в холодильнике, лежит под шкафом, около стула?
Акцентируйте, пожалуйста, внимание на предлоги в составлении предложений и устно и письменно.
27 СЛАЙД
Игра «Правда или нет»
Ребенку предлагается послушать фразу. Если в этой фразе есть ошибка, то ее нужно исправить.
Например:
Мясо рубит мясорубку. (Мясорубка рубит мясо).
Лук плачет из - за мамы…
Морковь трет маму….
Акцентируйте, пожалуйста, для развития грамматического строя речи внимание на окончание слов в составлении предложений и устно и письменно.
28 СЛАЙД
Игра «Загадки – описания»
Ребёнку предлагается описать какой – либо предмет. (Можно называть качества
предмета, но не называть сам предмет.) Взрослый должен отгадать какой предмет
описал ребенок. (Пример: «Это фрукт. Он темно-бордового цвета, а внутри у него
много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».) Более старшим детям - найти в интернете загадки, записать, запомнить и загадать папе….
Вспомните или найдите в интернете сказки, детские стихотворения, связанные с лексическими темами - ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ПРОДУКТЫ, ВКУСЫ, ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ, КУХОННАЯ МЕБЕЛЬ, ХЛЕБО-БУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ. Постепенно привлекайте детей к помощи вам на кухне.
29 СЛАЙД
Уважаемые родители! Надеюсь, что Вы воспользуетесь «Логопедическими играми на кухне» и придумаете свои варианты игр, ведь регулярные занятия на развитие речи и мелкой моторики – это залог успешного развития ребенка!!!!!
Спасибо за внимание!