Муниципальное образовательное учреждение
« средняя общеобразовательная школа№27»
Г.Махачкалы
Выступление на родительском собрании
«Содружество семьи и школы - важное условие в воспитании личности ребенка».
Подготовила : учитель родного языка и литературы
Гаджиева С.Р
2018 г.
Семья во все времена была и будет одним из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести.
Семья и школа - это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа... Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега...
Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их знаний, процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. Создание позитивного микроклимата в семье - залог успешного и гармоничного развития ребенка, один из основных факторов успешного взаимодействия семьи и школы.
Сегодня наблюдается тенденция снижения внимания родителей к воспитанию детей, сокращение времени на их общение с детьми. И все же семья по-прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного социального становления ребенка.
Все мы родом из детства: в семье формируется характер, появляются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения. Семья – это тот маленький мир, с которым человек связан всю жизнь.
Поэтому так необходимо учить детей искусству создания домашнего очага, умению хранить его тепло, умению общаться со взрослыми и со сверстниками. Недаром русская пословица гласит: «Ребенок учиться тому, что происходит у него в дому.
Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученика.
На первом месте во взаимоотношениях школы и семьи должно быть стремление сделать шаг навстречу друг другу, стать единомышленниками.
Сегодня каждый творчески работающий педагог не мыслит результативности своей работы без содружества семьи и школы. От этого во многом будет зависеть, какими вырастут наши дети. Чем больше вложить, тем лучше результат.
Мы стараемся сделать родителей своими союзниками. Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, родители и школа могут достигнуть желаемых результатов в обучении и воспитании детей.
Огромное значение в воспитании ребенка играет то, насколько сильна связь школы и семьи. Часто те нравственные ценности, которые прививаются в школе, стираются в результате негативного воздействия семьи.
Работа с родителями – это трудный экзамен, который достойно выдержать обязаны обе стороны: и учитель, и родители. От этого во многом будет зависеть, какими вырастут наши дети.
Родители – главные социальные партнёры школы.
Каждая школа уделяет много внимания работе с родителями. Задачи и формы работы одинаковые почти у всех. Ведь новое это хорошо забытое старое.
Что дает партнёрства между семьёй и образовательным учреждением?
-Знания в предметных областях
-Развитие общеучебных и социальных навыков
-Рост самоуважения
-Психологическая комфортность
-Обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов
-Соблюдение этических норм и договорённостей
-Поддержку и доверие.
В классе довольно часто можно привлечь родителей, например, к внеклассному мероприятию, для организации экскурсий, приветствуется выступление на уроке родителей, как специалистов, по изучаемой проблеме и многое другое. Но…все родители очень разные, отношение их к педагогам, школе, своим детям также различное.
В классе ведется целенаправленная работа по привлечению родителей в воспитательный процесс. Как правило, в классе всегда есть родители, которые успешно выполняют воспитательные функции не только по отношению к своему ребенку, но и другим учащимся - они и становятся действующим активом. Эти родители берут на себя оказание содействия, помощи учителям в работе с детьми, другими семьями.
Другая часть – “пассивный” актив, т.е. те родители, которые могут и участвуют во взаимодействии со школой при некотором стимуле
Оставшаяся часть - пассив - родители, которые не желают или не могут по объективным причинам участвовать совместно со школой в воспитательном процессе.
Взаимодействие семьи и школы повышает воспитательный потенциал.
Огромна работа социального педагога, педагога-психолога с социальными семьями.
Созданы условия для проведения мероприятий, которые помогают родителям и детям лучше понять и принять друг друга. Всю воспитательную работу мы ведём в нескольких направлениях:
Патриотическое: классные часы, диспуты, беседы на тему наша Родина: её прошлое, настоящее и будущее, «Я – гражданин» по информированию детей об их правах и обязанностях, смотры патриотической песни, проведение военно-патриотической игры «Зарничка», праздники к красным датам календаря.
На любых мероприятиях приятно видеть родителей, которые поддерживают своих детей.
Трудовое: привитие кулинарных навыков через обучение детей приготовлению несложных блюд, привитие навыков самообслуживания через организацию дежурства по классу, уборке школьной территории, изготовление подарков своими руками в разных техниках исполнения.
Правовое: классные часы, диспуты, беседы на тему «Я – гражданин» по информированию детей об их правах и обязанностях, информирование инспекторами ДПС о правилах дорожного движения.
Спортивное: участие в спортивных конкурсах, весёлых стартах, проведение летнего отдыха детей в пришкольном лагере
Художественно – эстетическое: проведение классных и общешкольных мероприятий, сотрудничество с детским садом, с сельским домом культуры, участие в окружных творческих выставках.
Благодаря этим мероприятиям дети получают любовь и уважение, родители привязанность к своим детям.
Необходимым условием правильного воспитания является тесный контакт между семьёй и школой, взаимное уважение и взаимопонимание между учителем и родителями.
Если родители уважают школу и прислушиваются к советам учителей, поднимают в глазах детей авторитет школы и преподавателей,— дети лучше учатся, старательно выполняют свои обязанности перед школой. Таких детей легче воспитывать и родителям, и школе.
Один из видов связи со школой – это ежедневный просмотр родителями дневников и подписывание его в конце недели, чтобы быть в курсе дела и своевременно реагировать на каждую неудовлетворительную оценку и каждое замечание учителя. В распоряжении родителей есть много способов узнать о всех сторонах жизни своего ребёнка, например посещение школы, открытых уроков, проводимых учителем, индивидуальные беседы с учителем, общение через соц. сети интернет. Это и посещение родительских собраний, как классных, так и общешкольных, на которых решается ряд насущих проблем и идёт информирование родителей о всех проводимых мероприятиях класса и школы в целом.
Какими нас родителей хотят видеть нас дети?
А как выглядим мы, родители в глазах наших детей?
Без сомнения, школа хочет поддерживать открытые и тесные связи с семьями. Сейчас учителя не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях.
Воспитать и развить нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Для её успешного решения необходимо осознавать важность нравственного воспитания детей в семье; родители должны развивать сами в себе нравственные потребности, осознать важность этой задачи для самих себя, а также чётко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.
Содружество семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его обучение, воспитание и развитие
4