Приемы работы с текстом.
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста одним из продуктивных приемов работы с текстом является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ»( пробелами). Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала .
Задание
При знакомстве в 6 классе с разрядами местоимений (вопросительно-относительные) учащимся предлагается заполнить таблицу с пропусками (дырками), прочитав правило в учебнике.
Текст (правило)
Кто? что? Какой? Который? Чей? Сколько? Каков? Это вопросительные местоимения. Они служат для выражения вопроса. Пример: В каком году ты родился?
Местоимения кто, что, какой, чей, сколько, каков, который являются относительными, если они употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложных.
пример: Мы вышли к реке, в которой было много рыбы.
критерии | вопросительные | относительные |
| кто? что? какой? чей? каков? сколько? | |
для чего служат | | |
| | повествовательные |
| в начале предложения | |
2. Существуют разные виды таблиц. От каждого вида будет зависеть алгоритм её заполнения.
Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме.
Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.
Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста:
Кто? | Что? | Когда? | Где? | Почему? |
| | | | |
Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.
таблица “Толстые и тонкие вопросы” .Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые” ).
? | ? |
Кто… | Дайте объяснение, почему… |
Что… | Почему вы думаете… |
Когда… | В чём разница… |
Бортовой журнал
Что я знаю по теме | Что нового узнал | Что не понял |
| | |
Вопросительные слова | Основные понятия темы |
Что Какой Чем отличается Почему и т.д. | |
вопросы | точка зрения автора | моя точка зрения |
| | |
Что сравнивали? | Черты и свойства |
| | | |
| | | | |
3. практическая работа. (раздается текст с таблицей)
Водная среда обитания. Вода как среда обитания имеет ряд свойств, таких как большая плотность, сильные перепады давления, относительно малое содержание кислорода, сильное поглощение солнечных лучей. Водоёмы и отдельные их участки различаются солевым режимом, скоростью течений, содержанием взвешенных частиц. Температура в водной среде мало меняется в течение суток и сезонов, причём она всегда плюсовая (+4…+25оС). В водной среде обитают: беззубка, дельфин, окунь, кувшинка белая, ламинария, лотос орехоносный.
Наземно-воздушная среда. Наземно-воздушная среда характеризуется обилием воздуха. В этой среде много света, но в разных местах отмечаются очень большие колебания температуры и влажности в зависимости от сезона, времени суток и географического положения территории. Большую роль играет ветер. В этой среде обитают: Сова неясыть , Белые медведи, Прыткая ящерица , Бабочка ленточник тополевый , Ландыш майский , Лисичка настоящая.
Почвенная среда. Почва – это поверхностный плодородный слой суши. Эта среда образовалась из смеси минеральных веществ при распаде горных пород и органических веществ (перегноя) в результате разложения растительных и животных остатков). Почва как среда обитания представляет собой не простое твёрдое тело, как большинство пород литосферы, а сложную систему, состоящую из твёрдых частиц, окружённых воздухом и водой. Она пронизана полостями, заполненными смесью газов и водными растворами, в ней складываются разнообразные условия, благоприятные для жизни множества организмов. Обитатели почвенной среды: Дождевой червь, Медведка , Крот, Почвенные клещи, Слепыш, Личинка майского жука.
Организменная среда. Тела многих организмов могут служить жизненной средой для других организмов. Это относится не только к паразитизму, но и к некоторым другим формам взаимоотношений между организмами. Эта среда характеризуется относительной стабильностью условий, защищенностью от внешних врагов, обилием легкоусвояемой пищи. Все это достаточно часто приводит к вторичным упрощениям строения, вплоть до потери целых систем органов. Обитатели этой среды: Петров крест, Повилика, Трутовик чешуйчатый, Печёночный сосальщик, Аскарида, Дизентерийная амёба.
Тема урока: «Среды жизни планеты Земля» (урок биологии)
Название среды | Условия среды | Обитатели |
| | |
| | |
| | |
Работа с текстом.
(правило)
Кто? что? Какой? Который? Чей? Сколько? Каков? Это вопросительные местоимения. Они служат для выражения вопроса. Пример: В каком году ты родился?
Местоимения кто, что, какой, чей, сколько, каков, который являются относительными, если они употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложных.
пример: Мы вышли к реке, в которой было много рыбы.
критерии | вопросительные | относительные |
| кто? что? какой? чей? каков? сколько? | |
для чего служат | | |
| | повествовательные |
| в начале предложения | |
В конце работы получается следующая таблица
критерии | вопросительные | относительные |
местоимения | кто? что? какой? чей? каков? сколько? | Кто. что. Какой. Чей. Каков. Сколько. |
для чего служат | Для выражения вопроса | Для связи простых предложений в сложное |
В каких по цели высказывания предложениях используются | вопросительные | повествовательные |
Место в предложении | в начале предложения | В середине |
2.Виды таблиц
Кто? | Что? | Когда? | Где? | Почему? |
| | | | |
? | ? |
Кто… | Дайте объяснение, почему… |
Что… | Почему вы думаете… |
Когда… | В чём разница… |
Бортовой журнал
Что я знаю по теме | Что нового узнал | Что не понял |
| | |
Двухчастный дневник
Вопросительные слова | Основные понятия темы |
Что Какой Чем отличается Почему и т.д. | |
Двойной дневник
вопросы | точка зрения автора | моя точка зрения |
| | |
Концептуальная таблица
Что сравнивали? | Черты и свойства |
| | | |
| | | | |
| | | | |
Тема урока: «Среды жизни планеты Земля» (урок биологии)
Название среды | Условия среды | Обитатели |
| | |
| | |
| | |
Водная среда обитания. Вода как среда обитания имеет ряд свойств, таких как большая плотность, сильные перепады давления, относительно малое содержание кислорода, сильное поглощение солнечных лучей. Водоёмы и отдельные их участки различаются солевым режимом, скоростью течений, содержанием взвешенных частиц. Температура в водной среде мало меняется в течение суток и сезонов, причём она всегда плюсовая (+4…+25оС). В водной среде обитают: беззубка, дельфин, окунь, кувшинка белая, ламинария, лотос орехоносный.
Наземно-воздушная среда. Наземно-воздушная среда характеризуется обилием воздуха. В этой среде много света, но в разных местах отмечаются очень большие колебания температуры и влажности в зависимости от сезона, времени суток и географического положения территории. Большую роль играет ветер. В этой среде обитают: Сова неясыть , Белые медведи, Прыткая ящерица , Бабочка ленточник тополевый , Ландыш майский , Лисичка настоящая.
Почвенная среда. Почва – это поверхностный плодородный слой суши. Эта среда образовалась из смеси минеральных веществ при распаде горных пород и органических веществ (перегноя) в результате разложения растительных и животных остатков). Почва как среда обитания представляет собой не простое твёрдое тело, как большинство пород литосферы, а сложную систему, состоящую из твёрдых частиц, окружённых воздухом и водой. Она пронизана полостями, заполненными смесью газов и водными растворами, в ней складываются разнообразные условия, благоприятные для жизни множества организмов. Обитатели почвенной среды: Дождевой червь, Медведка , Крот, Почвенные клещи, Слепыш, Личинка майского жука.
Организменная среда. Тела многих организмов могут служить жизненной средой для других организмов. Это относится не только к паразитизму, но и к некоторым другим формам взаимоотношений между организмами. Эта среда характеризуется относительной стабильностью условий, защищенностью от внешних врагов, обилием легкоусвояемой пищи. Все это достаточно часто приводит к вторичным упрощениям строения, вплоть до потери целых систем органов. Обитатели этой среды: Петров крест, Повилика, Трутовик чешуйчатый, Печёночный сосальщик, Аскарида, Дизентерийная амёба.