СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре "Приемы работы с текстом"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

приемы работы с текстом по любому предмету

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре "Приемы работы с текстом"»

Приемы работы с текстом.

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста  одним из продуктивных приемов работы с текстом является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ»( пробелами).  Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала .

Задание

При знакомстве в 6 классе с разрядами местоимений (вопросительно-относительные) учащимся предлагается заполнить таблицу с пропусками (дырками), прочитав правило в учебнике.


Текст (правило)

Кто? что? Какой? Который? Чей? Сколько? Каков? Это вопросительные местоимения. Они служат для выражения вопроса. Пример: В каком году ты родился?

Местоимения кто, что, какой, чей, сколько, каков, который являются относительными, если они употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложных.

пример: Мы вышли к реке, в которой было много рыбы.


критерии

вопросительные

относительные


кто? что? какой? чей? каков? сколько?


для чего служат





повествовательные


в начале предложения



2. Существуют разные виды таблиц. От каждого вида будет зависеть алгоритм её заполнения.

  • таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал).

Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме.

Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.


знаю


Хочу узнать

узнал





  • сюжетная таблица.

Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста:


Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

 

 

 

 

 


Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

  • таблица “Толстые и тонкие вопросы” .Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые” ).

    ?

    ?

    Кто…

    Дайте объяснение, почему…

    Что…

    Почему вы думаете…

    Когда…

    В чём разница…

  • Бортовой журнал

Что я знаю по теме

Что нового узнал

Что не понял

 

 

 

  • Двухчастный дневник

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Что

Какой

Чем отличается

Почему и т.д.

 

  • Двойной дневник

вопросы

точка зрения автора

моя точка зрения

 

 

 

 

  • Концептуальная таблица

Что сравнивали?

 Черты и свойства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. практическая работа. (раздается текст с таблицей)


Водная среда обитания. Вода как среда обитания имеет ряд свойств, таких как большая плотность, сильные перепады давления, относительно малое содержание кислорода, сильное поглощение солнечных лучей. Водоёмы и отдельные их участки различаются солевым режимом, скоростью течений, содержанием взвешенных частиц. Температура в водной среде мало меняется в течение суток и сезонов, причём она всегда плюсовая (+4…+25оС). В водной среде обитают: беззубка, дельфин, окунь, кувшинка белая, ламинария, лотос орехоносный.

Наземно-воздушная среда. Наземно-воздушная среда характеризуется обилием воздуха. В этой среде много света, но в разных местах отмечаются очень большие колебания температуры и влажности в зависимости от сезона, времени суток и географического положения территории. Большую роль играет ветер. В этой среде обитают: Сова неясыть , Белые медведи, Прыткая ящерица , Бабочка ленточник тополевый , Ландыш майский , Лисичка настоящая.

Почвенная среда. Почва – это поверхностный плодородный слой суши. Эта среда образовалась из смеси минеральных веществ при распаде горных пород и органических веществ (перегноя) в результате разложения растительных и животных остатков). Почва как среда обитания представляет собой не простое твёрдое тело, как большинство пород литосферы, а сложную систему, состоящую из твёрдых частиц, окружённых воздухом и водой. Она пронизана полостями, заполненными смесью газов и водными растворами, в ней складываются разнообразные условия, благоприятные для жизни множества организмов. Обитатели почвенной среды: Дождевой червь, Медведка , Крот, Почвенные клещи, Слепыш, Личинка майского жука.

Организменная среда. Тела многих организмов могут служить жизненной средой для других организмов. Это относится не только к паразитизму, но и к некоторым другим формам взаимоотношений между организмами. Эта среда характеризуется относительной стабильностью условий, защищенностью от внешних врагов, обилием легкоусвояемой пищи. Все это достаточно часто приводит к вторичным упрощениям строения, вплоть до потери целых систем органов. Обитатели этой среды: Петров крест, Повилика, Трутовик чешуйчатый, Печёночный сосальщик, Аскарида, Дизентерийная амёба.

  1. Тема урока: «Среды жизни планеты Земля» (урок биологии)

Название среды

Условия среды

Обитатели













  1. Работа с текстом.

(правило)

Кто? что? Какой? Который? Чей? Сколько? Каков? Это вопросительные местоимения. Они служат для выражения вопроса. Пример: В каком году ты родился?

Местоимения кто, что, какой, чей, сколько, каков, который являются относительными, если они употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложных.

пример: Мы вышли к реке, в которой было много рыбы.


критерии

вопросительные

относительные


кто? что? какой? чей? каков? сколько?


для чего служат





повествовательные


в начале предложения



В конце работы получается следующая таблица


критерии

вопросительные

относительные

местоимения

кто? что? какой? чей? каков? сколько?

Кто. что. Какой. Чей. Каков. Сколько.

для чего служат

Для выражения вопроса

Для связи простых предложений в сложное

В каких по цели высказывания предложениях используются

вопросительные

повествовательные

Место в предложении

в начале предложения

В середине



2.Виды таблиц

  • таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал).

знаю

Хочу узнать

узнал





  • сюжетная таблица.

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?


 

 

 

 


  • таблица “Толстые и тонкие вопросы”

?

?

Кто…

Дайте объяснение, почему…

Что…

Почему вы думаете…

Когда…

В чём разница…


  • Бортовой журнал

    Что я знаю по теме

    Что нового узнал

    Что не понял


     

     

  • Двухчастный дневник

    Вопросительные слова

    Основные понятия темы

    Что

    Какой

    Чем отличается

    Почему и т.д.

     

  • Двойной дневник

    вопросы

    точка зрения автора

    моя точка зрения

     

     

     

  • Концептуальная таблица

Что сравнивали?

 Черты и свойства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Тема урока: «Среды жизни планеты Земля» (урок биологии)

Название среды

Условия среды

Обитатели












Водная среда обитания. Вода как среда обитания имеет ряд свойств, таких как большая плотность, сильные перепады давления, относительно малое содержание кислорода, сильное поглощение солнечных лучей. Водоёмы и отдельные их участки различаются солевым режимом, скоростью течений, содержанием взвешенных частиц. Температура в водной среде мало меняется в течение суток и сезонов, причём она всегда плюсовая (+4…+25оС). В водной среде обитают: беззубка, дельфин, окунь, кувшинка белая, ламинария, лотос орехоносный.

Наземно-воздушная среда. Наземно-воздушная среда характеризуется обилием воздуха. В этой среде много света, но в разных местах отмечаются очень большие колебания температуры и влажности в зависимости от сезона, времени суток и географического положения территории. Большую роль играет ветер. В этой среде обитают: Сова неясыть , Белые медведи, Прыткая ящерица , Бабочка ленточник тополевый , Ландыш майский , Лисичка настоящая.

Почвенная среда. Почва – это поверхностный плодородный слой суши. Эта среда образовалась из смеси минеральных веществ при распаде горных пород и органических веществ (перегноя) в результате разложения растительных и животных остатков). Почва как среда обитания представляет собой не простое твёрдое тело, как большинство пород литосферы, а сложную систему, состоящую из твёрдых частиц, окружённых воздухом и водой. Она пронизана полостями, заполненными смесью газов и водными растворами, в ней складываются разнообразные условия, благоприятные для жизни множества организмов. Обитатели почвенной среды: Дождевой червь, Медведка , Крот, Почвенные клещи, Слепыш, Личинка майского жука.

Организменная среда. Тела многих организмов могут служить жизненной средой для других организмов. Это относится не только к паразитизму, но и к некоторым другим формам взаимоотношений между организмами. Эта среда характеризуется относительной стабильностью условий, защищенностью от внешних врагов, обилием легкоусвояемой пищи. Все это достаточно часто приводит к вторичным упрощениям строения, вплоть до потери целых систем органов. Обитатели этой среды: Петров крест, Повилика, Трутовик чешуйчатый, Печёночный сосальщик, Аскарида, Дизентерийная амёба.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!