СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре учителей «Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре учителей истории и обществознания «Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания».

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре учителей «Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания»»

Верхне – Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»

Курского района Курской облпасти







Выступление на семинаре учителей

«Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания»

















Докладчик: Богданова О.С.



















2022 г.

Тема «Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания» (доклад, обмен мнениями).

Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных технологий позволяющих повысить качество обучения, активизировать деятельность обучающихся на уроках и внеурочных занятиях.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является кейс – технология.

Кейс-технология-это метод изучения конкретных ситуаций. Название технологии произошло от английского «casе» -казус, запутанный или необычный случай.

Актуальность технологии заключается в том, что содержание КИМов ОГЭ и ЕГЭ сформировано так, что обучающимся необходимо показать в первую очередь умения работы с текстом, знаковыми системами и навыки решения учебных задач. Я полагаю, что метод кейс - может помочь сформировать и закрепить эти навыки.


Метод был впервые применен в Гарвардской бизнес - школе в 1924г.

В последние годы в России наметилась тенденция к использованию кейс-метода. Сложность и неоднозначность самого понятия приводит к наличию большого числа подходов к классификации кейсов.

Основные источники кейса: общественная жизнь, образование, наука. Обучающие кейсы: отражают типовые ситуации, на первом месте учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в них жизни.

Цели кейс-метода:

- отработка умений работы с информацией

- активизация познавательной деятельности

- повышение мотивации к учебному процессу

- умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации

- приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения

- выработка навыков критического оценивания различных точек зрения

- осуществления самоанализа, самоконтроля, самооценки.

Структура процесса обучения по кейс-технологии

  1. Школьникам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)

-  он должен быть проблемным

- имеющий прецеденты,

- должен допускать  альтернативные варианты решения

- кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, карикатуры, сценарии ролевых и деловых игр и т. д.

  1. ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информации)

- ученики учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать (учебно-информационные компетентности),

  1. выявляется ПОЗИЦИЯ школьника  по сути ситуации  (формируется альтернативное мышление).

Кейсы могут быть разные:

-Печатные кейсы (это документы, текстовые материалы из художественной литературы, статьи из газет и журналов, из новостных публикаций Интернета, графики, таблицы, фото-кейсы; кейс-иллюстрации)

-Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

-Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра ® искажение информации и ошибки).

Суть технологии: учащиеся получают от учителя кейс, при помощи которого либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Методы кейс-технологии:

- метод инцидента;
- метод разбора деловой корреспонденции;
- метод ситуационного анализа;
- игровое проектирование;
- метод дискуссии;
-кейс-стади.

На своих уроках я рекомендую следующую последовательность работы над кейс-технологией:

- записать цель, над которой предстоит работать группе;

- выписать вопросы, сформулированные для данной темы;

- по каждому вопросу кратко высказать мнения, а кому- либо из участников их записывать (например, модератору);

- сформулировать мнение, которое будет являться вариантом решения поставленной цели.


Для представления результатов работы рекомендуется:

-подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы);

-выступление модератора должно быть в пределах 10 минут, при этом предварительно на доске записываются результаты работы. Остальные группы выступают в роли слушателей и оценивают доклад модератора.


Критерии эффективности работы группы:

1. полнота и глубина проработки информации;

2. использование разнообразных источников информации;

3. оригинальность представления;

4. участие каждого в подготовке и представлении результатов.


Алгоритм работы в группе:

1. Распределение ролей в группе:

- «координатор» (модератор), организует работу в группе, распределяет вопросы между участниками и принимает решения;

- «секретарь», фиксирующий результаты работы группы;

- «шкипер», представляющий проект.

2. Обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе.

3. Обмен мнениями и составление плана работы над проблемой.

4.. Работа над проблемой (дискуссия).

5. Выработка решений проблемы.

6. Дискуссия для принятия окончательных решений.

7. Подготовка доклада.

8. Аргументированный краткий доклад.

Таким образом, кейс – метод действительно может рассматриваться как один из способов достижения новых образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС СОО.

Пример №1. Кейс по истории.

Тема: «Общественное движение при Александре 1. Выступление декабристов» ,9 касс.

В Конституции Н.Муравьева, «Русская Правда» П. Пестеля, найти информацию:

Критерии информации:

- Форма правления;

- Законодательная власть;

- Исполнительная власть;

- Государственное устройство;

-Избирательное право;

-Аграрный вопрос;

- Военные поселения.


Подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы, презентации); выступление модератора должно быть в пределах 10 минут.

Пример №2. Кейс по обществознанию

Тема урока: Право на образование. 9 класс

«Мария закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Ирину отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Ирины были не согласны с этим решением. Что им делать?»

Вопросы:

-Какое право нарушено?

-Кем нарушено?

-На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?

-Что нужно сделать для его восстановления?

-Кто обязан это сделать?


Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».


Пример №3. Кейс по обществознанию.

Тема: «Потребление» 8 класс.

Обучающиеся, объединившиеся в группы, получают пакеты с материалами: описание ситуаций, задания к ним, необходимые материалы для решения задачи (отдельные статьи из «Закона о потребителях»).

Ситуация №1

Вскоре после приобретения нового костюма гражданка С. обнаружила, что строчки на его подкладке неровные. Огорчённая покупательница вернулась в магазин, но продавец не согласился принять костюм обратно, показав на объявление: «Купленные товары обратно не принимаются».

Какое право потребителя было нарушено в данной ситуации? На что может рассчитывать покупательница? Решите эту проблему, опираясь на соответствующие статьи закона «О защите прав потребителей».

Ответ.В этой ситуации было нарушено право потребителяна качество товара. В соответствии со ст. 4 закона «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар надлежащего качества. В данном случае товар ненадлежащего качества, с дефектом, поэтому в соответствии со ст. 18 этого же закона продавец обязан выполнить требование покупателя.

Ситуация №2

В одну из местных газет поступило следующее письмо: «Мы поехали в автобусный тур. Наши вещи, которые находились в багажном отделении автобуса, испачкались моторным маслом, поскольку водитель хранил его в этом же отделении. В результате у нас не было возможности переодеться. Водитель отказывается признать свою вину, так как туристическая фирма наняла его только на этот рейс. Автобус принадлежит фирме. Что делать?

Опираясь на соответствующие статьи закона «О защите прав потребителей» определите:

- какое право потребителя было нарушено в данной ситуации;

- на что могут рассчитывать участники данного автобусного тура?

Ответ.В соответствии со ст. 7 закона «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на то, чтобы товар или услуга при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки был безопасен для жизни, здоровья потребителя, а также не причинял вред имуществу потребителя. Согласно ст. 14 этого же закона вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара или услуги, подлежит возмещению в полном объеме.

Ситуация №3

Гражданин Н. купил японский электрочайник, но, не разобрав инструкцию, напечатанную на японском языке, включил его в электросеть с нестандартным напряжением, и чайник сгорел. Когда огорчённый покупатель пришел в магазин с требованием принять обратно сгоревший чайник, то получил отказ. Продавец утверждал, что чайник пришёл в негодность по вине покупателя.

Кто прав в этой ситуации? Решите эту проблемную ситуацию и объясните права потребителя, опираясь на соответствующие статьи закона «О защите прав потребителей».

Ответ: прав покупатель. В соответствии со ст. 8 закона «О защите прав потребителей», покупатель имеет право на достоверную информацию о потребительских свойствах и технических характеристиках товара. Такой информации потребитель не получил т.к. инструкция, прилагаемая к товару, была составлена только на японском языке, а по закону она должна быть представлена на русском языке. Поэтому, в соответствии со ст. 12, ответственность несет продавец. Варианты решения проблемы в соответствии со ст. 18 - замена товара или возврат уплаченной за товар суммы.

Особенности кейс- технологии:

1. метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична;

2. акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество учителя и ученика;

3. в результате применения-технологии учащиеся получают знания и навыки учебной деятельности необходимые для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ;

4. технология метода заключается в том, что по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить:

-предварительно прочитав и изучив кейс, привлекая к этому различные источники информации;

-подробно обсудить содержание;

-преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества;


Достоинством технологии заключается не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей, жизненных установок.

Таким образом, кейс – метод действительно может рассматриваться как один из способов достижения новых образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС СОО.


Список использованной литературы

1. Беспалько В.П. Современные технологии обучения: компетентностный подход. [Электронный ресурс:http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-kro-2008/tehn.html].

2. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. [Электронный ресурс: http://www.evolkov.net/case/case.study.html].

3. Загородняя А.В., Ямпольская Д.О. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых. //Новые знания. – 2001. – № 2.

4. Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методические рекомендации, конкретные примеры /Волгин Н.А., Кушмин В.Н., Олегов Ю.Г., Фоламьев А.Н. – М: Изд-во РАГС, 1997.

5. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. //Школьные технологии: Научно-практический журнал школьного технолога. –2005.– № 5. – с. 106-116.

6. Мухина С.А. Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 360 с.

7. Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / Под ред. профессора Соломина В.П. – СПб.: Питер, 2004. – 240 с.

8. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода /Под ред. доктора социологических наук, профессора Сурмина Ю.П. – Киев: Центр инноваций и развития, 2006. – 286 с.


Литература:

Козырева Л.Д. Метод кейс-стади и его применение в процессе обучения учащихся. – М.: Просвещение, 2005

Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.: Сентябрь, 2003

Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение.- М: Издательский центр «Академия», 2009.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М, 1998.