СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на школьном МО по теме «Система работы с родителями в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад из опыта работы.

«Только вместе с родителями,

общими усилиями, учителя

могут дать детям большое

человеческое счастье»

В.А.Сухомлинский

Просмотр содержимого документа
«Выступление на школьном МО по теме «Система работы с родителями в начальной школе»»


«Система работы с родителями в начальной школе»

«Что бы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью»

«Только вместе с родителями,

общими усилиями, учителя

могут дать детям большое

человеческое счастье»

В.А.Сухомлинский


Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, обучающихся и их родителей. Следовательно, новые стандарты увеличивают роль семьи и родителей в образовательном процессе. Семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов. Процесс образования и воспитания будет успешным, если усилия учителя и родителей будут объединены. Тогда будет результат. Но как этого добиться?

Одним из способов решения этой проблемы в условиях введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение родителей. Работа учителя в этом направлении должна быть системной. Хочу поделиться своим опытом организации работы с родителями.

На мой взгляд, учителя ждёт успех и в воспитании и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители уверены, что их ребёнок любим учителем независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом, любим таким, какой он есть. И основа этого успеха - «союз трёх сердец»: учитель – ученик – родитель.

Придя работать в школу, на своём опыте и из опыта других учителей я поняла, что проблема отношений с родителями – одна из самых сложных.

Зачастую, отправив ребёнка в школу, родители самоустраняются от участия в процессе обучения и воспитания.

Думаю, можно выделить этому несколько причин:

  • нехватка времени ;

  • «старое» отношение к учёбе;

  • низкий уровень семейного воспитания;

  • несоответствие требований родителей и возможностей детей.


Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив школы. Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно лишь в результате систематически, последовательно организуемой работы по формированию педагогических умений и навыков. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Я считаю, в работе с родителями учитель должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия – уважением. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.

В настоящее время школы активно предпринимают попытки вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, но активности родителей явно не наблюдается. Многие по-прежнему видят свое участие в школьной жизни собственного чада в отсиживании на пресловутом родительском собрании и сдачи определенной суммы денег. Такая система взаимоотношений «семья-школа» не может не огорчать.
Для того, чтобы родители стали активными участниками учебно – воспитательного процесса, я решила действовать в разных направления. Постепенно сложилась целая система взаимодействия учителя и родителей.

Рисунок Система взаимодействия учителя начальных классов и родителей.


направления и задачи на слайде



Воспитывая культуру отношений между детьми, между учителем и родителями, учителю надо начинать с себя. Нельзя разговаривать с трудным ребёнком и его родителями в иной манере, чем с детьми благополучными. Это не говорит о том, что не нужно быть требовательным. Но требовать нужно так, чтобы родители в индивидуальной беседе о поведении или неуспехах своего ребёнка видели правоту учителя, а не предвзятость.

Задача учителя постоянно поддерживать интерес родителей к школьной жизни детей.

В своей работе использую различные формы работы с родителями.СЛАЙД5

Свою работу с родителями начинаю с индивидуального знакомства. Для этого приглашаю их вместе с детьми на встречу, использую игру паутинка, в процессе которой родители рассказывают мне о своей семье, о том, чем они занимаются дома совместно с детьми, чему учат их. Выясняю, какие традиции существуют в семье, какие обязанности есть у ребёнка по дому. Узнаю, как родители развивают способности своих детей, а именно, в какие кружки и секции их водят, на протяжении какого времени. Из этих встреч у меня складывается первичное представление о том, какую роль в жизни родителей играет ребёнок, сколько внимания уделяют они своим детям, насколько совпадают их интересы, и, наконец, насколько хорошо знают и адекватно оценивают своих детей родители.

Познакомившись с семьями, составляю социальный паспорт класса, намечаю для себя цели и задачи работы с коллективом в целом и с каждой семьёй в частности. Озвучиваю для родителей в процессе первого в учебном году родительского собрания цели нашей с ними совместной работы.

На протяжении четырех лет обучения совместно проводим различные мероприятия, конкурсы, праздники , в организации и проведении которых мне помогают родители. К таким праздникам относятся: (это не все праздники)

«Учимся дружить»;


«Конкурс поделок из природных материалов»;

« Весёлые эстафеты»

«День матери»

«Азбука безопасного поведения»

«Самые ловкие и смелые»

«Прощание с начальной школой»



Со своими учениками мы часто путешествуем – посещаем краеведческий музеи, центральную библиотеку, сотрудничаем с детским садом «Теремок» и т.д. Обязательно с нами отправляются родители, которые помогают организовать детей, следят вместе со мной за дисциплиной и самочувствием ребят, делают фотоснимки. Такая работа помогает родителям почувствовать ответственность. И, кроме этого, они видят, чем живут дети, какие новые впечатления получают. Это помогает родителям лучше понять детей и учителя, сблизиться с детьми, найти общие интересы.

Наличие во многих семьях доступа в интернет позволяет общаться с родителями через группу в «WatsAppe». Таким образом они могут предупредить меня о пропуске ребёнком школы по той или иной причине. Отправляю им домашнее задание, табель питания.Таким же образом родители могут задать возникшие у них вопросы.

Наряду с новыми формами основной, всё же, остаётся форма родительских собраний и консультаций. По проведённым родительским собраниям ведётся специальная документация.

Я считаю, для того, чтобы родительское собрание прошло эффективно и динамично, заранее оговариваю регламент – кто будет выступать, по какому вопросу и сколько ему на это выделяется времени.
НИКОГДА не обсуждаю успехи и неудачи каждого учащегося. В начале говорю об общих тенденциях, а потом предлагаю родителям презентацию общей успеваемости по каждому предмету.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Работая совместно с детьми и их родителями, я вижу положительную динамику роста интереса родителей и детей к школьным проблемам.

Итак, используя различные формы работы с родителями, решаются главные задачи школы и семьи — воспитание активного, самостоятельного, уверенного в себе, успешного в любой деятельности, благополучного в дальнейшей жизни гражданина страны.

Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”….


4