Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гнездовская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Выступление на ШМО по теме: «Организация и содержание внеурочной работы с учащимися в условиях внедрения ФГОС»
Подготовила учитель начальных классов
Закуленкова Виолетта Дмитриевна
2022-2023
В современном обществе растёт интерес к развитию и использованию интеллектуальных способностей человека.
Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений деятельности школы и осуществляется в соответствии с задачами Федерального государственного образовательного стандарта.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Цель внеурочной деятельности: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализации добровольческих инициатив.
Внеурочная деятельность решает следующие задачи:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность осуществляется по следующим направлениям:
-духовно-нравственное;
-социальное;
- общекультурное;
- спортивно-оздоровительное.
Расписание занятий должно быть составлено в соответствии с рекомендациями, в которых между основными занятиями и занятиями внеурочной деятельности предусмотрен час динамической паузы. Расписание составлено так, чтобы занятия двигательной активности чередовались с занятиями других видов деятельности.
Пример расписания:
Понедельник - 12.40.-13.15. - «Читающий росток»
Вторник – 12.40.-13.15. – «Этика общения»
Среда – 12.40.-13.15. – «Если хочешь быть здоров»
Четверг – 13.00.- 13.35. - «Твори добро».
Виды деятельности:
игровая деятельность
познавательная деятельность
досугово-развлекательная деятельность
художественное творчество
трудовая деятельность
спортивно-оздоровительная деятельность
Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, соревнования и др.
Ведётся журнал внеурочной деятельности, где своевременно записываются все занятия согласно календарно-тематическому планированию, фиксируется учёт посещаемости учащихся.
Все виды внеурочной деятельности строго ориентированы на воспитательные результаты.
Спортивно-оздоровительное направление реализуется в количестве 1 часа, с целью удовлетворения двигательной потребности учащихся, укрепления здоровья, развития двигательных способностей. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей.
Для воспитания в детях любви к родному краю, уважения к старшим, чувства справедливости, добра реализуется программа духовно-нравственного направления. Данное направление имеет большое воспитательное значение, играет большую роль в формировании личностных БУД.
Основными методами и приёмами по реализации программы общекультурного направления являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Программа социального направления закладывает основы адаптации в коллективе, стимулирования у ребенка самостоятельности в принятии решений, учиться самовыражаться. Постоянная смена видов деятельности на занятиях внеурочной деятельности не позволяет детям скучать и уставать от однообразных заданий, дети активно, с интересом работают, что способствует сбережению здоровья учащихся.
По всем данным направлениям составлены рабочие программы в соответствии с требованиями Стандарта и организации занятий внеурочной деятельности.
Дети вовлечены в творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате реализации программ у учащихся будут сформированы базовые учебные действия:
личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
Рекомендации:
продолжить работу по формированию БУД средствами внеурочной деятельности;
для придания живости, эмоциональности необходимо разнообразить активные формы и методы проведения занятий;
вести учёт внеучебных достижений обучающихся.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Включают следующие умения:
осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения,
своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий,
поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в
природе и обществе.
Включают следующие умения:
осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
осознанно относиться к выбору профессии;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
Включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать,
конструктивно взаимодействовать с людьми;
поведения других участников спорной ситуации.
Включают следующие умения:
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия
Включают следующие умения:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Включают следующие умения:
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
Включают следующие умения:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать;
писать;
выполнять арифметические действия;
наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).
Включать следующие умения:
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Таким образом, организация внеурочной деятельности обучающихся - одно из важнейших направлений деятельности школы, которое осуществляется в соответствии с задачами Федерального государственного образовательного стандарта.