«Функциональная грамотность – результат образования» (слайд)
Добрый день! Важнейшей стратегической целью, обозначенной в 2018 году Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, является вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году. На достижение этой цели направлен национальный проект «Образование». Одним из условий обозначенного результата является обеспечение высокого уровня функциональной грамотности обучающихся – главного показателя в международных исследованиях качества общего образования.
Что такое ФГ?
(слайд)«Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней».
Функциональная грамотность или просто «грамотность» выступает центральным понятием в международной программе PISA. (ПИЗА)
Термин «грамотность», введенный в 1957 году ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте.
Международная программа по оценке качества образования ПИЗА проводит свои исследования 1 раз в 3 года, Оренбургская область планируется в 2022, была в 2021 перенесены сроки из-за эпидемологической обстановки. Основной вопрос, на который отвечает исследование PISA: «Обладают ли 15-летнего возраста школьники, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.»
Одно из направлений реализации ФГОС – установка на формирование функциональной грамотности. Т.Е. повышение уровня функциональной грамотности российских учащихся может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС общего образования)
Функциональная грамотность состоит из несколько элементов читательская, математическая и естественно-научная грамотность – то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников, их креативное и критическое мышление.
«Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности? – такой вопрос поднимается в статье Г.С. Ковалевой в «Вестнике образования» за апрель 2019 года. Основные идеи статьи можно сформулировать так:
Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, требует творческой активности.
(Слайд)
1. Наиболее эффективными для развития функциональной грамотности являются работа в группах, парах, ролевые, деловые игры, метод проектов.
2. Коллективная работа имеет, безусловно, преимущества: активно формируются речевые навыки, возникает ситуация коллективного взаимодействия.Если работу в группах мы провидим не на каждом уроке, то работа в парах может проводиться практически на каждом уроке и занимает разное время в зависимости от поставленной задачи.
3. Важной дидактической единицей при формировании функциональной грамотности является текст. Именно работа с текстом позволяет помимо решения лингвистических задач (орфографических, грамматических и т.д.), формировать такие умения, как умение находить информацию, учит интерпретировать текст, оценивать.
4. Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.
5.На сайте «Просвещение» разработаны специальные серии пособий для 5-9 классовпо Функциональной грамотности, а также м/о бесплатно прослушать серию вебинаров по ФГ
6. УЧИТЕЛЯМ МОЖНО БРАТЬ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УЧАСТИЮ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ на сайте:
pisa.prosv.ru [email protected]
В нашей школе учителя начальных классов, учителя-предметники включают задания на формирование функциональной грамотности читательской, математической, естественнонаучной в урочные часы, очень хорошо задейственна внеурочная деятельность с 1 по 4 класс организованы занятия «Осмысленное чтение.Работа с текстом», проходят предметные недели. В каждом кабинете начальных классов оформлены стенды Уголок Чтения.
Много говорят сегодня о функциональной грамотности школьников. Интересный подход к формированию функциональной грамотности предложил на конференции «Цифровая грамотность», проведенной на платформе Яндекс академик РАО Амосов А.Г. Он сказал, что «необходимо так собрать или так перенастроить образование, чтобы каждый мог жить в мире разнообразия, в мире сложности, в мире неопределенности… Мы должны не столько давать рецепты стандартных решений, сколько научить учиться, и учить ребенка быть готовым к изменениям и переменам».