муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №35»
Выступление на тему
«Значение и использование государственных символов России в ДОО»
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории
Пешкова Е.А.
г. Оренбург-2022 г.
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека,
когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, егоструктуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства иприроды.
Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников.
Организовать знакомство дошкольников с государственными символами можно через обустройство развивающей предметно-пространственной среды и проведение мероприятий.
Реализовать можно посредством организации бесед, рассматривания иллюстраций, игр-бесед; дидактических игр, которые лучше проводить в индивидуальной форме; игр-путешествий, экскурсий, а также различных досуговых мероприятий и чтения художественной литературы. Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с государственными символами, следует выявить имеющиеся у дошкольников представления о гербе и флаге России. Важным условием эффективности работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственным гербом и флагом является просвещение родителей. Ребенок на пороге школы, во-первых, должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. Во-вторых, у старших дошкольников можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны. В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России.
Патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с государственной символикой как его часть - это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа даст большой эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей деятельности.
Целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России.
С российским триколором дети встречаются наиболее часто: флаги на улицах, его изображение на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах.
Можно рассказать детям, что флаг -это полотнище прямоугольной формы, состоящее из трех полос трех цветов: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного. Каждый цвет имеет своё значение. Белый цвет – цвет чистоты намерений, миролюбия и мудрости. Синий – цвет неба, воды, моря – символ свободы. Красный – цвет мужества, силы, могущества и жизни.
Затем, следует познакомить детей с Государственным гимном России, который имеет две составляющие текст и музыку.
Гимн – это тоже символ, это торжественная песня, славящая нашу Родину – Россию. Гимн исполняют во время самых торжественных случаев, например при награждении победителей международных спортивных соревнований. Государственный гимн принято слушать стоя. При его исполнении мужчины и мальчики должны снять головные уборы. Тем самым граждане страны проявляют уважение к своей стране. Гимн нашей страны очень торжественный. Посвящен он нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным, отважным людям, великой истории. В гимне поется о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Гимн был написан композитором А. В. Александровым и поэтом С. В. Михалковым.
Далее знакомим с гербом России. Можно рассказать о том, что гербы появились давным-давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. На гербе нашего государства изображен орел с двумя головами, у орла распущенные крылья, на головах три короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой золотой жезл. На груди орла щит – это герб города Москвы. Москва – столица нашего государства. На щите мы видим всадника, поражающего копьем дракона. Это Георгий Победоносец.
Каждый элемент герба имеет свое значение:
– двуглавый орел – символ единства России;
– короны – союз республик, входящих в состав России;
– жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство.
– всадник на щите на груди орла – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врагов.
Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с символикой России соответствует одному из основных дидактических принципов - от простого к сложному - и даст хорошие результаты.